Турция не собирается останавливать тендер по выбору генподрядчика для строительства своей первой АЭС, заявил министр энергетики этой страны Хильми Гюлер (Hilmi Guler).
Слухи о досрочном прекращении торгов поползли в турецкой прессе сразу после вскрытия третьего конверта - последней составляющей предложения, сделанного консорциумом во главе с "Атомстройэкспортом". Содержащаяся в нём цена за киловатт-час новой АЭС - 21,16 цента - показалась турецкой стороне слишком дорогой.
Номинальный организатор тендер - компания TETAS - отвергла все попытки россиян внести новое коммерческое предложение, более точно соответствующее реалиям сегодняшнего дня. TETAS дала понять также, что направит в правительство Турции доклад с отрицательным заключением по исходному предложению консорциума.
Но Гюлер - по крайней мере, на публике - не выглядит счастливым от подобной перспективы. Если в первые дни после вскрытия конверта министр воздерживался от чётких комментариев, то в пятницу он уже был безапелляционен: "Атомная энергетика входит в число энергоисточников, от которых Турция не может отказаться, и поэтому наше устремление к её использованию сохраняется".
Тендер идёт своим чередом и не будет остановлен, добавил Гюлер.
Накануне сотрудничающие с ГК "Росатом" российские издания подготовили и распространили серию интервью с экспертами и депутатами. Их лейтмотив - Турция торгуется с "Атомстройэкспортом" и пытается сбить цену ниже разумного предела. Высказывания Гюлера можно считать косвенным подтверждением этому, ведь, в противном случае, министр прервал бы тендер и начал бы подготовку к новым торгам.
Насколько именно АСЭ готово снизить стоимость киловатт-часа, не знают даже хорошо осведомлённые турецкие и западные СМИ. Обращает на себя внимание и другой факт - неизвестно, что российская сторона вкладывает в величину 21,16 цента.
Например, в прошлом году из Турции поступали обрывочные сообщения о готовности России возвращать к себе ОЯТ с турецкой АЭС. Неизвестно, нашло ли это отражение в тендерных предложениях нашего консорциума.
За всем, что происходит вокруг турецкого тендера, внимательнейшим образом наблюдают французские государственные структуры. Этот факт открытым текстом признал посол Франции в Анкаре Бернар Эми (Bernard Emie). На днях дипломат лично побывал в провинции Мерсин, где, собственно, и предполагается построить первую станцию.
Проект EPR-1600 от французской группы AREVA должен был участвовать в турецком атомном тендере наряду с российскими предложениями, но собиравшиеся выдвинуть его компании выбыли из борьбы ещё на начальном этапе.
ИСТОЧНИК: Михаил Сторожевой, AtomInfo.Ru
ДАТА: 25.01.2009
Темы: АЭС, Турция, Атомстройэкспорт, Мнения, Михаил Сторожевой