На первый взгляд, все споры и дискуссии вокруг ядерной сделки Индии и США представляются законченными. Дели и Вашингтон потратили на сделку три года, и теперь процесс идёт по накатанной колее. Конечно, то, что получилось на выходе, не имеет никакого отношения к совместному заявлению лидеров двух государств, сделанному в 2005 году, пишет в Express Business экс-директор центра атомных исследований имени Хоми Баба (BARC) А.Н.Прасад.
Хорошо координированная кампания позволила американцам в конечном итоге достичь своих главных целей - ввести Индию в общемировой нераспространенческий режим, ограничить возможности индусов по дальнейшему развитию стратегической (военной) ядерной программы и открыть для американских фирм перспективный индийский атомный рынок.
Индия, в свою очередь, называет своими приоритетами в сделке получение доступа к зарубежному урану, помощь в расширении национального атомного парка, снятие международного эмбарго и возможность использовать последние достижения атомных технологий.
Индийские сторонники сделки часто приводят в её оправдание то обстоятельство, что она позволила покончить с изоляцией страны. Теперь Индия сможет приобретать самые современные ядерные реакторы. Но как это будет выглядеть на практике?
Блокада Индии началась в 1974 году после проведения ядерных испытаний на полигоне Похран. На тот момент индийские специалисты не умели строить блоки с энергетическими реакторами. Но, лишившись доступа к западным технологиям, индусы двинулись в путь самостоятельно. Все крупнейшие достижения индийского атомного сектора были сделаны именно в условиях изоляции. Более того, годы блокады называют золотым веком индийского атома!
После испытаний 1998 года на Индию были наложены дополнительные санкции, включающие в себя запрет на поставку товаров двойного назначения. Индия ответила на это новыми успехами на атомном фронте и подошла вплотную к использованию тория для производства электроэнергии.
В конце концов, мир осознал, что изоляция Индии даёт эффект, противоположный задуманному, и сменил образ действий. Теперь для Индии открыты все возможности международного сотрудничества, и эта страна с непонятным энтузиазмом бросается в омут зависимости от иностранных компаний.
Индийским специалистам было давно известно, что имеющихся запасов урана в стране не хватит для реализации сколь-нибудь масштабных атомных проектов. Развитие мирного атома в Индии всегда связывалось с торием. Теперь же дефицит урана внезапно стал "откровением" для индийского правительства, и оно заговорило о "необходимости" поставок урана из-за рубежа.
Политики утверждают также, что ядерная сделка волшебным образом приведёт к появлению у Индии огромных атомных мощностей, и что уже к 2020 году в Индии будет эксплуатироваться 20 ГВт(эл.) АЭС.
Насколько реалистичны подобные планы, можно судить хотя бы по такому простому факту. В 2006 году министерство атомной энергии Индии составило следующую программу по вводу 14 ГВт(эл.) до 2020 года:
Из отпущенного не слишком длинного срока прошло уже два года. Ни по одному из этих проектов не сделано никаких реальных практических шагов - пожалуй, за исключением только российских ВВЭР-1000, которые могут появиться на АЭС "Куданкулам" в рамках готовящегося межправительственного соглашения. А ведь до 2020 года остаётся всего лишь 11 лет!
За суетой вокруг сделки с США, индийское правительство забыло важное правило, которое гласит: ядерный бизнес - это серьёзный бизнес, имеющий множество аспектов. Строительство АЭС принципиально отличается от сооружения угольных станций, потому что одной ошибки достаточно для катастрофы.
Погнавшись за заведомо недостижимой целью - 20 ГВт(эл.) АЭС к 2020 году и 40 ГВт(эл.) АЭС к 2030 году - правительство Индии ставит под угрозу главное направление индийской атомной отрасли, а именно, ториевую энергетику. Сделка с США может нарушить естественный путь развития атомного сектора Индии и ввергнуть его в пучину урановой зависимости от иностранцев, заключает А.Н.Прасад.
ИСТОЧНИК: AtomInfo.Ru
ДАТА: 28.11.2008
Темы: Уран, Торий, Азия, Индия, США