Перевод статьи "Уолл-стрит Джорнэл", подготовленный сайтом Inopressa.
Знаковое для администрации Буша соглашение о сотрудничестве с Россией в атомной сфере, скорее всего, не будет принято до завершения президентского срока Джорджа Буша. Это очередной пример негативного влияния агрессивных действий России в Грузии на международную политику.
Подписанный Бушем и тогдашним российским президентом Владимиром Путиным в 2007 году договор предполагает расширение сотрудничества США и России в рамках программы создания реакторов и хранилищ ядерного топлива, препятствующих распространению ядерного оружия. В Белом доме этот пакт воспринимали как способ расширить начавшееся с завершением холодной войны сотрудничество Москвы и Вашингтона по ряду вопросов – от нераспространения ядерного оружия до разработки альтернативных источников энергии.
Действующая администрация впервые представила законопроект на рассмотрение Конгресса в мае, в надежде, что к сентябрю его удастся принять.
Представитель администрации, осведомленный об идущей в Совете национальной безопасности дискуссии, в пятницу сообщил, что в результате грузинского конфликта Белый дом теперь "пересматривает все связанные с Россией перспективы". В том числе под вопросом оказалась и инициатива сотрудничества в атомной сфере. "Отныне дела не будут вестись как прежде", – сказал чиновник.
Ведущие конгрессмены также говорят, что шансы на принятие ядерного пакта до конца текущей сессии Конгресса невелики: дело в том, что среди ключевых законодателей из Палаты представителей и Сената распространяются скептические настроения.
Сенатор от Делавера Джозеф Байден, председатель сенатской комиссии по внешней политике, на прошлой неделе заявил, что, вернувшись из ознакомительной поездки в Грузию, не намерен поддерживать данный законопроект в рамках текущей сессии. Этот представитель Демократической партии, которого считают одним из возможных кандидатов на пост вице-президента, заявил, что первоначально намеревался поддержать договор.
"Действия России свели на нет возможность продвижения законодательных инициатив о развитии американо-российского партнерства... в том числе и соглашения, которое позволило бы форсировать сотрудничество с Россией в выработке атомной энергии", – говорится в письменном заявлении сенатора Байдена.
Будущее договора представляется туманным, и это очередной пример того, как российско-грузинский конфликт повлиял на ситуацию в мире. В текущем месяце администрация Буша и Польша договорились о размещении на территории последней элементов американской системы ПРО. Этот шаг готовился давно, но его реализация в результате конфликта ускорилась.
Кроме того, задержка с принятием договора являет собой срыв усилий администрации Буша по нераспространению ядерного оружия, которые являются краеугольным камнем попытки повысить безопасность международных поставок ядерного сырья. Одновременно Белый дом работает над заключением такого же договора с Индией.
Давно назревавший конфликт между Россией и Грузией по поводу двух грузинских провинций в августе вылился в открытую конфронтацию, в ходе которой российские войска разгромили своего противника, после чего было достигнуто соглашение о прекращении огня. Правительства стран Запада, в той или иной степени осудившие действия Москвы, теперь выражают недовольство тем, что российская сторона не соблюдает условия данного соглашения, но едва ли могут как-либо повлиять на сложившуюся ситуацию.
Конечно, бывшие и нынешние американские чиновники говорят, что у Москвы и Вашингтона после разрешения конфликта все равно останутся возможности для расширения сотрудничества по ряду вопросов – от нераспространения оружия до энергетической безопасности. Более того, они полагают, что следующая администрация сможет подхватить разработанный при Буше пакт о сотрудничестве в атомной сфере. А кое-кто даже призывает после успокоения грузинского кризиса расширить американо-российский диалог по ключевым вопросам национальной безопасности.
"Необходимо создать надежную платформу" для возобновления диалога с Россией, заявил Томас Пикеринг, бывший посол США в Москве, на состоявшейся на прошлой неделе конференции. Он призвал принять за основу ведущийся ныне на высоком уровне стратегический диалог с Китаем, в котором США представляет министр финансов Генри Полсон.
Еще до столкновения России с Грузией соглашение о сотрудничестве в ядерной сфере спровоцировало в Вашингтоне жаркие дебаты по поводу будущего американо-российских отношений.
Администрация Буша и другие сторонники этого документа считали его реализацию обязательным условием воспитания в Москве партнера Запада по ключевым стратегическим вопросам, таким как недопущение Ирана до ядерного оружия. Они также полагали, что сотрудничество США и России в атомной сфере могло бы лечь в основу международного режима нераспространения ядерного оружия.
В связи с риском распространения ядерного оружия Белый дом пытается удержать развивающиеся страны, ищущие альтернативные источники энергии, от освоения ядерного топливного цикла. В качестве альтернативы США собираются организовать международное хранилище ядерного топлива, из которого эти страны могли бы пополнять свои запасы. Разместить это хранилище предполагалось на территории России как одного из самых развитых производителей атомной энергии. В таких хранилищах содержится переработанное ядерное топливо, пригодное для использования в АЭС.
Россия также возлагала на этот договор и то воздействие, которое он мог бы оказать на ядерную промышленность, большие надежды. Российская ядерная отрасль в советские времена была одной из самых развитых в мире, но позднее ощутила на себе недостаток финансирования и заказов.
Несколько лет назад Кремль создал для развития ядерной индустрии новую государственную компанию, которая ищет контракты по строительству и обслуживанию ядерных объектов за пределами России, а также делает новые крупные инвестиции в собственно российскую гражданскую ядерную программу. Эта отрасль – одна из тех, которые российские власти продвигают, желая избавить экономику от зависимости от нефти и газа.
Противники ядерного соглашения настаивают на том, что Россия является неблагонадежным партнером, и указывают на стратегические связи Москвы с государствами-изгоями, такими как Иран и Сирия. В настоящее время Москва помогает Тегерану в возведении ядерного реактора на легкой воде в Бушере (Иран), а в последние годы поставляла Ирану и обычные виды вооружения.
Критики говорят, что действия Москвы в Грузии очевидным образом сводят на нет аргументы некоторых американских стратегов, которые склонны считать, что новое российское правительство в перспективе может сыграть благотворную роль на международной арене.
"Куда ядерный договор, туда и американо-российские отношения, – говорит Генри Соколски из вашингтонского научно-исследовательского центра Nonproliferation Policy Education Center, который настроен против соглашения с Москвой. – Отойдя от соглашения, администрация будет в меньшей степени расположена идти на уступки Москве".
И все же многие разработчики концепции национальной безопасности говорят, что любые меры, направленные на впутывание США в новую холодную войну грозят еще больше дестабилизировать миропорядок, который и без того находится в опасности из-за конфликтов в Ираке, Афганистане и на Ближнем Востоке в целом. Они отмечают, что Кремль может постараться пустить под откос усилия США по достижению мирных соглашений на Ближнем Востоке и по остановке ядерных программ Ирана и Северной Кореи.
Американские официальные лица видят тревожный знак в инициативе Сирии, которая на прошлой неделе призвала к углублению военного сотрудничества с Россией. Президент Башар Асад встретился в Москве с российским коллегой Дмитрием Медведевым и одобрил действия Кремля в Грузии и наступление на гегемонию Запада. Российская сторона, в свою очередь, заявила о готовности поставить Дамаску новые образцы оружия.
"Мы всегда говорили русским, что эти поставки нельзя продолжать, что они не способствуют стабильности в регионе, – заявил в пятницу представитель Госдепа Роберт Вуд. – Я призываю их прервать эти поставки".
ИСТОЧНИК: Джей Соломон
ДАТА: 25.08.2008