Пока администрация Джорджа Буша уделяет основное внимание формированию международной коалиции в поддержку инициативы GNEP, министерство энергетики (DoE) США занимается подключением к этой программе партнёров внутри страны.
Для этих целей, DoE прибегает к испытанному средству - финансовой заинтересованности. Так, министерство выплатило с февраля 2006 года в виде грантов 328 млн долларов, говорится в статье, опубликованной в Bulletin of Atomic Scientists.
Национальные лаборатории США в инициативе GNEP
GNEP предусматривает замыкание ЯТЦ, для чего потребуется разработать новые технологии и проекты реакторов, способные обеспечить рециклирование ядерных материалов.
Неудивительно, что национальные лаборатории превратились в одного из основных потребителей денег, выделяемых на нужды GNEP. В 2005 году администрация Буша запросила 45 млн долларов для финансирования работ в лабораториях в рамках инициативы, а конгресс одобрил выделение 52 млн долларов. В этом году, по предварительным оценкам, в лаборатории придёт 126 млн долларов.
Зоны ответственности между лабораториями распределяются следующим образом:
Не остаются без федеральной поддержки и прочие научные центры США. На 3-4 млн долларов пополнили свои бюджеты Сандия, Брукхэвен и Лоуренс Ливермор. Небольшие суммы получили и другие организации.
Эта деятельность, укладывающаяся также в рамки так называемой инициативы AFCI по развитию топливных циклов, потребует в 2009 году более 300 млн долларов. Но, скорее всего, конгресс США откажет в выделении столь крупных средств, и лабораториям придётся умерить аппетиты. По предварительным прогнозам, американские парламентарии намерены сохранить финансирование на 2009 год примерно на уровне 2008 года с незначительной индексацией.
Атомная отрасль в инициативе GNEP
DoE активнейшим образом добивается поддержки для GNEP со стороны атомных компаний. Пойдя на поводу у бизнеса, министерство даже согласилось внести изменения в первоначальные планы. Место долгосрочных НИОКР заняло предложение построить коммерческие объекты замкнутого ЯТЦ в ближнесрочной перспективе. Разумеется, сделать это станет возможным, только опираясь на уже существующие и апробированные технологии.
В качестве одного из последствий подобного решения, DoE пришлось отложить в долгий ящик такие принципиальные цели GNEP, как создание технологий, которые позволяли бы минимизировать активность РАО и увеличить защищённость ЯТЦ от распространения.
Но даже такие большие уступки всё ещё кажутся атомщикам недостаточными. В докладе, выпущенном в 2007 году авторами "Keystone Center" и подписанным влиятельными представителями NEI, говорится: "Переработка ОЯТ не станет экономически целесообразной в обозримом будущем". В докладе выражается также сомнение в том, что замыкание цикла сможет стать надёжным решением проблемы ядерных отходов на долгосрочную перспективу.
Не удивительно, что до сих пор атомные компании в США не дают согласия выделять средства на строительство заводов по переработке ОЯТ и реакторов на быстрых нейтронах.
Совершенно иной позиции придерживается французская группа AREVA и её американское крыло "AREVA NC". Опираясь на богатый опыт Франции по переработке, группа рассчитывает получить прибыльные контракты, связанные со строительством и эксплуатацией инфраструктуры замкнутого цикла на территории Соединённых Штатов.
Не исключено также, что интерес AREVA к Соединённым Штатам подогревается планами Германии, Японии и Швейцарии отказаться от заключения с французами новых контрактов на переработку ОЯТ.
Желание группы ввязаться в процесс замыкания ЯТЦ в Соединённых Штатах настолько сильно, что она готова заниматься этим вне пределов GNEP. В апреле 2008 года AREVA передала письмо в комиссию по ядерному регулированию США, в котором, в частности, отмечалось: "Вне зависимости от хода работ по программе GNEP, группа AREVA рассматривает возможность создания в США коммерческого центра по переработке ОЯТ… Текущие оценки показывают, что строительство центра может быть начато в 2013 году, а первые партии ОЯТ могут быть переработаны в 2017 году".
Местные власти в инициативе GNEP
В 2006 году конгресс США поручил DoE начать поиск площадок, пригодных для размещения заводов по переработке ОЯТ. В бюджете на 2008 год конгресс выдвинул требование, чтобы не менее 50% средств, выделяемых на нужды AFCI, шли бы на финансирование исследований в американских университетах и компаниях. DoE использовало это требование для укрепления поддержки GNEP в отдельных американских регионах.
Так, в августе 2007 года DoE выбрало 11 университетских команд исследователей, представлявших 38 вузов из 22 штатов, для получения грантов по программе GNEP. Министерство выразило готовность выплатить до 16 млн долларов районам, согласным в будущем разместить у себя объекты замкнутого цикла.
Однако конгресс, где всё более и более превалирует отрицательное мнение по поводу GNEP, не дал разрешения атомщикам на строительство быстрого реактора и перерабатывающего завода в обозримом будущем. DoE оказалось вынужденным сконцентрировать усилия на доводке технологий в ущерб работам над конкретными проектами, и приём предложений по их размещению был временно прекращён.
Американские политики в инициативе GNEP
В поддержку GNEP по-прежнему выступает целая группа влиятельных американских политиков. Однако приближающиеся выборы могут пробить в её рядах внушительные бреши.
Сенатор-республиканец Пит Доменичи (Pete Domenici), относящий GNEP к наивысшим приоритетам американской энергетической политики, отказался переизбираться в парламент по состоянию здоровья. Его коллега из штата Айдахо Ларри Крейг (Larry Craig), на протяжении длительного времени успешно лоббировавший выделение средств на нужды GNEP и AFCI, также принял решение о прекращении политической карьеры.
Приход в Белый дом нового президента повлияет и на расстановку сил внутри DoE. Все прошлые успехи GNEP во многом были связаны с личностью помощника министра Денниса Спуржеона (Dennis Spurgeon). До его назначения в апреле 2006 года, в структуре DoE уже более десятилетия не было чиновника столь высокого ранга, который курировал бы атомную отрасль.
Спуржеон имеет большой опыт работы в области топливного цикла, занимал различные должности в министерстве энергетики при президенте Форде, а также являлся исполнительным вице-президентом корпорации USEC - американского монополиста в сфере обогащения урана. При новом президенте США, Спуржеон может быть отправлен в отставку, что неминуемо отрицательно скажется на перспективах GNEP.
Другой ярый сторонник GNEP в DoE - замминистра Клей Селл (Clay Sell) - уже покинул государственную должность в феврале этого года. Наблюдатели называли его ключевой фигурой в процессе добывания бюджетных средств на нужды инициативы.
Неопределённое будущее GNEP
Отношение к GNEP в конгрессе США резко изменилось к худшему. Свою роль в этом сыграли растущий скептицизм по поводу расходов и опасностей распространения, а также постоянно меняющиеся планы DoE и наличие претензий к качеству работы менеджеров министерства.
В результате, конгресс, не решаясь полностью прервать работы по GNEP, прибегнул к тактике сокращения бюджета. В прошлом году, депутаты выделили атомщикам на эту инициативу менее 50% от первоначально запрошенной суммы. С большой вероятностью, то же самое парламентарии сделают и в этом году - особенно, если учесть, что многие профильные комитеты в конгрессе возглавляют люди, не скрывающие своих критических взглядов по отношению к GNEP.
Попытки DoE ускорить переход GNEP в практическую плоскость - то есть, задуматься над строительством топливной инфраструктуры и быстрых реакторов по существующим технологиям - натолкнулись на возражения со стороны национальной академии наук и счётной палаты США. А эксперты конгресса подсчитали, что переработка ОЯТ в США будет на 25% дороже, чем его прямое захоронение в горе Юкка.
Но министерство не собирается сдаваться. В феврале этого года DoE анонсировало планы по созданию нового государственного органа, в чьи обязанности будет входить координация всех работ по GNEP. Источником финансирования новой структуры должен стать фонд, в котором накапливаются отчисления от владельцев АЭС в счёт решения проблемы ОЯТ.
Иными словами, в этом случае сторонникам GNEP не пришлось бы более просить денег у парламентариев. Но окончательное заключение о возможности использования средств фонда на нужды GNEP должны принять сами депутаты.
ИСТОЧНИК: AtomInfo.Ru
ДАТА: 20.08.2008
Темы: США, GNEP, ЯТЦ, Быстрые натриевые реакторы, AREVA