Сергей Воробьёв: нас курирует Росатом

Сергей Воробьёв, МНТЦ

На вопросы электронного периодического издания AtomInfo.Ru отвечает первый заместитель исполнительного директора Международного научно-технического центра (МНТЦ) к.ф.-м.н. Сергей ВОРОБЬЁВ.

Неотложная помощь оружейникам

Сергей Анриевич, когда и в связи с чем был создан МНТЦ?

Наш центр был образован в 1992 году на основе соответствующего межправительственного соглашения. Насколько мне известно (в документах это не отражено), с инициативой о создании центра выступил глава внешнеполитического ведомства Германии Ганс-Дитрих Геншер.

В то время существовала нешуточная озабоченность в связи с тем, что после распада Советского Союза было резко сокращено или сведено практически к нулю государственное финансирование многих оборонных предприятий, имевших отношение к разработке ОМП.

Высказывались опасения, что значительное количество специалистов, обладающих так называемыми "критическими" знаниями, может, покинув свои институты, оказаться вне контроля как собственного государства, так и мирового сообщества - а это нанесло бы серьёзный ущерб всей глобальной системе нераспространения.

Тогда и появилось предложение о создании МНТЦ. Было подписано соглашение, в котором приняли участие Евросоюз, США, Япония и Россия. Со временем, к соглашению об организации МНТЦ присоединились Канада, Южная Корея и Норвегия. Мы ожидаем, что вскоре к сторонам-участницам добавится Швейцария.

В уставе нашего центра записано, что МНТЦ призван служить нераспространению опасных знаний и технологий, для чего должен предоставлять "оружейным" учёным возможности для переориентирования своих талантов на гражданскую сферу, а также помочь применить имеющиеся опыт и квалификацию для решения национальных и международных научно-технических задач.

По известным причинам Соглашение о создании МНТЦ не могло быть ратифицировано парламентом Российской Федерации сразу после его подписания. Поэтому в 1994 году в соответствии с Законодательством РФ президентом Ельциным было подписано распоряжение о временном применении Соглашения, после чего Стороны разработали и подписали соответствующий Протокол. Активную работу Центр ведёт, начиная с июня 1994 года. Штаб-квартира МНТЦ находится в Москве.

В чём заключается деятельность МНТЦ?

Кроме уже перечисленных задач Центр, в соответствии с Уставом, призван содействовать переходу к рыночной экономике, отвечающей гражданским нуждам, поддержке фундаментальных и прикладных исследований и технических разработок, в том числе в области охраны окружающей среды, производства энергии и обеспечения безопасности в атомной энергетике, а также поощрению дальнейшего вовлечения ученых из государств СНГ и Грузии в международное научное сообщество.

Основная форма работы - финансирование и управление научно-техническими проектами.

Кроме того, для успешной подготовки предложений по проектам и последующей их реализации МНТЦ инициировал и выполняет ряд дополнительных программ, таких, как программа поддержки коммерциализации результатов, поддержка патентования, поддержка командировок, поддержка конференций и семинаров, технический тренинг и пр.

Если на первых порах мы сотрудничали, в основном, с институтами ядерной отрасли, то со временем, к финансирующим сторонам пришло понимание того, что, с точки зрения нераспространения и противодействия терроризму (имеется ввиду техническое обеспечение антитеррористических мероприятий), значимыми являются также и другие области науки, такие, как биология и химия. После этого, тематика проектной деятельности и число участников работ по проектам существенно расширились.

Тем не менее, наши принципы остаются неизменными. Мы финансируем проекты, которые, как правило, направляются нам институтами (иногда - конкретными учеными, как, например, в случае написания монографий). Получив предложения, мы рассматриваем их с точки зрения соответствия нашим правилам и процедурам, потом предложения анализируются финансирующими Сторонами и выносятся на обсуждение Совета Управляющих, где и принимается окончательное решение о выделении финансирования. Процесс этот носит конкурсный характер, поэтому часть проектов, к сожалению, финансирования не получает, несмотря на актуальность и высокие оценки.

Проекты к нам поступают самые разные. Их средняя стоимость составляет 200-300 тысяч долларов, а среднее время выполнения - 2-3 года. Всего с 1994 года мы профинансировали более 2000 проектов. На данный момент, у нас в работе находятся порядка 500 проектов, в которых были заняты около 60 000 специалистов из более, чем 600 российских институтов. Общая сумма, затраченная на все проекты, составила около 800 млн. долларов США.

Не буду оценивать технические результаты выполнения проектов, это тема отдельного разговора, но скажу, что при выполнении многих из них были достигнуты значительные результаты.

Финансовые средства МНТЦ поступают непосредственно исполнителям

Вы упомянули о 800 млн. долларов. Эти суммы выдавались как гранты, или для их получения использовалась иная процедура?

В общепринятой терминологии подобное финансирование называется грантом. Однако, наш Центр оперирует понятием "проект". По сути своей это финансовые средства, которые предоставляются коллективам учёных для проведения исследований.

Конечно, предоставление финансирования сопряжено с выполнением определённых условий, которые оговорены в Соглашении, Уставе, правилах и процедурах Центра, и одобрены всеми Сторонами.

Одно из таких правил - не менее 50% стоимости проекта должно быть потрачено на оплату труда, причем оплату именно исполнителей. При этом средства поступают непосредственно на счета участников проектов по отдельной бюджетной линии. Не буду комментировать причину появления этого правила. Думаю, что для большинства руководителей российских институтов комментарии не нужны.

Другое правило - не менее 50% участников проекта должны быть специалистами в области ОМП, что обусловлено основным "адресом" МНТЦ.

Кроме того, львиная доля оборудования, необходимого исполнителям проектов проходит через отдел закупок Центра, что в числе прочего, способствует прозрачности операционной деятельности МНТЦ. Практика подтвердила правильность такого подхода.

В наших проектах предусмотрены и накладные расходы. Как правило, они не превышают 10% от стоимости проекта.

Вся деятельность по проекту, как и деятельность самого центра, не облагается налогами. Единственным исключением, до последнего времени, был НДС. В настоящее время деятельность МНТЦ освобождена и от этого налога.

Какая деятельность допускается в рамках проекта, кроме непосредственно проведения исследований? Это - командировки, приобретение печатных изданий, обеспечение информационных потребностей (интернет, связь), участие в конференциях и другие.

Кстати, последнее достаточно важно, ведь вступительные взносы на конференциях сейчас доходят до 1000 долларов.

Да, к сожалению, это действительно так. Ничто не дешевеет в этом мире, в том числе и доступ к научно-технической информации.

Итак, все расходы сводятся в структуру цены, которая является неотъемлемой частью проекта, и подвергается аудиту со стороны МНТЦ. В этом состоит ещё одно, весьма значимое отличие Центра от других фондобразующих организаций. МНТЦ предоставляет средства и проводит технический мониторинг и финансовый аудит проектов.

В МНТЦ каждый проект находится в ведении старшего куратора. В его обязанности входит содействие исполнителям, а также контроль за процессом выполнения проекта, в том числе и проверки "на местах" - с посещением институтов-исполнителей. Что касается финансового аудита, то он проводится с применением стандартных процедур МНТЦ, для чего в финансовом отделе Центра есть специализированная группа квалифицированных специалистов и отлаженная система отчетности.

Хочу отметить, что все действия российских институтов (в том числе прием аудиторов) проводятся в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации, с оформлением всех необходимых в подобных случаях разрешительных процедур.

Ещё одна особенность Центра заключается в том, что у нас предусмотрено такое понятие и явление, как зарубежный "коллаборатор" (collaborator) проекта. Наш центр, разумеется, не всегда в состоянии самостоятельно оценить, с научной точки зрения, как сам процесс выполнения, так и научные результаты проектов. Поэтому финансирующие стороны решили, в дополнение к усилиям Секретариата МНТЦ, для оценки хода работ по проекту и ценности полученных результатов назначить "зарубежного коллаборатора" проекта.

В таком качестве может выступать зарубежный специалист в соответствующей тематике проекта области. Практически коллаборатор зачастую становится соисполнителем научных исследований и, фактически участником проекта.

А кто назначает коллабораторов?

Коллабораторов назначает финансирующая сторона, с пониманием того, кому из собственных специалистов можно поручить курирование проекта с научной точки зрения.

Участвуют ли в работе центра другие бывшие республики СССР, кроме России?

На первых порах, из стран СНГ Соглашение подписала только Российская Федерация. Впоследствии к Соглашению об МНТЦ присоединились Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизстан и Таджикистан. В этих странах были образованы и успешно действуют отделения Центра.

Украина пошла своим путем. В Киеве был основан Украинский Научно-технический центр (УНТЦ), к которому присоединились среди прочих Азербайджан, Узбекистан и Молдавия.

Проекты регулярные и партнёрские

МНТЦ работает только с бюджетными деньгами, или у центра есть аналог института промышленных партнёров, который существует в некоторых американских инициативах?

У нас существует два типа проектов. Регулярные проекты поддерживаются из общего фонда, куда поступают средства финансирующих сторон. Но есть и второй тип проектов. Наши учёные могут самостоятельно находить партнёров за рубежом и осуществлять проекты с помощью МНТЦ.

Могу привести примеры таких заказчиков - это "Danone", "Nissan", "AirBus" и некоторые другие. Заказчики переводят финансовые средства в МНТЦ, а мы запускаем проект в соответствии со своими процедурами. По нашей терминологии, такие проекты называются партнёрскими.

Кто инициирует проекты, проходящие через МНТЦ?

Регулярные проекты возникают, как правило, по инициативе институтов. По партнёрским проектам к нам обращаются обе стороны (заказчик и исполнитель) после того, как они достигли между собой определённого взаимопонимания.

Сейчас мы внедряем в нашу практику программный подход, в соответствии с которым некоторые совместно определенные области исследований будут приоритетными для финансирования. Среди таких направлений - безопасность ядерной энергетики, физика высоких энергий, нанотехнологии, глобальные климатические явления, техническая поддержка антитеррористических мероприятий, борьба с опасными заболеваниями.

В пределах установленных областей мы предполагаем таким образом проводить конкурсы проектов, чтобы они объединяли в себе национальные интересы участвующих стран, включая Россию.

Каков статус результатов, получаемых в ходе выполнения проектов?

Статус результатов оговаривается при заключении соглашения по проекту. Все права на результаты, полученные при выполнении проекта, принадлежат институту-исполнителю. Профинансировавшая проект сторона имеет преимущественное право на получение соответствующей лицензии на собственной территории. Все прочие вопросы обращения с интеллектуальной собственностью решаются на договорной основе.

Эти положения были зафиксированы в документах центра в первые годы существования МНТЦ. Они развиваются и модифицируются. Недавно, на Экспертном совещании в Государственной Думе Российской Федерации были одобрены применяемые МНТЦ подходы по обращению с объектами интеллектуальной собственности.

Тем не менее, мы постоянно совершенствуем положения соглашений по проектам касающиеся собственности на результаты работ. Так было принято решение о создании рабочей группы (с участием, в том числе, представителей МНТЦ и Роспатента) для оперативного отслеживания изменений в законодательстве Российской Федерации и своевременного их учета в деятельности Центра.

В партнёрских проектах ситуация, как правило, иная. Например, если зарубежная компания заказывает через нас работу российскому институту, то в этом случае в Соглашении по проекту чётко прописывается, что и кому в результате будет принадлежать, разумеется, при безусловном соблюдении законодательства РФ.

Расширение - вопрос политический

Хотелось бы вернуться к детализации проектов, ведущихся через МНТЦ. Настаиваете ли вы на том, чтобы оружейный учёный полностью менял профиль своей деятельности? Переходил, например, от ядерной физики к информатике…

Нет, МНТЦ не ставит перед собой таких целей. Специалист - участник проекта МНТЦ, как правило, остаётся в отрасли и продолжает свою работу.

Поймите правильно - в отраслях, связанных с созданием ОМП всегда были задействованы специалисты высочайшей квалификации и широчайшего профиля. Это воплощение огромного конгломерата знаний в самых разных областях науки и техники - физике, химии и многих других. Специалисты, которые привлекаются к нашим проектам, обычно выбирают тематику, близкую к их профессиональному опыту. Оставаясь сотрудниками своих институтов, они приобретают возможность приобщится к работам по международным научно-техническим проектам, к тому же за дополнительное материальное вознаграждение.

Есть у нас и такие проекты, которые завершаются созданием новых рабочих мест, но обязательное перепрофилирование оружейников в наши цели, конечно же, не входит.

Не мешает ли реализации проектов МНТЦ отсутствие некоторых соглашений с США - например, соглашения "123"?

Не мешает, но в некоторой степени сдерживает. В отсутствие "123" , например, возникают конкретные проблемы с реализацией проектов в ядерной области.

В нашей деятельности приходится решать немало вопросов, связанных с экспортными ограничениями. Как участникам проектов, так и нам приходится очень внимательно отслеживать соответствующие требования законодательства. Вопросы экспортного контроля всегда были и остаются приоритетными для нашего центра. Решению возникающих проблем немало способствуют плодотворные рабочие контакты со специалистами Росатома ФСТЭК, за что, пользуясь случаем, хочу выразить им искреннюю благодарность.

Есть ли движение к дальнейшей интернационализации деятельности МНТЦ? Как известно, в последние годы обеспокоенность по поводу возможной утечки чувствительных технологий из России существенно снизилась. Зато появляются такие горячие точки, как КНДР, Ливия, Сирия, Ирак и многие другие.

МНТЦ есть продукт межгосударственного соглашения, и действует в строгом соответствии с ним. Присоединение к международному Соглашению - вопрос политический.

Могу только с уверенностью сказать, что МНТЦ создал уникальный механизм, технологию функционирования многонационального научного центра, который успешно действует на протяжении почти 15 лет в условиях постоянно изменяющихся условий. Вне всякого сомнения, наш опыт будет востребован мировым сообществом. А вот когда и где - это вопрос не наш.

Международный секретариат

У вас создан хороший механизм, но политико-экономическая ситуация в России изменилась. Счётная палата США, например, выпустила доклад, в котором поставила под сомнение необходимость дальнейшего существования программ по поддержке российских оружейных учёных. В связи с этим, как Вы оцениваете перспективы МНТЦ на будущее?

Думаю, что в выводах аудиторов американской Счётной палаты есть своя логика. Подобные утверждения звучат и в России. Да, Россия окрепла. Да, финансирование наших институтов существенно улучшилось - правда, следует признать, что далеко не в той мере, что обеспечила бы развитие "инновационной" экономики. Но давайте поставим вопрос так. Достаточно ли у наших институтов опыта и финансовых возможностей для установления столь необходимых стабильных международных связей - участия в международных конференциях и семинарах, публикации в зарубежных изданиях, патентования разработок, приобретения научно-технических журналов и пр. В этом, как и во многом другом, нашим институтам оказывает содействие МНТЦ.

Теперь отвечу на ваш вопрос по поводу будущей роли МНТЦ.

Первое - жизненно важно не прекращать усилий по поддержке режима нераспространения в мире до тех пор, пока в этом будет заинтересовано мировое сообщество.

Второе, я считаю, что МНТЦ - это не имеющий аналогов механизм, позволяющий сводить возможности отечественных научных коллективов с потребностями инновационного российского и зарубежного рынков научно-технической продукции. Имеется в виду не только и не столько финансовая помощь, а прежде всего содействие в организации научно-технической кооперации.

Такого рода активность, на мой взгляд, может стать одной из основных для нашего центра в будущем.

Кроме того, мы способны инициировать и сопровождать выполнение высококачественных проектов. Мы можем обеспечить независимый мониторинг, проверку результатов финансовой деятельности по проекту, контролировать своевременное предоставление отчётности, и многое другое. Иными словами, МНТЦ являемся международным научно-техническим секретариатом.

Только не позволяйте термину обмануть себя! Секретариат не означает, что наши услуги носят исключительно "секретарский" характер. В МНТЦ работает немало учёных, имеющих ученые степени - физики, химики, биологи, врачи, инженеры.

МНТЦ в состоянии самостоятельно делать экспертные оценки по проектам, но наиболее важным, то, что как международная организация, МНТЦ обладает опытом организации международных экспертных группу с участием как отечественных, так и иностранных специалистов. Немаловажным обстоятельством является то, что все сотрудники МНТЦ владеют английским языком.

Кому МНТЦ сейчас подчиняется?

Как международная организация, МНТЦ подчиняемся Совету Управляющих, в который входят представители всех Сторон. При этом каждая сторона осуществляет курирование деятельности МНТЦ через ту или иную государственную структуру.

Так, в Евросоюзе это Еврокомиссия, в Соединённых Штатах - Госдепартамент, а в России - как уже было сказано - Росатом.

Ожидается, что в ближайшее время формула "подчинённости" МНТЦ в России будет уточнена, однако я надеюсь, что именно Росатому Правительство России поручит и в дальнейшем патронаж МНТЦ.

Спасибо за интервью для электронного издания AtomInfo.Ru.

ИСТОЧНИК: AtomInfo.Ru

ДАТА: 13.08.2008

Темы: МНТЦ, Россия, Интервью, Нераспространение


Rambler's Top100