Ядерная сделка Индии и США восстала из мёртвых

Индия сделала новый шаг на пути к выходу из международной атомной изоляции. Правительство этой страны заручилось поддержкой в парламенте со стороны региональной социалистической партии "Самаджвади". Теперь кабинету министров более не угрожает вотум недоверия, и правительство сможет приступить к реализации последних оставшихся этапов ядерной сделки с США.

Конечно, Амар Сингх, генеральный секретарь "Самаджвади", заверяет журналистов в том, что его партия не изменит своего негативного отношения к ядерной сделке до тех пор, пока правительство - а точнее, премьер-министр Манмохан Сингх - не даст публичных ответов на все вопросы левых партий.

Однако выступление главы кабинета, даже если оно случится, не повлечёт за собой никаких юридически обязательных последствий. По индийской конституции, у депутатов нет права ратифицировать международные договора, и единственное, чего опасалось правительство, была возможность распада поддерживающей его коалиции в парламенте. Теперь же, с выходом на арену "Самаджвади", такая опасность окончательно устранена.

Явно с целью успокоить своих мусульманских избирателей, Амар Сингх требует от Манмохана Сингха "полных объяснений" по поводу двукратного голосования за антииранскую резолюцию делегата от Индии в совете управляющих МАГАТЭ. Наблюдатели предсказывают, что и здесь правительство сумеет ограничиться общими заверениями и клятвами в том, что Дели встал на путь осуждения своего давнего друга и соседа Тегерана по причинам, никак не связанным с ядерной сделкой.

Хотя окончательных заявлений об изменении состава проправительственной коалиции в индийском парламенте пока не сделано, в отношениях между находящейся у власти партией ИНК и её бывшими коммунистическими союзниками уже наметились перемены. Индийские СМИ проамериканской ориентации с нескрываемым удовольствием сообщили, что ИНК не спешит с ответом на ультиматум коммунистов, требующих скорейшей публикации текста соглашения о гарантиях между Индией и МАГАТЭ.

История вопроса

Индия была одним из первых азиатских государств, задумавшихся над развитием атомной энергетики - и мирной, и, как выяснилось впоследствии, военной. 4 августа 1956 года на территории Центра атомных исследований имени Хоми Баба (BARC) впервые достиг критики первый азиатский исследовательский реактор APSARA британского производства. Своё имя, согласно официальной версии, реактор получил от премьер-министра Индии Джавахарлала Неру, которому черенковское свечение напомнило о красе небесных дев-соблазнительниц апсар.

На первых этапах атомная программа Индии развивалась с помощью "Плана Коломбо", сформированного в 1950 году для укрепления мощи распадающейся Британской империи. Согласно плану, Великобритания и её наиболее развитые доминионы Канада, Австралия и Новая Зеландия брали на себя обязательство предоставлять техническую помощь Индии, Пакистану и Цейлону.

"План Коломбо" поспособствовал Дели в самом важном атомном приобретении. Из Канады в Индию был поставлен тяжёловодный реактор CIRUS (первая критика достигнута 10 июля 1960 года), причём Индия добилась, чтобы с самого начала в проектировании, изготовлении и строительстве реактора принимали участие индийские специалисты. Впоследствии CIRUS наработал плутоний для первых индийских ядерных зарядов, а опыт, полученный на этом реакторе, позволил Индии запустить программу строительства собственных "маленьких CANDU" (тяжёловодных энергетических реакторов PHWR малой и средней мощности).

В конце 60-ых годов настала очередь американцев. На площадке в Тарапуре выдали первые киловатт-часы два блока с водяными кипящими реакторами BWR-230, построенные компанией "General Electric". На этом, однако, экспансия иностранцев на индийском ядерном рынке была надолго прекращена - мирному атому помешал его военный собрат.

22 октября 1964 года ЦРУ США констатировало: "Правительство Индии располагает всеми элементами, необходимыми для производства ядерного оружия и имеет возможность для быстрой сборки бомбы". Свои устремления Дели оправдывал китайской военной угрозой и ссылался на растущий наступательный потенциал Народной республики.

Начиная с 1966 года, одним из приоритетов американской разведки в Индии стало отслеживание состояния дел в военной ядерной программе этой страны. Тем неожиданнее для Вашингтона оказались проведенные Индией в 1974 году ядерные испытания на полигоне "Похран". Хотя в Дели настойчиво подчёркивали "исключительно мирный" характер взрывов, обеспокоенные американцы срочно создали международную Группу ядерных поставщиков (ГЯП), главной задачей которой стало отслеживание и контролирование экспорта ядерных материалов и технологий в Индию и другие "пороговые" государства, стоящие на ближних подступах к созданию атомной бомбы.

Контролирующие и запрещающие функции ГЯП никак не прописаны в основном нераспространенческом договоре ДНЯО, а сама эта организация в первые годы выглядела слишком проамериканской. Поэтому многие крупные державы - в частности, СССР - вначале предпочли игнорировать группу и её запреты.

Это позволило первому и последнему советскому президенту Михаилу Горбачёву подписать с индийским премьером Радживом Ганди 20 ноября 1988 года соглашение о строительстве "под ключ" двух блоков с реакторами ВВЭР-1000 на площадке в Куданкуламе. По понятным причинам, проект мог бы так и остаться на пыльных полках дипломатических архивов, если бы спустя 10 лет Евгений Адамов и его индийские коллеги М.Р.Сринивасан и Р.Чидамбарам не догадались использовать его для обоснования задним числом нового соглашения на ту же тему.

Ядерные испытания 1998 года в Индии ("Похран-II") и Пакистане, универсализация ДНЯО и геополитические изменения, прошедшие после распада СССР, пошли на пользу статусу ГЯП. В наши дни в рядах группы объединились практически все мировые поставщики ядерных материалов и технологий, а руководящие положения ГЯП стали намного более жёсткими и непримиримыми к тем, кто стремится заполучить в свои руки в обход ДНЯО атомные арсеналы. Ни одна компания теперь не может подписывать контракты с Индией на поставку реакторов, а импортный уран может попасть на индийские АЭС - и то далеко не все! - лишь в тех случаях, когда возникает реальная угроза ядерной безопасности.

Ядерная сделка Индии и США

Лишённая собственных крупных запасов урана, Индия так и не смогла создать в энергетике значимый атомный сектор. Большое количество действующих энергетических реакторов (17) не должно вводить в заблуждение - их общая установленная мощность не дотягивает до 4 ГВт(эл.). Индийские реакторы PHWR в большинстве своём дёшевы и надёжны, но маломощны - по 220 МВт(эл.).

Для государства с населением, превышающим 1 млрд человек, его нынешний мизерный атомный парк является, очевидно, недостаточным. Перешагнуть естественное ограничение по запасам урана индийские атомщики планируют с помощью быстрых натриевых бридеров и ториевых реакторов, но на их массовое внедрение потребуется несколько десятилетий. В краткосрочной перспективе выручить индийцев может лишь помощь из-за рубежа.

Ещё одну проблему атомное ведомство Индии создало себе самостоятельно. Слепо следуя общемировой моде на повышение КИУМ, индийские атомщики неразумно быстро израсходовали свои складские запасы добытого урана. В результате, горнодобывающее крыло атомного министерства не успевает поставлять уран на топливные заводы, и индийские АЭС загружены сейчас только на половину своей мощности. По причине дефицита урана индийцам пришлось отложить пуск двух новых блоков на АЭС "Раджастан". Переломить эту ситуацию также возможно за счёт импортных поставок.

Группа ГЯП, где все решения принимаются только на основе консенсуса, относится к проблемам индийцев так же, как шериф - к проблемам индейцев. Все ограничения на ядерную торговлю с Индией будут немедленно сняты, если последняя присоединится к ДНЯО и демонтирует свои ядерные боезаряды. Пойти на это Индия, претендующая на роль мировой сверхдержавы, не может. Следовательно, разорвать замкнутый круг способен лишь кто-то третий, достаточно влиятельный в мировом сообществе и имеющий хорошие отношения с Дели.

Роль подобного посредника взяли на себя Соединённые Штаты. 18 июля 2005 года в Вашингтоне президент США Джордж Буш и премьер-министр Индии Манмохан Сингх сделали совместное заявление, из которого следовало - Вашингтон готов помочь Дели прорвать международную блокаду. С этого дня берёт официальный отсчёт так называемая индо-американская ядерная сделка.

После заявления глав государств, эксперты и дипломаты составили подробный план действий, которые необходимо предпринять для вступления сделки в силу. В этот план входят следующие шаги:

  1. от Индии требовалось разделить свою атомную отрасль на военную и гражданскую составляющие;
  2. от США требовалось принять законопроект, в принципе позволяющий возобновить сотрудничество в мирной ядерной области между Соединёнными Штатами и Индией;
  3. от Индии и США совместно требовалось подготовить и подписать соглашение "123", детализирующее все аспекты двухстороннего ядерного сотрудничества;
  4. от Индии и МАГАТЭ требовалось подготовить проект соглашения о гарантиях для индийских гражданских ядерных объектов;
  5. от совета управляющих МАГАТЭ требовалось одобрить соглашение о гарантиях с Индией;
  6. от Индии и МАГАТЭ требовалось подписать соглашение о гарантиях для индийских гражданских ядерных объектов;
  7. от ГЯП требовалось внести поправки в свои правила, создающие для Индии особый режим и снимающей с неё все ограничения, несмотря на её отказ от подписания ДНЯО;
  8. от США требовалось ратифицировать соглашение "123".

В качестве бонуса к перечисленным пунктам, Индия после их выполнения получала бы право сотрудничать в мирной атомной области не только с США, но и с другими государствами - в частности, с Россией и Францией. Порядок исполнения пунктов неоднократно оспаривался заинтересованными сторонами, но в конечном итоге жизнь расставила их в приведенном порядке.

Как легко убедиться, реализация ядерной сделки затянулась. По прошествии трёх лет с момента заявления Буша-Сингха выполнены только первые четыре пункта. Помимо чисто технических и переговорных затруднений - Индия настаивала на своей полной и безоговорочной "реабилитации", а США хотели бы использовать кооперацию в мирном атоме как сдерживающий фактор для индийской военной ядерной программы - возникли и проблемы политического характера, прежде всего, в Индии.

По индийской конституции, заключение международных договоров входит в прерогативу правительства, а не парламента, и это означает, что оппоненты могут добиться отмены того или иного соглашения только через "высшую меру" политического воздействия - вынесение вотума недоверия кабинету министров. На недовольство парламентского оппозиционного меньшинства Манмохан Сингх мог бы не обращать внимания, если бы располагал большинством голосов депутатов. Но похвастаться этим правящая партия ИНК не может - её пребывание у власти зависит от поддержки четырёх коммунистических фракций, объединившихся под знамёнами "Левого фронта".

Коммунисты с первых же дней невзлюбили ядерную сделку, но до поры до времени воздерживались от решительных действий. Общее экономическое положение в стране не слишком благоприятствует светским силам, и в случае вотума недоверия и последующих за ним досрочных выборов велика вероятность победы религиозных националистов. Такая перспектива не устраивает ни "конгрессистов", ни "товарищей".

Но по мере того, как переговорный процесс подошёл к пункту №4 (обсуждение с МАГАТЭ соглашения о гарантиях), возражения красных становились всё более жёсткими. Дело в том, что этот пункт - один из последних, где от Индии требовалось активное участие. В обсуждениях в СУ МАГАТЭ, конгрессе США и конференции ГЯП Индия будет играть роль пассивного наблюдателя, и возражения со стороны индийских коммунистов, естественно, никто принимать уже не станет.

Осенью 2007 года правительство Индии и коммунисты договорились о создании рабочего комитета, на заседаниях которого предполагалось вырабатывать общую стратегию действий на заключительных этапах ядерной сделки. Левые немедленно взяли курс на затягивание процесса, требуя от правительства дополнительной информации, а также времени на её обдумывание и анализ.

В результате, единственное, что удалось сделать в первой половине 2008 года - подготовить проект соглашения о гарантиях с МАГАТЭ. Передавать его на рассмотрение в совет управляющих атомного агентства - и уж, тем более, подписывать его - коммунисты запретили под угрозой отзыва своей поддержки правительству в парламенте.

Но в июле 2008 года после длительных политических манёвров Манмохану Сингху, Соне Ганди и их помощникам удалось, наконец, отыскать решение проблемы вотума недоверия. На смену коммунистам в качестве младших партнёров правящей коалиции в парламенте согласились прийти социалисты из региональной партии "Самаджвади".

До недавнего времени, "Самаджвади" критиковала ядерную сделку не менее ожесточённо, чем "Левый фронт", а также задумывалась о своей роли в индийской демократии. Среди руководства социалистов появлялись идеи о создании так называемой "коалиции третьей силы", способной на равных бросить вызов двум традиционным центрам политической власти в Индии - партии клана Ганди (ИНК) и партии правых националистов (БДП).

Но, как показало время, претензии "Самаджвади" вышли несостоятельными. Позиции социалистов в их "домашнем" штате Уттар-Прадеш пошатнулись, и перед руководством "Самаджвади" замаячила неприятная перспектива полного конфуза, если новые выборы в федеральный парламент состоятся в ближайшее время.

Выбирая между принципами и собственным выживанием, социалисты проголосовали за последнее. Голосов фракции "Самаджвади" станет достаточным для того, чтобы заблокировать потенциальный вотум недоверия правительству. Таким образом, внутренних препятствий в Индии на пути ядерной сделки более не осталось.

Позиции сторон

Что получат от вступления в силу ядерной сделки основные игроки?

Индия

Индия сможет в срочном порядке закупить уран, необходимый для эксплуатации действующих АЭС. Более того, Индия сможет преодолеть порог развития атомной энергетики, связанный с запасами урана (по общепринятым оценкам, Индия располагает запасами урана, достаточными для функционирования не более 10 ГВт(эл.) АЭС).

В стране может быть ускорена программа строительства тяжёловодных реакторов PHWR повышенной мощности 700 МВТ(эл.), перспективы которой сейчас туманны из-за дефицита урана. Наконец, Индия сможет заключать контракты на закупку легководных реакторов за рубежом.

При общении с иностранными коллегами Индия собирается следовать принципу "Каждой компании по площадке". Россияне могут локализовать свои поставки на площадке в Куданкуламе. Для французов приготовлена новая площадка в Джайтапуре. Есть претенденты и на размещение американских реакторов. Индия согласна закупать реакторы сразу у нескольких поставщиков, так как это позволит ей резко нарастить мощность своего атомного парка и довести его до 20, 40, а то и 50 ГВт(эл.).

В геополитическом плане Индия сделает важный шаг на пути к полной легализации своего ядерного оружия. Оставшись вне пределов ДНЯО (условия договора не позволяют считать Индию державой, обладающей ядерным оружием), Индия, тем не менее, добьётся снятия с себя всех наложенных на неё репрессалий со стороны мирового сообщества.

Соединённые Штаты

Об участии "Вестингауза", "General Electric" и других американских атомных компаний в лоббировании ядерной сделки сказано много. На первых порах в поддержку интересов американских атомщиков высказывался госдепартамент США - так, Кондолиза Райс предлагала Индии выделить американцам два заказа на строительство атомных блоков.

Сейчас по сторону океана о своём желании закрепиться на индийском рынке предпочитают умалчивать. Но совершенно очевидно, что после вступления ядерной сделки в силу и "Вестингауз", и "General Electric" немедленно начнут переговоры с индийскими коллегами по новым блокам.

Геополитически успешное завершение ядерной сделки может быть занесено в актив республиканской администрации Белого дома, что важно накануне президентских выборов в США. Это, кстати, прекрасно понимают соперники республиканцев - демократы. Они имеют сильные позиции в американском парламенте и постараются задержать исполнение пункта о ратификации соглашения "123" до тех пор, пока в Вашингтоне не появится следующий президент.

Франция

Позиция Франции предельно проста. Вступление ядерной сделки принесёт группе AREVA заказ на два блока на площадке "Джайтапур" с перспективой строительства здесь же новых очередей. Это хорошо укладывается в политику президента Николя Саркози, который считает, что французские EPR должны появиться в как можно большем количестве государств.

Россия

Россия, к сожалению, утратила возможность стать посредником между Индией и мировым сообществом, уступив эту роль США. Москве не удалось также разыграть "бюрократическую" карту и склонить Дели к расширению исходного соглашения по АЭС "Куданкулам" ещё на два блока.

После вступления ядерной сделки в силу, Россия утратит свою нынешнюю роль монополиста на атомном рынке Индии, которая сводилась к строительству двух блоков АЭС "Куданкулам", поставке на них ядерного топлива, а также снабжению ураном "гарантийных" индийских атомных энергоблоков.

Выигрыш России от ядерной сделки может заключаться в следующем. Она позволит российским компаниям немедленно получить заказ на два новых блока для АЭС "Куданкулам", а в дальнейшем расширить его ещё на два блока (по другим оценкам, всего Россия может претендовать на 10 новых заказов на строительство блоков на территории Индии). Экономическая выгодность новых сделок будет, разумеется, зависеть от квалификации переговорщиков г/к "Росатом".

Ещё одним важным направлением сотрудничества с Индией может стать кооперация в области быстрых натриевых реакторов. И Россия, и Индия сохраняют приверженность идее о замыкании ЯТЦ и включении в него быстрых бридеров. В течение ближайшего десятилетия наши государства будут удерживать мировое лидерство по направлению реакторов БН. Двухстороннее сотрудничество здесь может оказаться полезным, однако говорить о нём пока можно только в потенциале, так как Индия планирует сохранить бридерную программу в составе военного сектора атомной энергетики.

ИСТОЧНИК: Михаил Сторожевой, AtomInfo.Ru

ДАТА: 08.07.2008

Темы: Азия, Индия, США


Rambler's Top100