Вне зависимости от того, сможет ли индо-американская ядерная сделка выйти из тупика, Индии следует подготовить дипломатическую стратегию, которая учитывала бы все возможные последствия, пишет The Hindu.
На данный момент, ситуация иная. После четырёх раундов "боя с тенью" в рабочем комитете, созданном правящей коалицией и "Левым фронтом", стало очевидным, что правительство страны не имеет чёткой стратегии как развеять сомнения коммунистов и следовать курсу своего правительства.
В момент создания комитета - ноябрь 2007 года - было объявлено, что в его задачу будет входить рассмотрение с последующим одобрением или, напротив, неодобрением текста соглашения о гарантиях с МАГАТЭ. Однако этого документа левые так и не увидели. Правительство ссылается на вопросы конфиденциальности, но следует признать, что крайне затруднительно убедить коммунистов поддержать соглашение, не читая его текста.
Есть мнение, что правительство Индии скрывает текст соглашения из-за того, что его положения не соответствуют обещаниям, данным премьер-министром страны депутатам парламента. Скорее всего, такое предположение ошибочно - индийская делегация, ведшая переговоры с МАГАТЭ, обладает достаточным дипломатическим опытом.
Наиболее вероятно, что истинная причина отказа передавать коммунистам текст соглашения с МАГАТЭ связана с бессмысленностью дальнейших консультаций между правительством и левыми. Различие в позициях правящей коалиции и коммунистов зашло слишком далеко. По иронии судьбы, собственно ядерная сделка не представляет для "Левого фронта" особенного интереса - они выступают против стратегического и военного сближения Индии и США.
Стоит отметить, что и для Вашингтона ядерное сотрудничество с Дели значит не столь много. Если Индия превратится в военного партнёра Соединённых Штатов без помощи ядерной сделки, то американские власти сочтут свою задачу выполненной.
Таким образом, правительство Манмохана Сингха стоит перед непростой дилеммой. Оно может спасти ядерную сделку, если сможет убедить коммунистов в отсутствии у него намерений военного сближения с США. Но ядерная сделка без военной начинки станет малоинтересной для Соединённых Штатов.
Газета напоминает и о дипломатическом аспекте ядерного сотрудничества с США. Президент Буш дважды предупреждал премьер-министра Сингха о том, что судьба сделки во многом зависит от позиции Индии по ядерной программе Ирана - и оба раза это приводило к тому, что индийская делегация в совете управляющих МАГАТЭ голосовала против Исламской республики.
Сейчас Индия вернулась к своей давней позиции, подразумевающей решение иранской проблемы путём переговоров, а не силовыми методами. В то же время, опасаясь гнева американцев, Дели не торопится с реализацией проекта по строительству газопровода из Ирана, который в глазах левых партий превратился в символ независимости внешней политики страны.
Для того, чтобы ядерная сделка с США вступила в силу, сторонам осталось сделать четыре шага:
До сих пор, индийское правительство уделяло незаслуженно большое внимание второстепенным элементам ядерной сделки. Например, было сломано немало копий вокруг американского закона Хайда, предназначенного для регулирования отношений в ядерной сфере между Индией и США. Но этот закон, естественно, не имеет никакой силы для Индии.
Следует помнить также, что даже самые благоприятные для Индии американские законы не дают защиты от двойной игры со стороны Вашингтона, потому что они в любой момент могут быть изменены или дополнены конгрессом. Единственная реальная защита от действий американцев - это минимизация ядерного импорта из Соединённых Штатов.
Итак, каковы же возможные сценарии дальнейшего развития событий вокруг ядерной сделки?
Сценарий 1. Левые позволяют правительству Индии попросить МАГАТЭ о рассмотрении текста соглашения о гарантиях. При этом, левые ставят условие, что Индия не будет подписывать это соглашение до тех пор, пока ГЯП не снимет с неё ограничений. Вторым условием левых станет запрет на ввод в силу соглашения "123" с США до тех пор, пока на этот счёт не будет достигнут консенсус между правительством и коммунистами.
Совет управляющих МАГАТЭ рассматривает и одобряет текст соглашения о гарантиях с Индией. Соединённые Штаты обращаются к ГЯП с просьбой о снятии ограничений с Индии, причём индийское правительство даст понять, что его устроит только полное снятие.
ГЯП даёт согласие на полную реабилитацию Индии, которая немедленно вводит в силу свои двухсторонние ядерные соглашения с Россией и Францией. В этот момент, американский конгресс может потребовать внесения поправок в соглашение "123" или даже проголосовать против его ратификации. Или же индийский "Левый фронт" в ультимативном тоне потребует от правительства Индии отказа от вступления соглашения "123" в силу. В этом случае, закон Хайда останется пустой бумажкой, и Соединённые Штаты лишатся важного рычага давления на Индию.
Риски для Индии при реализации сценария - очень низкие.
Вероятность реализации сценария - низкая или средняя.
Сценарий 2. События развиваются так же, как и в сценарии 1, со следующим исключением - ни конгресс, ни "Левый фронт" не чинят препятствий, и соглашение "123" вступает в действие.
В ближайшие годы Индия приобретает в Соединённых Штатах большое количество ядерных материалов, а также топливо для своих реакторов, после чего оказывается под мощным прессом со стороны США. Американцы будут требовать от Индии внесения корректив во внешнюю политику, таких как отказ от дружбы с Ираном, и т.п.
Риски для Индии при реализации сценария - очень высокие.
Вероятность реализации сценария - низкая или средняя.
Сценарий 3. События развиваются так же, как и в сценарии 2, со следующим исключением - несмотря на вступление соглашения "123" в силу, Индия бойкотирует американский ядерный рынок, делая на нём лишь незначительные закупки.
Соединённые Штаты пытаются давить на Индию, но обнаруживают, что им нечем угрожать Дели.
Риски для Индии при реализации сценария - очень низкие.
Вероятность реализации сценария - средняя.
Сценарий 4. Левые позволяют правительству Индии попросить МАГАТЭ о рассмотрении текста соглашения о гарантиях. Совет управляющих атомного агентства выносит отрицательный вердикт и отказывается от будущего подписания соглашения.
Данный сценарий будет иметь неприятные дипломатические последствия для Индии, так как покажет, что мировое сообщество не согласно принимать статус Индии как державы, де-факто обладающей ядерным оружием.
Риски для Индии при реализации сценария - высокие.
Вероятность реализации сценария - очень низкая.
Сценарий 5. Левые позволяют правительству Индии попросить МАГАТЭ о рассмотрении текста соглашения о гарантиях. Совет управляющих атомного агентства выносит положительный вердикт и декларирует со своей стороны готовность подписать соглашение. Однако ГЯП выдвигает свои условия для снятия ограничений с Индии, которые оказываются для Дели неприемлемыми.
Индия выходит из процесса обсуждения ядерной сделки с чувством собственного достоинства. Напротив, Соединённые Штаты демонстрируют всему миру, что являются государством, не способным держать данное слово.
Риски для Индии при реализации сценария - низкие или средние.
Вероятность реализации сценария - низкая или средняя.
Сценарий 6. События развиваются так же, как и в сценарии 5, со следующим исключением - ГЯП выдвигает условия, которые в принципе могут быть сочтены приемлемыми для индийской стороны.
Правительство вступает в консультации с "Левым фронтом" и другими политическими партиями Индии с целью выработать наилучший курс дальнейших действий.
Риски для Индии при реализации сценария - низкие или средние.
Вероятность реализации сценария - средняя или высокая.
Сценарий 7. Коммунисты блокируют ядерную сделку в её текущем состоянии. Двухсторонние соглашения с Россией и Францией не вступают в силу. В то же время, военное сотрудничество между Индией и США продолжает развиваться.
Риски для Индии при реализации сценария - средние или высокие.
Вероятность реализации сценария - средняя или высокая.
Сценарий 8. События развиваются так же, как и в сценарии 7, со следующим исключением - левые добиваются от правительства прекращения военного сближения с США.
Риски для Индии при реализации сценария - низкие или средние.
Вероятность реализации сценария - низкая.
Сценарий 9. События развиваются так же, как и в сценарии 7, со следующим исключением - Россия и Франция решаются начать атомное сотрудничество с Индией; возможно, что США внезапно согласятся на более выгодные для Индии условия ядерной сделки.
Риски для Индии при реализации сценария - очень низкие.
Вероятность реализации сценария - очень низкая.
Задача, стоящая сейчас перед индийскими политиками, заключается в том, чтобы выбрать стратегию, позволяющую минимизировать риски для Индии. Одним из возможных благоприятных вариантов мог бы стать сценарий №3 - ввод в действие ядерной сделки при минимизации закупок ядерных материалов у государств наподобие США и одновременном расширении альтернативных поставок энергоносителей (например, строительство газопровода из Ирана).
ИСТОЧНИК: AtomInfo.Ru
ДАТА: 25.05.2008