На конференции МНТК-2008 "Безопасность, эффективность и экономика атомной энергетики" в Москве многие российские предприятия, работающие в атомной отрасли, получили возможность представить свои достижения.
С корреспондентами электронного издания AtomInfo.Ru беседует главный специалист ОАО "Конструкторское бюро специального машиностроения" (Санкт-Петербург) Владимир СУВАЛКО.
Владимир Юльянович, расскажите, пожалуйста, вкратце о продукции, которую представляет ваше конструкторское бюро?
Начиная с 1995 года, наше КБ занимается по заказу концерна "Росэнергоатом" и других ведомств - в том числе, военно-морского флота и ледокольного флота - разработкой контейнеров и оборудования для обращения с ОЯТ.
За этот период был создан типовой ряд контейнеров и упаковочных комплектов для обращения с отработавшим топливом АЭС с реакторами РБМК-1000, а также ОЯТ судовых энергетических установок. В частности, для реакторов РБМК мы предлагаем контейнеры ТУК-109.
Но на этом направлении вы сталкиваетесь с конкуренцией со стороны европейских производителей, которые поставляют свои контейнеры на Игналинскую АЭС в Литве.
Мне кажется, это право выбора заказчика и того, кто платит. Сравнивать нашу продукцию с европейскими конкурентами довольно-таки трудно. Дело в том, что и та, и другая упаковки соответствуют правилам и требованиям МАГАТЭ. Не хочу наводить лишнюю критику, но могу сказать, что у контейнеров наших конкурентов есть свои слабые места. Не забывайте, что проект для Игналинской АЭС финансировался ЕБРР, и это, по всей видимости, сказалось при выборе поставщиков контейнеров.
Возвращаясь к нашей продукции, хочу отметить, что за период с 1995 года мы разработали всю технологию для обращения с ОЯТ. Сейчас на Ленинградской и Курской станциях проектируются и строятся временные площадки, которые будут выступать в качестве буферного хранилища. На них будут использоваться наши контейнеры ТУК-109.
Одновременно мы сделали упаковочные комплекты для Казахстана, предназначенные для хранения ОЯТ быстрого натриевого реактора БН-350. К нам обращаются и другие иностранные заказчики. Как видите, у нас хороший задел.
Вопрос для уточнения - ваши контейнеры предназначаются для сухого хранения ОЯТ?
Да, это именно сухое хранение ОЯТ. Срок службы наших контейнеров составляет не менее 50 лет.
Может ли этот срок быть продлён?
В принципе, может. Но нельзя сейчас выдавать на это векселя. Требования к хранению ОЯТ меняются, и возможно их ужесточение в будущем.
Каким образом в ваших контейнерах осуществляется охлаждение?
За счёт естественной циркуляции. Добавлю, что заполнение контейнеров производится инертным газом.
Для отработки всей системы, мы создали специальную экспериментальную базу, отвечающую всем требованиям МАГАТЭ. Мы провели все необходимые испытания на аварийные ситуации, в том числе, падение с 9 метров, падение на штырь, пожар и т.п. В ходе испытаний было подтверждено, что наша продукция соответствует всем необходимым требованиям.
Мы получили ряд дипломов и сертификатов, и наша продукция запатентована как собственность Российской Федерации. Сейчас проходит отработка всего транспортно-технологического оборудования, в том числе, таких элементов, как осушка, контроль герметичности и заполнение инертным газом.
Какие заводы выпускают ваши контейнеры?
Упаковочные комплекты для ОЯТ РБМК делает ЗАО "Энерготекс", а для ОЯТ лодочных и ледокольных реакторов - "Севмаш". Но в последнее время "Севмаш" подключился и к изготовлению ТУК-109.
Спасибо за интервью для электронного издания AtomInfo.Ru.
ИСТОЧНИК: AtomInfo.Ru
ДАТА: 24.05.2008
Темы: ОЯТ, Атомное машиностроение, РБМК, Атомоходы, Интервью