Глобальное море топливных инициатив

Продолжающийся четыре с лишним года кризис вокруг ядерной программы Ирана заставил мировое сообщество задуматься над прочностью и долговечностью режима нераспространения, основы которого были заложены в годы противостояния двух сверхдержав. Исчезновение из политики "больших братьев" переложило всю тяжесть контроля за правильностью использования ядерных технологий на международные институты, оказавшиеся к этому не готовыми.

Главным инструментом нераспространенческой системы был и остаётся договор ДНЯО. Его создатели в конце 60-ых годов оставили намеренно расплывчатыми границы между государствами, обладающими и не обладающими ядерным оружием. Так, в 1969 году тогдашний советник по национальной безопасности США Генри Киссинджер писал: "Договор намеренно оставляет неопределённой позицию таких государств… которые в настоящее время могут уже произвести ядерное оружие, однако не взорвали его… Каждой такой нации была оставлена возможность дать собственное определение, что означает термин "производить".

Принципиальной слабостью ДНЯО на сегодняшний день считается отсутствие запрета на работы по обогащению урана и химпереработке ОЯТ. Действительно, эти технологии слишком близко подходят к военным задачам, и любое овладевшее ими государство волей-неволей превращается в пороговое. Исправить ошибки конструкторов ДНЯО задним числом не представляется возможным, в том числе, из-за сложности заложенной в договоре процедуры внесения в него поправок.

Единственный способ не допустить - или, хотя бы, приостановить - новой гонки ядерных вооружений заключается в интернационализации ядерного топливного цикла (ЯТЦ). Если развитые страны сумеют предложить остальным нациям привлекательные и обоснованные варианты глобального обобществления технологий ЯТЦ, то ядерное оружие по-прежнему останется уделом избранных. В противном случае, новые ядерные державы начнут расти как на дрожжах.

Инициативы по интернационализации ЯТЦ

Инициатива МАГАТЭ (INFCIRC/640)

Созданная по инициативе МАГАТЭ экспертная группа подготовила и выпустила 22 февраля 2005 года доклад, известный под номером INFCIRC/640. Этот документ можно считать первой в новейшей истории попыткой предложить создание многонациональных центров ЯТЦ. Как и любое экспертное заключение, доклад содержал описание проблем и определял стратегические направления их решения, не вдаваясь в конкретные детали и подробности.

Эксперты предложили задуматься над следующим:

В докладе INFCIRC/640 признавалось, что юридических механизмов, способных обеспечить гарантированность и бесперебойность поставок ядерного топлива, в настоящее время не существует, и их ещё предстоит создать. Заложив основу для многих будущих инициатив, экспертная группа, тем не менее, расписалась в собственном бессилии - найти оптимальное и удовлетворяющее всех решение проблемы ЯТЦ без поддержки со стороны развитых государств оказалось невозможным.

Инициатива Владимира Путина (создание глобальной инфраструктуры атомной энергетики, или инициатива ГИАЭ)

Начало ГИАЭ было положено в январе 2006 года выступлением российского президента В.В.Путина в Санкт-Петербурге на саммите ЕврАзЭС. Он предложил создать такую мировую инфраструктуру, которая позволила бы обеспечить равный доступ всех заинтересованных государств к атомной энергии, но при этом надёжно гарантировала бы соблюдение требований режима нераспространения.

В атомном "плане Путина" можно выделить четыре основных направления:

Наиболее разработанной к данному моменту - и, соответственно, более всего известной - частью плана Путина стал пункт о МЦОУ. Подобные центры должны функционировать как коммерческие совместные предприятия, не пользующиеся государственной поддержкой. Естественно, что владельцы акций СП должны получать дивиденды от проходящих через центры заказов.

В совет директоров МЦОУ будут входить представители властей и атомных компаний, а также эксперты МАГАТЭ. У самого атомного агентства не будет права голоса, однако оно сможет сертифицировать условия поставок топлива, а также будет давать советы и предоставлять консультации.

Собственно технологии обогащения урана Россия предлагает тщательно оберегать и не допускать к ним представителей неядерных стран. Гарантии МАГАТЭ для центра в Ангарске будут также ограничены только учётом и контролем за находящимся в МЦОУ ураном, без допуска инспекторов к технологическим процессам.

Потребителями продукции центра станут, в первую очередь, те государства, кто не умеет самостоятельно обогащать уран. А для желающих приобрести акции МЦОУ может быть введено и более жёсткое условие - все ЕРР, необходимые для работы их атомных станций, должны приобретаться только у международных центров; иными словами, это означает фактический отказ от собственных мощностей по обогащению урана.

Остальные положения инициативы ГИАЭ пока остаются в области благих пожеланий. За два года, прошедшие с момента выступления российского президента, какого-либо конкретного наполнения от заинтересованных ведомств они не получили. Стоит добавить, что в документе, подготовленном Росатомом и распространённом в июне 2007 года в МАГАТЭ, "существо и ход реализации" ГИАЭ неожиданно сократились в объёме и оказались приравненными к одному лишь первому пункту президентского плана, а именно, к созданию МЦОУ в Ангарске.

Концепция шести государств

Эта инициатива была выдвинута в мае 2006 года правительствами шести стран - Франции, Германии, Нидерландов, России, Великобритании и США. В Вашингтоне утверждают, что "концепция шести" базируется на принципах, сформулированных американским президентом Джорджем Бушем двумя годами ранее.

Шесть государств предложили странам-продавцам ядерного топлива модифицировать свои контракты с потребителями и внести в них условия, так или иначе гарантирующие надёжность и бесперебойность поставок ядерного горючего. Следующим шагом стало предложение о создании нескольких топливных банков - резервных запасов низкообогащённого урана. Подобные банки не обязательно должны контролироваться МАГАТЭ, однако атомное агентство должно иметь определённые права на использование хранящегося в них топлива.

От стран, желающих воспользоваться услугами топливных банков, вообще говоря, не требуется юридического отказа от создания собственного ЯТЦ. Однако на практике доступ к банкам из концепции шести государств смогут получить только те государства, на территории которых в настоящее время не ведётся никаких работ и не имеется никаких действующих мощностей по обогащению урана или переработке ОЯТ.

Первым из названной шестёрки о желании создать топливный банк объявили США. В сентябре 2006 года американские военные вывели из обращения 17,4 тонн оружейного урана. В госдепартаменте возникла идея разубожить эту партию и в низкообогащённом виде сохранить её как топливный резерв под контролем правительства Соединённых Штатов.

Однако американское законодательство чрезмерно сурово и выдвигает слишком много требований к тем, кто желал бы приобретать у США ядерные материалы. Поэтому ожидать от американского банка эффективных гарантий доступа не приходится. Очевидно, что это поняли и в конгрессе США, где недавно было принято постановление, разрешающее продавать разубоженные 17,4 тонн ВОУ американским генерирующим компаниям.

Вкладом России в реализацию концепции шести государств стало предложение о создании гарантированного запаса обогащённого уранового продукта при МЦОУ в Ангарске из расчёта на одну-две полные загрузки активной зоны. Статус запаса и возможности доступа к нему пока прорабатываются.

Предложения Японии

Предложения Японии по многонациональному ЯТЦ не оформлялись в виде отдельной инициативы, а существуют в виде дополнения к концепции шести государств. Токио категорически не понравилось то обстоятельство, что шестёрка сконцентрировала основное внимание на поставках низкообогащённого урана, а не на всей "головной" части ЯТЦ.

Япония предложила создать под эгидой МАГАТЭ реестр предприятий топливного цикла - от добычи урана до фабрикации ядерного топлива. Любая страна, имеющая хорошую репутацию с точки зрения нераспространения, смогла бы обращаться в реестр в случае возникновения трудностей с поставками импортного топлива и заказывать через него соответствующие услуги.

Инициатива топливного банка NTI

В сентябре 2006 года неправительственная организация NTI (Nuclear Treat Initiative), одним из сопредседателей которой является экс-сенатор США Сэм Нанн, предложила выделить 50 млн долларов для создания банка ядерного топлива, принадлежащего и управляющегося МАГАТЭ. Нанн назвал его "банком последней надежды" для государств, "сделавших свой суверенный выбор по развитию атомной энергетики с использованием импортного топлива и не имеющих поэтому собственных предприятий для обогащения урана".

Инициатива NTI выглядит самой щедрой и наиболее последовательной из числа инициатив, касающихся "головы" ЯТЦ. Организация не выдвинула никаких дополнительных политических условий для потребителей, кроме отказа от собственного обогащения, и передала МАГАТЭ право распоряжаться запасами урана из топливного банка.

Конечно, NTI переложила на плечи экспертов агентства определение основных параметров топливного банка, как-то: количество запасённого урана, критерии доступа к банку, стоимость ядерного топлива и вопросы его фабрикации для конкретного типа реакторов, установленных у потребителей.

Но главным ограничением, до сих пор сдерживающим эту инициативу, стало категорическое нежелание NTI тянуть топливный воз в одиночку. Если в течение двух лет - то есть, до сентября 2008 года - одно или несколько государств-членов МАГАТЭ не добавит к первоначальному взносу 100 млн долларов или эквивалентное количество урана, то NTI отзовёт свой вклад и откажется от инициативы.

Официальный Вашингтон отнёсся к предложениям NTI сдержанно-одобрительно. Конгресс США одобрил планы выделить в 2008 году на нужды этой инициативы 50 млн долларов, то есть, ровно половины от требуемой суммы. Ещё 5 млн готова добавить Норвегия. Однако претендентов на предоставление недостающих 45 млн пока не видно. В распоряжении NTI и МАГАТЭ осталось всего шесть месяцев для того, чтобы найти третьего донора - в противном случае, инициатива NTI будет списана в архив.

Инициатива WNA

Не осталась в стороне от планов по интернационализации ЯТЦ и Всемирная ядерная ассоциация (WNA). В мае 2006 года рабочая группа ассоциации подготовила доклад, в котором изложила своё видение системы гарантий поставок ядерного топлива.

По мнению WNA, главный упор в такой системе должен быть сделан на коммерческие подходы. Ассоциация предлагает создать сеть из коммерческих поставщиков, к которой конкретное государство-потребитель могло бы обратиться при помощи МАГАТЭ в том случае, если импортные поставки топлива на его АЭС были бы прерваны по политическим причинам. Ну а если же коммерческие предприятия окажутся неспособными помочь по тем или иным причинам, то финальную роль сыграют резервы урана, поставленные под контроль правительств развитых ядерных держав.

Отдельной проблемой WNA видит несовместимость кассет для различных типов реакторов. Так, французские поставщики вряд ли смогут быстро сфабриковать требуемое количество ТВС для реакторов российского производства, и наоборот.

Как и следовало ожидать, какого-либо развития инициатива WNA не получила. Всемирная ядерная ассоциация имеет дело, в первую очередь, с атомными компаниями, а не государствами в целом, а атомный бизнес не склонен излишне драматизировать проблемы нераспространения. Хотя в целом частные и государственные атомные сектора следуют международным стандартам и правилам в области контроля за ядерными материалами и технологиями, право проявлять активность в сфере они уступают правительствам и внешнеполитическим министерствам.

Инициатива Германии

Германская инициатива, "заточенная" под возможности европейского концерна URENCO, появилась на свет в 2006 году. Берлин предлагает построить "урановое убежище" - многонациональный центр по обогащению урана - на территории одного из входящих в состав МАГАТЭ государств, предпочтительно, из числа тех, кто не собирается развивать атомную энергетику.

Управлять убежищем станет специально созданный независимый консорциум, однако все решения по перемещению делящихся материалов - в том числе, по ввозу сырья и вывозу обогащённого продукта - будут приниматься только в МАГАТЭ. Принципиально важно, что принимать участие в голосовании должны все члены агентства, а не только те страны, что входят в его Совет управляющих. Такая юридическая тонкость позволит свести до минимума влияние политиков на работу убежища.

Приятно, что Берлин не ограничивается общими словами, а на деле проводит большую работу по подготовке основополагающих документов. В первой половине 2008 года на рассмотрение Совета управляющих МАГАТЭ могут быть переданы проекты двух документов - соглашения между МАГАТЭ и участниками будущего управляющего консорциума, а также соглашения между МАГАТЭ и тем государством, на территории которого будет создано убежище. Если эти документы будут утверждены, то германская инициатива получит официальный статус, что позволит всем заинтересованным странам приступить к обсуждению конкретных деталей и аспектов.

Инициатива GNEP

Американская инициатива GNEP первоначально концентрировалась на "хвосте", а не "голове" ЯТЦ. В её рамках предполагается построить в странах с развитой атомной энергетикой быстрые реакторы-выжигатели и предприятия по переработке ОЯТ.

У истоков GNEP стояла американская атомная отрасль, пытающаяся изыскать способ уменьшить количество накопленного в хранилищах отработавшего топлива. По сути дела, скрытый смысл GNEP заключается в признании необходимости замыкания ЯТЦ для АЭС США и возвращении к истокам, заложенным Энрико Ферми - возобновлении программы строительства быстрых реакторов.

Как нередко бывает в Соединённых Штатах, к экономической инициативе быстро присоединился политический орган (госдепартамент). GNEP приобрела своё нынешнее имя и преобразовалась в глобальное партнёрство, в котором, на сегодняшний день, состоит уже 21 государство.

Главная цель GNEP - разделить все государства на две неравных по численности группы. В меньшую из них войдут страны-обладатели технологий ЯТЦ, в том числе, обогащения урана и переработки ОЯТ. Все же остальные должны сформировать новый класс - класс государств, владеющих только ядерными реакторами на тепловых нейтронах. Свежее топливо для них поставляли бы страны из первой группы, причём на условиях обязательного возвращения ОЯТ.

Начавшись с "хвоста" топливного цикла, инициатива GNEP под давлением госдепартамента шаг за шагом эволюционирует в сторону "головы". В рамках GNEP появляются рабочие группы по развитию инфраструктуры и обеспечению надёжных поставок ядерного топлива.

Результаты первого заседания руководящего комитета GNEP, состоявшегося в декабре 2007 года в Вене, показывают, что страны-партнёры более озабочены тем, где они смогут брать свежее топливо, а проблема обращения с ОЯТ волнует их в значительно меньшей мере. Эксперты ожидают, что в ближайшее время GNEP может "мутировать", а её внутреннее наполнение претерпит значительные изменения.

Сравнение инициатив

Представляет интерес сравнить между собой основные инициативы по интернационализации ЯТЦ с точки зрения их проработанности, направленности и предполагаемой роли международных органов (МАГАТЭ).

Направленность

Инициатива МАГАТЭ
"голова" и "хвост" ЯТЦ
Инициатива Путина
"голова" и "хвост" ЯТЦ в исходной формулировке,
"голова" ЯТЦ в практическом исполнении Росатома
Концепция шести государств
поставки ядерного топлива, в первую очередь, урана реакторного обогащения
Предложения Японии
"голова" ЯТЦ
Инициатива топливного банка NTI
обогащение урана
Инициатива WNA
поставки ядерного топлива
Инициатива Германии
обогащение урана
Инициатива GNEP
"хвост" ЯТЦ в исходной формулировке,
"голова" и "хвост" ЯТЦ в формулировке госдепартамента

Требования к потребителям

Инициатива МАГАТЭ
отказ от строительства и эксплуатации чувствительных предприятий ЯТЦ и принятие Доппротокола к соглашениям о гарантиях с МАГАТЭ в связи с ДНЯО
Инициатива Путина
равный доступ для всех,
для МЦОУ возможно введение приоритетности для стран, не умеющих обогащать уран самостоятельно
Концепция шести государств
отсутствие собственных мощностей ЯТЦ и хорошая репутация в МАГАТЭ
Предложения Японии
хорошая репутация в МАГАТЭ
Инициатива топливного банка NTI
решение о доступе принимается в МАГАТЭ
Инициатива WNA
соблюдение условий ДНЯО
Инициатива Германии
решение о доступе принимается в МАГАТЭ
Инициатива GNEP
исходно - требование об отказе от собственного ЯТЦ,
в будущем - деление стран на две группы (обладателей ЯТЦ и реакторных стран)

Роль МАГАТЭ

Инициатива МАГАТЭ
возможно, гарантии бесперебойности поставок,
возможно, управление топливным банком
Инициатива Путина
совещательная роль в МЦОУ,
постановка урана в МЦОУ под гарантии
Концепция шести государств
посредник между поставщиками и потребителями, дающий заключение о статусе и репутации потребителей
Предложения Японии
посредник и держатель реестра мощностей ЯТЦ
Инициатива топливного банка NTI
МАГАТЭ само должно определиться со своей ролью
Инициатива WNA
одобрение механизма сети поставщиков,
возможно, управление запасами обогащённого урана
Инициатива Германии
принятие всех решений о перемещении делящихся материалов (ввоз сырья, продажа обогащённого урана)
Инициатива GNEP
осуществление гарантий

Управление и владение международными центрами ЯТЦ

Инициатива МАГАТЭ
несколько государств (или атомных корпораций) или международные организации
Инициатива Путина
для МЦОУ - несколько государств владеют акциями центра
Концепция шести государств
создаются банки топлива под контролем национальных правительств или МАГАТЭ
Предложения Японии
центры отсутствуют и заменены реестром национальных мощностей ЯТЦ
Инициатива топливного банка NTI
МАГАТЭ должно определить способы управления и владения топливным банком
Инициатива WNA
сеть коммерческих поставщиков ядерного топлива, а также национальные запасы урана под контролем правительств
Инициатива Германии
специально созданный консорциум, действующий на основании соглашения с МАГАТЭ
Инициатива GNEP
не определено, но упор может быть сделан на национальные структуры

Роль атомной отрасли

Инициатива МАГАТЭ
возможно, управление и владение центрами
Инициатива Путина
управление МЦОУ
Концепция шести государств
исполнение контрактов по обогащению урана
Предложения Японии
исполнение контрактов по различным услугам для "головы" ЯТЦ
Инициатива топливного банка NTI
МАГАТЭ должно определить роль атомной отрасли
Инициатива WNA
исполнение контрактов для "головы" ЯТЦ
Инициатива Германии
предоставление технологий обогащения урана, возможно, участие в управлении центра
Инициатива GNEP
исполнение контрактов для "головы" и "хвоста" ЯТЦ

Проработанность и осуществимость

Инициатива МАГАТЭ
выводы и заключения рабочей экспертной группы
Инициатива Путина
наличие всех необходимых мощностей,
для МЦОУ ведётся работа над необходимыми документами и положениями
Концепция шести государств
политическое заявление, не подкреплённое реальными действиями (за исключением России, готовой создать топливный банк в Ангарске)
Предложения Японии
политическое заявление
Инициатива топливного банка NTI
выделено 105 млн долларов из требующихся 150 млн долларов
Инициатива WNA
выводы и заключения рабочей экспертной группы
Инициатива Германии
активная подготовка документов и положений,
возможное сотрудничество с URENCO как обладателем центрифужных технологий
Инициатива GNEP
активная политическая кампания по привлечению новых членов,
самое большое число участников (21 страна в партнёрской программе),
отсутствие у авторов инициативы (США) собственных технологий "головы" и "хвоста" ЯТЦ, а также быстрых реакторов

Информация к размышлению

Мир осознал всю серьёзность проблемы, связанной со слабостями ДНЯО, и обрушил на головы атомного, дипломатического и политического сообществ град новых инициатив по интернационализации ЯТЦ. Некоторые из них дополняют друг друга, иные вступают в противоречия и даже прямые конфликты.

Политики и дипломаты набирают очки в своих международных играх, атомные корпорации пытаются решать свои проблемы и ищут новые выгодные контракты. А между тем, до сих пор нет единого мнения о том, на каких принципах будет строиться интернационализация ЯТЦ, кто сможет стать потребителями будущих международных топливных систем, какие обязанности появятся и какие преимущества будут предоставлены странам-новичкам в атомной энергетике.

На сегодняшний день, наиболее разрекламированной является, что не удивительно, американская инициатива GNEP, а наиболее проработанной и проще всего реализуемой - российская инициатива ГИАЭ.

Но, к сожалению, ГИАЭ усилиями Росатома всё более и более сводится к коммерческому проекту, связанному с ангарским центром МЦОУ. Подобное искусственное сжатие рамок российской инициативы грозит тем, что ГИАЭ утонет в море международных инициатив, за многими из которых не стоит ничего, кроме бумажных отчётов.

ИСТОЧНИК: Михаил Сторожевой, AtomInfo.Ru

ДАТА: 02.04.2008

Темы: ЯТЦ, Россия, Нераспространение, ОЯТ


Rambler's Top100