Чешский инжиниринг для российского атома

AtomInfo.Ru публикует интервью с генеральным директором "SKODA JS" Мирославом ФИАЛОЙ, подготовленное в сотрудничестве с интернет-изданием Пражский телеграф.

В прошлом году ряд государств, в том числе, Франция, США и Россия заявили о новых амбициозных программах развития атомной энергетики. Готова ли SKODA JS принимать в них участие?

Мы готовились к ренессансу атомной энергетики. Мы не хотели до недавнего времени использовать технические возможности наших цехов на полную мощность, оставляя резерв производства именно для бурного развития "мирного атома". Мы полагаем, что с наступающим "бумом" в атомной энергетике, наша фирма сможет удовлетворить потребности как восточного, так и западного рынков.

На протяжении последних лет мы вкладывали капитал в ремонт и модернизацию работы обрабатывающего оборудования, готовились к этой программе, чтобы в момент её реализации мы могли как можно быстрее запустить производство в полном масштабе.

А вы не опасаетесь того, что в один прекрасный день российские и западные заказы будут конкурировать между собой, и вам придётся отказываться от западных, чтобы удовлетворить запросы российского собственника?

Конечно, наши производственные возможности ограничены. Но я не считаю ситуацию неразрешимой. Это вопрос грамотного среднесрочного планирования, своевременного получения информации, хороших заказчиков, а также правильного распределения таких заказов во времени. В России есть флагман атомного машиностроения - "Ижорские заводы", и их мощность гораздо больше мощности SKODA JS. Думаю, можно будет договориться и координировать этот процесс так, чтобы были удовлетворены запросы российского рынка с одной стороны, и, с другой стороны, чтобы мы смогли сохранить своё реноме "европейской компании", которая способна выполнять заказы западных партнёров.

Что именно вы готовы предложить? Каковы основные направления деятельности SKODA JS на сегодняшний день?

Деятельность SKODA JS сегодня сконцентрирована в трёх основных областях. Во-первых, это инжиниринг. Мы способны осуществлять комплексные поставки "под ключ" как ядерного острова АЭС для новых и модернизированных блоков, так и комплекты исследовательских реакторов.

Во-вторых, это сервисное обслуживание реакторов типа ВВЭР. Причём, сфера нашей деятельности - это не только Чехия и Словакия, но также Венгрия, где расположена АЭС "Пакш", Болгария (АЭС "Козлодуй"), а также Украина (Ровенская, Хмельницкая, Южно-Украинская и Запорожская АЭС) и Финляндия (АЭС "Ловииза").

В-третьих, мы, как и ранее, являемся производителями оборудования для атомной энергетики.

Сегодня SKODA JS вместе с российской компанией "Атомстройэкспорт" участвует в тендере на достройку третьего и четвёртого блоков словацкой АЭС "Моховце". Насколько влияет на это сотрудничество недавнее противостояние в Болгарии, где SKODA JS совместно с Westinghouse выступила против консорциума во главе с "Атомстройэкспортом"?

Это нормальная рабочая ситуация, мы не ощущаем никакого противостояния. Наоборот, со стратегической точки зрения мы высоко оцениваем перспективы сотрудничества с "Атомстройэкспортом". Кстати, мы провели переговоры с руководством АСЭ о совместной работе на АЭС "Белене". Мы предложили АСЭ свои возможности и надеемся на сотрудничество также и на этом проекте.

На одном из российских атомных форумов была высказана мысль о том, что SKODA JS могла бы стать ведущим производителем нового вида реакторов - некоего "европейского ВВЭР". По мнению автора идеи, создание такого реактора открыло бы дорогу на европейский рынок для российских атомных технологий, поскольку этот блок был бы "своим" для ЕС. Насколько SKODA JS готова к такому производству?

За период с 1980 г. по 1992 г. SKODA JS изготовила 21 комплект атомных реакторов типа ВВЭР мощностью 440 МВт, и три так называемых "миллионника " - реактора ВВЭР мощностью 1000 МВт. Фактически, мы выпускали по два блока в год.

С точки зрения мощности мы способны предложить изготовление реактора типа ВВЭР либо более нового образца. Но многое зависит от того, сможем ли мы получить технические знания об этих новых типах реакторов, которые создаются или находятся в разработке в российских проектных бюро.

Это очень сложная миссия - договориться и скоординировать друг с другом деятельность и возможности использования тех ресурсов, которыми мы располагаем в области технологии ВВЭР на сегодняшний день. Но мы готовы к тому, чтобы протянуть руку, которая на сегодняшний день является носителем технологий ВВЭР, по направлению к Центральной Европе и на Запад.

Российская атомная промышленность страдает от острой нехватки специалистов, в первую очередь, молодых, многие из которых ушли в другую сферу деятельности в 80-90-х годах прошлого века. Приходится ли сталкиваться с похожими проблемами?

Если говорить о Чехии и Словакии, то у нас абсолютно такая же проблема. Можно сказать, что эпоха массового интереса к атомной энергетике в Чехии закончилась со строительством АЭС "Темелин". Точнее говоря, эта эра завершилась немного раньше - как только закончились поставки оборудования на Темелин. Ввод электростанции в эксплуатацию длился более двух лет. И именно эти годы можно считать периодом, когда произошло изменение взглядов на развитие атомной энергетики. Многим казалось, что атомная энергетика не будет развиваться - и именно это оттолкнуло массу людей. В настоящее время тот опытный персонал, который был задействован при строительстве АЭС "Темелин" и других станций, либо уже ушёл на пенсию, либо вскоре на пенсию уйдёт. Поколение, которое должно бы прийти ему на смену, в возрасте 40-50 лет, в нашей области просто отсутствует.

Как Вы решаете эту проблему? Можно ли вернуть обратно тех специалистов, которые раньше ушли с предприятия?

Нам очень трудно сегодня искать специалистов, которые рассредоточились по многочисленным фирмам. Мы приняли решение сконцентрироваться на поиске новых. Например, мы сотрудничаем с Западно-чешским университетом, где вновь появилась специальность "инженер атомной промышленности". Мы стараемся находить перспективных студентов и предлагаем им сотрудничество уже во время обучения, дополняя таким образом старшее поколение.

Вы упомянули о том, что в атомном машиностроении в 90-х годах наступила пауза. Тем не менее, на заводе SKODA JS удалось сохранить производственную базу. Как вы компенсировали нехватку заказов на производство для атомной энергетики?

Последний заказ такого типа был для АЭС "Темелин", но производство закончилось в 1992-1993 гг. И в тот момент перед нами встала задача: какой может быть альтернативная программа для нашего производства, где ни с экономической, ни с технологической точки зрения не было возможности производить что-либо другое, кроме атомных реакторов либо аналогичной продукции.

Нам удалось, начиная с 1995 года, получить ряд заказов на производство химических реакторов, но мы интенсивно искали иную стратегическую программу. Нам удалось начать производство контейнеров для отработавшего топлива в сотрудничестве с немецкой фирмой GNS, которая сегодня является одним из европейских лидеров в этой области. К сегодняшнему дню мы изготовили 260 контейнеров, и эта программа спланирована на несколько лет вперёд. К тому же, мы наладили производство реакторов для химии и нефтехимии.

Насколько я помню, один из таких проектов был реализован в России?

Да, это был проект по реконструкции газоперерабатывающего завода в городе Сосногорск (Республика Коми).

Кстати, много писали о том, что вам приходилось в связи с реализацией этого проекта разрабатывать нетрадиционные варианты доставки оборудования в Сосногорск.

Первоначально проект предусматривал доставку оборудования речным транспортом, но затем нам пришлось прибегнуть к помощи железной дороги и морского транспорта. Вес самых крупных конструкций превышал 100 тонн, высота была от 36 до 85 м.

Вообще надо отметить, что транспортировка частей атомных реакторов становится всё более серьёзной проблемой. Традиционный путь - через порты на реке Лабе (Эльба) на севере Чехии либо по Дунаю к Чёрному морю. Но в последнее время ситуация усложнилась: были построены новые мосты, новые железнодорожные пути. Проектировщики, однако, не учли тот факт, что судоходный пролёт либо несущая способность этих мостов и маршрутов должна быть пригодны и для транзита грузов с массой около 350 тонн.

Сейчас мы заказали аналитический обзор на тему транспортировки ёмкостей под давлением, но уже сейчас ясно, что необходимо будет понести значительные расходы, связанные с проектированием и подготовкой транспортных путей для такого оборудования.

SKODA JS - "Шкода - Атомное машиностроение" начала испытания ТВЭЛовских топливных сборок для АЭС "Темелин". Что это будут за испытания?

Разговор об этих испытаниях необходимо начать с предыстории - в 90-х годах прошлого века мы изготовили и поставили два блока типа ВВЭР-1000 для АЭС "Темелин". Естественно, топливо в реакторе должно соответствовать самому реактору. Для нас, как производителя, это означает, что мы должны контролировать параметры поставляемого топлива. Исследования, которые мы проводим, должны подтвердить, что ТВЭЛовское топливо соответствует по своим техническим характеристикам реактору, к тому же, мы должны удостовериться в том, что оно соответствует данному реактору и по производительности. В нашей компании на специальном оборудовании будут проведены исследования, при которых топливные элементы поместят в среду, аналогичную среде в ядерном реакторе.

Сейчас в АЭС "Темелин" используется топливо производства американской компании Westinghouse. Оно также проходило испытания на стендах SKODA JS?

Да, безусловно.

А как протекает ваше сотрудничество с концерном Areva?

Наше сотрудничество началось в середине 90-х лет, когда SKODA JS заключила с тогдашним концерном Framatome договор на поставку опорной фермы для корпуса реактора на севере Франции. В 2000 г. SKODA JS получила долгосрочный контракт на модернизацию системы управления четырех блоков чешской АЭС "Дукованы", и уже компания Areva стала одним из наших поставщиков. Сейчас мы работаем над крупным заказом Areva - производим опорное кольцо и внутренние части реактора, который строится на финской АЭС "Олкилуото". Для нас этот заказ очень важен - он позволяет нам оставаться в первой лиге производителей оборудования для атомной энергетики.

Как относится к этому контракту собственник SКОДА JS - российская компания ОМЗ? Как у вас строятся отношения с ОМЗ?

С 2004 г. ОМЗ ежегодно определяет экономический план, который мы, естественно, должны выполнять, и мы его выполняем. В этом смысле заказ от Areva - лишь один из многих заказов, над которыми мы работаем.

В России, как известно, было объявлено о масштабной федеральной программе развития атомной энергетики, и ОМЗ ведёт с нами переговоры о том, как наилучшим образом скоординировать производство оборудования для этой программы. Думаю, что мы нашли правильное решение, при котором станет возможным совместно комплектовать блоки: часть оборудования будет производиться на Ижорских заводах, а часть - на SKODA JS. Я бы назвал наше сотрудничество корректным и взаимовыгодным.


Профиль компании SKODA JS

Акционерное общество Skoda JS уже более 50 лет занимается инжинирингом и поставками для атомной энергетики. За это время общество приобрело значительный опыт, стало надежным поставщиком оборудования для атомных электростанций во всем мире.

В 2001-2002 году была осуществлена реорганизация компании, в ходе которой были прекращены работы по убыточным направлениям предпринимательской деятельности, а количество направлений деятельности было уменьшено до пяти в ядерной области. Одновременно было уменьшено количество сотрудников фирмы - с 1200 человек в 2000 году до 760 в настоящее время. Две трети сотрудников - это специализированный технический и административный персонал (проектировщики, конструкторы, сотрудники лабораторий и испытательных стендов, сбытовики, экономисты), треть - рабочие.

В 2004 году у Skoda JS появился новый владелец - российская машиностроительная группа ОМЗ.

Акционерное общество Skoda JS до настоящего времени изготовило 21 реакторную установку ВВЭР-440 и три реакторные установки ВВЭР-1000. Комплект поставки включал корпус реактора, внутренние части, приводы управляющих стержней и остальные главные компоненты реактора. Skoda JS была финальным поставщиком систем первого контура и транспортно-технологической части для чешских и словацких электростанций. В 1998 - 2002 гг. были закончены поставки данных комплектов для словацкой АЭС "Моховце" (2 блока ВВЭР-440 МBт) и чешской АЭС "Темелин" (2 блока ВВЭР-1000 МВт). Комплект поставки АО Skoda JS включал подробный проект, производство, комплектацию, монтаж на стройплощадке, испытания, ввод в эксплуатацию и сервис в ходе эксплуатации.

Сегодня предприятие Skoda JS работает в следующих областях:


ИСТОЧНИК: AtomInfo.Ru в сотрудничестве с интернет-изданием Пражский телеграф

ДАТА: 27.01.2008

Темы: Атомное машиностроение, Восточная Европа, Чехия, Шкода-ЯМ, Ижорские заводы, Интервью


Rambler's Top100