Хусейн Халил, директор отделения ядерных реакторов в Аргонской национальной лаборатории (США).
Пожалуйста, прокомментируйте, какую роль могут сыграть реакторы-выжигатели ABR в развитии атомной отрасли США и всего мира.
Реактор-выжигатель ABR - это быстрый реактор, который в рамках глобального ядерного партнёрства будет использоваться для утилизации некоторых компонентов ОЯТ, доставляющих большие сложности. Речь идёт о тяжёлых элементах, таких как актиниды, плутоний-241, америций-241 и нептуний-237.
Если такие элементы в составе ОЯТ будут помещаться в хранилище отходов, то их тепловыделение и радиотоксичность приведут, прежде всего, к появлению требования о предоставлении больших объёмов для геологической изоляции в хранилище. При этом, потребность в изолировании этих отходов окажется долгосрочной.
Таким образом, задача по обращению с отходами будет значительно упрощена, если мы будем отделять от отходов тяжёлые элементы и рециклировать их в реакторах-выжигателях, где они будут разрушаться за счёт реакции деления и выделять при этом энергию, вместо того, чтобы лежать в геологических хранилищах.
Каким будет реактор ABR? Есть ли у вас идеи по его концепции, например, по теплоносителю и топливу?
Окончательных решений пока не принято. Министерство энергетики США контактирует с отраслевыми командами из различных государств. Мы обратились ко многим командам с просьбой дать свои предложения. Если строительство реактора ABR произойдёт в период с 2020 по 2025 годы, то нам придётся использовать наиболее продвинутые технологии. В этом случае, ABR должен стать быстрым реактором с натриевым теплоносителем.
Конечно, у нас имеются интересы и на более отдалённое будущее. Например, в программе "Generation IV" мы рассматриваем и другие реакторные технологии - такие, как свинцовые реакторы - потому что они располагают определённым потенциалом. Однако, те сроки, что отпущены на исполнение GNEP, подталкивают нас к использованию апробированных технологий. Это касается натриевых реакторов и, возможно, топлива, которое в ABR будет или оксидным, или металлическим, так как по этим видам топлива у нас накоплен наибольший опыт.
Что Вы думаете по поводу возможного сотрудничества с Россией в рамках проекта ABR?
Я думаю, что такое сотрудничество будет очень приветствоваться. Очевидно, что у России накоплен огромный опыт в области быстрых реакторов. Честно сказать, у вас есть именно свежий опыт по сравнению с нами, ведь наши натриевые реакторы были закрыты более десяти лет тому назад и у нас наблюдается определённый упадок инфраструктуры.
Нам определённо пойдёт на пользу сотрудничество с Россией и другими странами с развитыми программами по быстрым реакторам. Фактически, я полагаю, что мы уже начали обсуждение в двухсторонних рабочих группах по возможному сотрудничеству в деле развития технологий быстрых реакторов.
Спасибо за интервью для сайта AtomInfo.Ru.
ИСТОЧНИК: AtomInfo.Ru
ДАТА: 10.10.2007
Темы: АЭС, БН, Россия, США, Интервью, Семинар в Обнинске по быстрым реакторам