Краснополянская площадка получила название от ближайшей деревни Красная Поляна. Находится эта деревня в Чаусском районе Могилевской области на стыке трех районов Чаусского, Быховского и Славгородского. Эта местность отмечена на картах как зараженная радиацией в результате Чернобыльской катастрофы. Определение "медвежий угол" отлично подходит Красной Поляне.
По словам работников служб Быховского района, которые могут иметь отношение к строительству АЭС, еще в прошлом году многие из них получили указание выделить населенные пункты для предполагаемой 30-ти километровой зоны безопасности. Центр этой зоны приходится на Красную Поляну. О других подобных местах здесь не слышали. Вообще, в большинстве служб информация о предполагаемом строительстве АЭС была крайне скудной.
Первый раз я побывал в Красной Поляне в апреле 2007 года. Окружающая Красную Поляну местность довольно заболочена, здесь много торфоразработок и мелиоративных каналов. Деревня Красная Поляна находится в центре большого лесного массива, куда от шоссе Могилев-Славгород ведет разбитая грунтовая дорога. Вдоль этой дороги находится множество вешек геодезической разметки со служебными записями - ясно, что разбитая тупиковая проселочная дорога будет полностью реконструирована как основной путь на предполагаемую стройплощадку АЭС. Даты на большом количестве валяющихся вдоль дороги бутылок из-под спиртного подтверждают то, что геодезические работы здесь ведутся с прошлого года.
В прилегающих лесах средний радиационный фон 40-50 микрорентген в час, а иногда попадаются грязные пятна с излучением 108 мкР/ч, хотя до Чернобыльской АЭС отсюда примерно 250 километров. Напомню, что нормальным считается фон до 20-25 мкР/ч, свыше 40 мкР/ч дают местности статус "с правом на отселение", а опасным считается фон более 60 мкР/ч.
Красная Поляна - деревенька из 12 дворов, рядом - поле, кругом - леса. Действительно "красная" от слова "красивая" поляна, окруженная дремучими лесами. Единственные жители деревни - Алексей Петрович и Анна Анисимовна Теремовы. Всю жизнь прожили в этой деревне, работая в местном колхозе. Алексей Петрович - водителем, Анна Анисимова - на ферме.
Постепенно молодежь из Красной Поляны поразъехалась в города (а кому хочется жить в медвежьем углу?), старики поумирали. Сын Алексея Петровича и Анны Анисимовны тоже не захотел здесь оставаться. Часть домов наследники-владельцы используют под дачи, а остальные постепенно разваливаются.
Алексей Петрович и Анна Анисимовна рассказали, что примерно с лета 2006 года к ним стали наведываться машины с буровыми вышками и геодезисты - "приезжают машины, сразу бурить начинают, много столбов потом на поле установили, вон, прямо за домами".
Все окрестное поле рядом с деревней покрывают знаки геодезической разметки желтого и красных цветов. Еще больше находится на поле разметочных вешек с нанесенными на них служебными надписями. На некоторых вешках были нанизаны в качестве ориентиров бумажные листы на бланках "Гомельгеодезии". Столь масштабная геодезическая разметка ясно свидетельствует о намечаемом здесь грандиозном строительстве. Понятно, что если бы выбор площадки под АЭС до настоящего времени не был бы четко определен, то не было бы смысла проводить столь подробную разметку.
Теремовы видели, как 12 апреля 2007 года вертолет необычно чистый и необычной расцветки с квадратными иллюминаторами на низкой высоте облетел размеченное поле, развернулся и улетел. Местность позволяет вертолету приземлиться, но общаться с оставшимися жителями Красной Поляны "высокие гости" не стали.
По карте видно, что место под АЭС выбрано грамотно. Площадка находится от ближайших райцентров на расстоянии от Чаусов - 30 км, от Быхова - 30 км, от Славгорода - 25 км. От Могилева (центр) - 43 км (расстояние позволяет проложить в Могилев теплотрассу), Минска (центр) - 210 км. От границы с Россией - 62 км, с Украиной - 166 км. Места вокруг действительно пустынные, и к тому же, зараженные Чернобыльской радиацией.
До ближайшей железной дороги Могилев-Кричев 16 км. Из рек в 5,5 километрах протекает река Реста шириной более 10 метров, которая после слияния с Проней впадет в Сож в Славгороде.
Построить на Ресте станцию забора технической воды и провести от нее подземный водовод на АЭС совсем несложно. Подобная система была построена в Минске 30 лет назад, подавая воду техническую из водохранилища Дрозды на ТЭЦ-4, некоторые заводы, а также наполняя ею Цнянское водохранилище. Так что в скором будущем возможно появление в этих местах рукотворного водохранилища.
Местные жители в целом поддерживают идею строительства здесь станции: "Хоть работа настоящая появится", а радиофобией по поводу новой АЭС здесь не страдают: "Двадцать лет уже живем на загрязненной земле".
Эту информацию я опубликовал в некоторых изданиях. Примерно через месяц те же места посетила журналистка "Комсомольской правды" и выпустила материал (Александра Слуцкая, "К нам все едут на работу устраиваться", 17 мая 2007 года), в котором описала увиденное, мало чем отличавшееся от того, что видел я.
Каково же было удивление, когда 22 июня на некоторых информационных сайта я прочитал следующее: "Белорусская АЭС уже строится. В режиме повышенной секретности на Краснополянской площадке в Могилевской области уже ведутся не только геолого-разведочные работы перед грядущим строительством АЭС, но возводится непосредственно сама атомная станция. Об этом говорят в Могилеве. Те, кто имеет отношение к строительству, считают: именно этим частично объясняется острый цементный кризис, выражающийся в нехватке этого строительного материала в целом по стране".
Поначалу у меня к автору статьи (Станиславу Павловичу) появилось множество вопросов.Понятно, когда в пятидесятые годы прошлого века до появления спутниковой разведки были гигантские тайные стройки на Урале и в Сибири. Но как можно тайно вести строительство такого гигантского сооружения как АЭС в относительно маленькой и густонаселенной Беларуси?
Но, особенно меня рассмешил источник получения столь сенсационной информации: "Об этом говорят в Могилеве". Ни фамилий, ни должностей - просто "говорят в Могилеве". Где именно "говорят в Могилеве"? В пивной на вокзале или бабушки, продающие семечки на рынке? Не надо быть резидентом разведки или редактором издания, чтобы оценить уровень достоверности такого "авторитетного" источника.
Чтобы разобраться с очередной "сенсацией" от "Белорусского партизана" мне пришлось второй раз ехать в Красную Поляну в надежде разглядеть "стройку века в режиме "повышенной секретности"".
Напрасно я ожидал увидеть новую железную дорогу - обязательное условие для строительства АЭС, по которой ночами тайно возят сотни тонн бетона. "Железка" на "стройку века" в любом случае должна пересекать шоссе Могилев-Славгород, поскольку именно за ней находится ближайшая магистральная железнодорожная линия Могилев-Кричев. Но "железки", пересекающей шоссе не было.
А может колонны грузовиков-миксеров тайно возят бетон в лесную глушь по автомобильной дороге?
Основная дорога на Красную Поляну, ведущая с шоссе Могилев-Славгород и начинающаяся у деревни Малый Грязевец, практически не изменилась с апреля. Все та же грунтовка, разбитая УРАЛами и ГАЗ-66 геодезистов. Легковая машина даже летом пройдет здесь с большим трудом. В лесу на дороге имеются огромные непересыхающие лужи, вокруг которых прорублен объездной путь. Миксер-бетоновоз здесь гарантировано не проедет.
В лесу я надеялся увидеть запрещающие движение знаки, патрули, забор из колючей проволоки - признаки тайного строительства, но только разбитая пятикилометровая дорога затрудняла мое продвижение к Красной Поляне. Хоть бы шлагбаум и дежурившие около него плечистые парни в камуфляже преградили нам дорогу. Вместо этого на глаза попалась парочка бомжей, собирающая лисички в зараженном радиацией лесу. Вскоре с опушки показалась знакомая Красная Поляна.
Если во время моего первого визита в апреле в Красной Поляне проживала всего одна семья пожилых людей Алексея и Анны Теремовых, то теперь здесь на летнее время стали обитаемыми уже около 5 домов - их используют как дачи. В это время у Теремовых также гостили их сын и внук.
По их рассказам, с апреля здесь мало что изменилось. "Приезжали еще несколько раз на машине геологи, прибором через землю смотрели (вероятно, использовали георадар. - прим. В. С.). В лесу просек больше стало. А так, никакой стройки в этих краях нет", - рассказывает Анна Петровна.
Впрочем, кое-что интересное было пару недель назад: "Должны были какие-то важные гости приехать, так председатель сельсовета приезжал в Красную Поляну, траву на улице выкосил". Действительно, в деревне, где постоянно проживают только два человека, у заброшенных домов выкошена трава. "Потом приезжал большой автобус, его сопровождала милиция, так они пытались проехать сюда, да не получилось. Не добрались по этой дороге". Да, не всякий автобус доберется до Красной Поляны.
Иду в поле, посмотреть, не прибавилось ли новой разметки. Заброшенное поле рядом с деревней за два месяца заросло травой по пояс. Следов человека на поле почти не видно. Да и старые вешки едва удается разглядеть. Похоже, правительство Беларуси по прежнему соблюдает взятый на себя в 1998 году 10-ти летний мораторий на строительство новых АЭС, но при этом идет подготовка к большому строительству.
В общем, все стало ясно. Очередную сенсацию "Белорусский партизан" высосал из пальца. Ежегодно в летний период резко увеличиваются объемы в строительстве и появляется небольшой дефицит материалов. Этот год не исключение. Вот кто-то и решил сделать на этом сенсацию, заодно разоблачив еще одну белорусскую тайну. Странно другое - как откровенную чушь допустили редактора. Впрочем, это говорит об уровне "партизанских" борцов за демократию.
ИСТОЧНИК: IranAtom.Ru, Василий Семашко
ДАТА: 09.07.2007
Темы: АЭС, Восточная Европа, Белоруссия