Часть первая: через тернии к сделке
Часть вторая: три уровня одной сделки
"Когда говорят об энергетической безопасности, почему все считают, что энергобезопасность для всего мира должна обеспечивать Россия? Все забывают, что и Россия нуждается в обеспечении энергобезопасности. Без этого нельзя добиться равноправного сотрудничества в мире", - считает президент России Владимир Путин.
С этими словами российского лидера спорить трудно, да и не нужно. Может быть, России действительно стоило бы прервать исполнение соглашения ВОУ-НОУ, примирившись с угрозами многомиллиардных потерь? Ведь НОУ, получаемому из избыточного оружейного урана, можно попытаться найти и иное применение, чем хлопотную продажу его в США.
Если сформулировать вопрос ещё более корректно, может ли Россия использовать угрозу выхода из соглашения ВОУ-НОУ в качестве одного из аргументов, которые могли бы убедить Вашингтон пересмотреть своё дискриминационное отношение к российской урановой продукции, в частности, снять 116%-ные пошлины на ввоз в США урана из России?
Для начала, давайте попытаемся взглянуть на проблему российского урана глазами аналитиков американского госдепартамента.
Действительно, соглашение ВОУ-НОУ обеспечивает 46% потребностей всех американских реакторов в разделительной работе (5,5 миллионов ЕРР в год). Казалось бы, отказ России от дальнейшего исполнения урановой сделки поставит Соединённые Штаты на колени - и, используя вполне допустимый в идеологии real politik экономический шантаж, Москва могла бы добиться от Вашингтона более приемлемых для себя условий в ядерной торговле между двумя странами.
Что же может противопоставить России американское атомное сообщество, в первую очередь, корпорация USEC?
Судя по всему, в Вашингтоне рассуждают именно так. В Белом доме уверены - выход России из соглашения ВОУ-НОУ не нанесёт никакого реального ущерба энергобезопасности США. Более того, Соединённые Штаты смогут без большого напряжения избавиться от зависимости от России и возобновить свою экспансию на мировых урановых рынках.
С точки зрения американцев, нынешняя ситуация является абсолютно выигрышной для Соединённых Штатов. Продолжение российских поставок НОУ будет означать сохранение до 2013 года дешёвого и крайне выгодного источника обогащённого урана. Если же поставки будут прерваны досрочно, то США смогут без значительного напряжения восстановить свой обогатительный потенциал и вернуться на мировой рынок урановых услуг, уничтожив при этом репутацию своего главного соперника - россиян.
Урановая ловушка для Минатома, любовно выстраивавшаяся американцами на протяжении полутора десятилетий, сработала успешно. Но вот только вместе с россиянами туда же угодила и атомная отрасль самих Соединённых Штатов.
Логика аналитиков госдепа оказывается справедливой при выполнении одного необходимого условия. Корпорация USEC, волей создателей трёхуровневой архитектуры ВОУ-НОУ ставшая владельцем маржи между ценой закупки ЕРР у российского контрагента и ценой продажи ЕРР конечным американским потребителям, должна вкладывать если не всю, то большую её часть в строительство первого в США завода по центрифужному обогащению урана в Пайктоне. Устаревшие газодиффузионные предприятия в Падукке и Портсмуте годятся лишь на случай форс-мажора - хотя бы из-за того, что себестоимость обогащения урана на них выше, чем на современных российских и европейских заводах.
Именно с Пайктоном связываются основные надежды американцев на будущее ослабление зависимости США от поставок импортных ЕРР. Мегапроект "Американская центрифуга" за свою историю пережил немало взлётов и падений, и выгодные для Соединённых Штатов условия сделки ВОУ-НОУ, казалось бы, обеспечили ему зелёную улицу. Но частная корпорация USEC не смогла удержаться от соблазна найти "иные применения" для российской урановой маржи, и теперь на достройку Пайктона банально не хватает денег.
"Сразу после приватизации USEC, в её адрес стали выдвигаться различные обвинения, от некомпетентности до бесчестных сговоров и взяточничества… Финансовое положение корпорации очень тяжёлое, и будущее программы по обогащению урана в США находится под вопросом… Высокие накладные расходы и устаревшие технологии образца 50-ых годов превратили бизнес USEC в неприбыльный и полностью зависящий от российских субсидий", - писал в мае 2002 года "Bulletin of the Atomic Scientists".
С тех пор мало что изменилось. "Эксплуатирующие организации (в США) ненавидят USEC. Русские ненавидят USEC. Министерство энергетики США ненавидит USEC", - отмечает британская газета "Financial Times". И в этих условиях всеобщей ненависти, обогатительная корпорация регулярно переносит сроки пуска завода в Пайктоне, постоянно пересчитывает смету строительства в сторону повышения, а также перманентно требует дополнительных вливаний из федерального бюджета.
Положение дел в USEC не радует американские генерирующие компании, и без того озабоченные перспективами снабжения своих АЭС ядерным топливом. Выступая на топливо-энергетическом конгрессе в Москве в 2006 году, вице-президент корпорации "Exelon" Джеймс Мейлон открытым текстом назвал соглашение СПАР не соответствующим реалиям сегодняшнего дня. Резкий рост цен на уран, а также признание американскими судами обогащения урана "услугой", делают введённую в США антидемпинговую защиту против поставок урана и ЕРР из России бессмысленной и даже вредной. "Корпорация "Exelon" и другие потребители ядерного топлива в США поддерживают усилия России по борьбе за открытие американского рынка", - говорится в тексте доклада Мейлона.
Но способна ли Россия убедить американскую администрацию в ущербности практики расстановки капканов для партнёров? Есть ли смысл России продолжать урановое сотрудничество с США, и какие потери мы можем понести от его разрыва? Об этом и многом другом читайте в следующих статьях цикла "Капкан для Минатома" на AtomInfo.Ru.
ИСТОЧНИК: Михаил Сторожевой, AtomInfo.Ru
ДАТА: 12.06.2007
Темы: ЯТЦ, Россия, ВОУ-НОУ, Техснабэкспорт, USEC