Статьи

ЧМЗ - рекорд по производству оболочек

Россия и Мьянма подписали МПС по АСММ

Ленинград-6 - начался монтаж статора генератора

Георгий Тошинский: о ТЖМТ и не только

США - Окридж и лазерное обогащение

АЭС Palisades - вопрос о парогенераторах (часть IV)

Росатом - прототип плазменного ракетного двигателя

Британия - плутоний захоронят

Росатом - МОКС-топливо для реакторов ВВЭР

Тяньвань-7 - пролив на открытый реактор

Документы

Генсхема-2042 (утверждённый вариант)

Конференции

TerraPower получила разрешение на подготовительные работы на площадке Natrium в штате Вайоминг

В мире статус действующего имеют 417 блоков, статус строящегося 62 блока - PRIS

В Димитровграде пройдёт молодёжная конференция специалистов предприятий Росатома и ФМБА России по развитию ядерных технологий

16-17 апреля 2025 года ОКБ ГИДРОПРЕСС проведёт XXV Международную конференцию молодых специалистов

В Москве отметили 125-летие со дня рождения Н.А.Доллежаля

Пресс-релизы

Врачи-онкологи познакомились с производством медицинских изделий в Физико-энергетическом институте

Памяти товарища - Красимир Христов

Более 10 заявок подали работники Физико-энергетического института для участия в отраслевой программе признания Человек года Росатома-2023

Новости ПО Старт

Новости ПО Старт

В Курчатове открыли мемориальную доску памяти ветерана атомной энергетики Германа Иванова

Более 13,7 млрд кВт-ч электроэнергии Смоленская АЭС выдала потребителям за 8 месяцев 2023 года

На Белоярской АЭС определили возможные технологии для переработки реакторного натрия

В Физико-энергетическом институте начались ремонтные работы в преддверии юбилея Первой в мире АЭС

Временный городок строителей Якутской АСММ открыт

Болгарский ядерный сайт

Капкан для Минатома.
Часть вторая: три уровня одной сделки.

Часть первая: через тернии к сделке

"Когда мы второпях подписывали это соглашение, а потом контракты, не заметили одной простой вещи", - эти слова советника нераспространенческого департамента МИД РФ Владимира Рыбаченкова можно смело выносить в качестве эпиграфа к любому анализу соглашения ВОУ-НОУ. Все документы готовились тогда в большой спешке, а опыта столь крупных межгосударственных сделок у "молодого министерства" (по определению Виктора Михайлова) ещё не было.

Как показывает придирчивый юридический анализ, соглашение ВОУ-НОУ принципиально отличается от большинства международных договоров Российской Федерации. Архитектура отношений в рамках урановой сделки оказалась трёхуровневой.

Первым уровнем здесь выступает собственно соглашение ВОУ-НОУ, подчинённое праву международных договоров. Уровнем ниже расположились исполнительные контракты, в которых принимает участие агент правительства России - компания "Техснабэкспорт" - и зарубежные юридические лица, а их взаимодействие регулируют законодательства США, Швеции и ряда других государств. Наконец, на последнем третьем уровне отношений американская корпорация USEC и иные западные фирмы выступают в роли передаточного звена между российскими атомщиками и мировыми потребителями урана и обогатительных услуг.

      Три уровня отношений в сделке ВОУ-НОУ.

      Первый уровень.

            Правительство России и правительство США - собственно соглашение ВОУ-НОУ.
            Росатом (Минатом) и министерство энергетики США - соглашения о транспарентности и перемещении природной компоненты ВОУ на территорию России.

      Второй уровень.

            ОАО "Техснабэкспорт" и корпорация USEC - исполнительные агенты правительств России и США, действующие в соответствии с контрактом ВОУ-НОУ от 14 апреля 1994 года.
            Государственная компания "Техснабэкспорт" является исполнительным агентом Росатома. Частная корпорация USEC имеет агентское соглашение с правительством США.

      Третий уровень.

            "Техснабэкспорт" и компании ConverDyn, USEC, TLI - соглашения о физической выдаче и транспортировке природной компоненты ВОУ.
            "Техснабэкспорт" и западные энергокомпании - контракты на продажу природной компоненты ВОУ.

Что же означает на практике "трёхуровневость" архитектуры уранового соглашения?

    1. Первый уровень - уровень права международных договоров - позволяет правительству Российской Федерации приостановить, потребовать модификации или даже денонсировать соглашение ВОУ-НОУ. Но эта возможность полностью блокируется на нижних уровнях. В ряде исполнительных контрактов (уровень 2) не предусмотрены права российской стороны на их прерывание или приостановку, а прекращение поставок российского урана потребителям (уровень 3) дискредитирует Россию как поставщика на мировом рынке.

    2. Первый уровень счастливо избавляет Россию от появления надгосударственного органа, имевшего бы возможность навязывать в урановой сделке свои условия - в тексте соглашения ВОУ-НОУ отсутствует упоминание третейского суда в Гааге, а решения Международного суда ООН в Гааге не являются для нашей страны обязательными. Но это преимущество вновь перекрывается на уровне 2 из-за того, что такие органы явно указаны или однозначно определяются в текстах исполнительных контрактов.

    3. Первый уровень предполагает, что исполнительные контракты будут рассматриваться всего лишь как инструменты реализации политических целей, заявленных в соглашении ВОУ-НОУ. Однако на уровне 2 политика уступает место коммерции. В частичном решении стокгольмского арбитража по иску компании GNSS к "Техснабэкспорту" говорится, что "никакие императивные нормы Российской Федерации или Соединённых Штатов не должны применяться" при рассмотрении споров, возникающих на втором уровне отношений в рамках урановой сделки.

Коротко говоря, трёхуровневая архитектура сделала фактически нереальным для России добиваться приведения соглашения ВОУ-НОУ в соответствие со своими интересами или прекратить его действие в том случае, если отстоять интересы России окажется невозможным.

Стоит отметить, что ни в самом тексте соглашения, ни в ванкуверских принципах никакой трёхуровневости не просматривалось. Напротив, в этих документах Соединённые Штаты обещали России равный и недискриминационный подход, гарантировав, в том числе, участие в исполнительных контрактах с американской стороны государственной корпорации, а также признавали приоритет соглашения над любыми контрактами.

Трёхуровневая структура ВОУ-НОУ выстраивалась постепенно, но методично - в основном, усилиями США, но не без помощи России. Первым шагом стала модификация девятого ванкуверского принципа и разделение сделки на продажу ЕРР и природной компоненты, а также создание неопределённости вокруг оплаты за поставки последней.

В 1996 году в Соединённых Штатах был принят закон "Акт приватизации USEC". Государственная корпорация USEC, являвшаяся исполнительным агентом правительства США по соглашению ВОУ-НОУ, перешла в руки частных владельцев. После этого, США как государство прекратили нести всякую ответственность за действия USEC, в том числе - задержки платежей за природную компоненту и нерыночное размещение полученного из России НОУ.

С 1 января 1997 года USEC отказалась от приобретения российского НОУ как целостного товара. Отныне корпорацию интересует только покупка услуг по обогащению. Для компенсации природной компоненты, USEC начала передавать в российскую собственность на территории Северной Америки эквивалентное количество природного урана. Беспокоиться о её реализации (напомним, что речь идёт о 30-40% от всей стоимости сделки) приходится теперь России.

Покупатели на природную компоненту нашлись достаточно быстро - это так называемые "Западные компании" (канадская "Cameco", французская "Cogema" и германская "RWE Nukem"), а также посредники типа печально известной фирмы GNSS. Но ни один из них не является и не может являться исполнительным органом правительства США, потому что появление частного капитала в тексте соглашения ВОУ-НОУ никоим образом не предусматривалось.

Вмешиваться в коммерческую деятельность частных покупателей природной компоненты правительство США не имеет права. Более того, в американском бюджете никогда не предусматривались средства для выполнения соглашения ВОУ-НОУ (единственное исключение - выплата 325 миллионов долларов в 1998 года на приобретение 11 тысяч тонн природной компоненты, накопившейся в USEC до 1997 года).

Создавшаяся к настоящему моменту трёхуровневая архитектура соглашения ВОУ-НОУ позволяет Соединённым Штатам вести двойную игру с Российской Федерацией. При возникновении любых неприятностей, Вашингтон декларирует своё невмешательство в коммерческую деятельность частных предприятий - как USEC, так и покупателей природной компоненты. Правительству России приходится самостоятельно вступать с ними в частноправовые отношения и получать легко прогнозируемый ответ - pacta sunt servanda, договора должны исполняться.

Действительно, частному капиталу - тем более, из третьих стран - нет никакого дела до высокой политики. Приобретателей природной компоненты ВОУ интересуют только вопросы бизнеса, и любая попытка России выйти, приостановить или модифицировать условия соглашения ВОУ-НОУ - или добиться возвращения к его исходным условиям, например, к назначению американской стороной государственного исполнительного агента вместо частной корпорации USEC - встретит на втором и третьем уровне архитектуры ВОУ-НОУ жесточайшее сопротивление.

Целью этой сложной конструкции, собранной американцами при непротиводействии прежних руководств Росатома/Минатома, является удержание России в рамках соглашения ВОУ-НОУ до срока окончания его действия (2013 год). Сложно сказать, остаётся ли у Москвы пространство для манёвра и конструктивного диалога с правительством США о будущем урановых поставок из России. Но в случае жёстких действий (например, разрыва соглашения), отечественные атомщики могут столкнуться с рисками многомиллиардных потерь.

Что ожидает Россию при попытке выйти из соглашения ВОУ-НОУ или приостановить его действие, читайте в следующей статье.

ИСТОЧНИК: Михаил Сторожевой, AtomInfo.Ru

ДАТА: 03.05.2007

Темы: ЯТЦ, Россия, ВОУ-НОУ, Техснабэкспорт, USEC

ЧМЗ - рекорд по производству оболочек
Чепецкий механический завод (АО ЧМЗ, предприятие Топливного дивизиона Росатома в г. Глазов Удмуртской Республики) по итогам 2024 года изготовил более 1 миллиона циркониевых оболочек, применяемых в производстве ядерного топлива для АЭС.
Такой объём оболочечных труб выпущен впервые за всю историю предприятия.
Увеличить выпуск продукции удалось в рамках масштабной программы по реконструкции производства.
Только в прокатном цехе реконструировано почти 10 тысяч квадратных метров производственных площадей, введено в эксплуатацию более десятка единиц нового высокопроизводительного оборудования.
Работы по подготовке фундаментов, инженерных коммуникаций и пуско-наладке проводились без остановки производственных линий.
Всего в рамках проекта по наращиванию...


В мире статус действующего имеют 416 блоков, статус строящегося 62 блока - PRIS

Монтаж компенсатора давления выполнен на Аккую-2

Четверо сотрудников инжинирингового дивизиона Росатома удостоены государственных наград

Росэнергоатом получил лицензию Ростехнадзора на размещение ядерной установки четвёртого блока Курской АЭС-2

В Японии начали очередной сброс воды с АЭС Фукусима-1

На строящейся АЭС Руппур проходит миссия pre-OSART

Китайская компания CPECC готова сотрудничать с вьетнамскими государственными энергетическими компаниями в сфере атомной энергетики

Машиностроители Росатома начали сборку корпуса реактора для атомного ледокола Ленинград

INVENTORUS и АО Оператор ТМиК подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве

Westinghouse заключил соглашения с шестью канадскими поставщиками

Европейский инвестиционный банк предоставит Orano кредит на сумму 490 млн евро для расширения обогатительного завода

Второй блок Смоленской АЭС остановлен на ППР

Местные власти поддержали проект по строительству централизованного хранилища ОЯТ в Нью-Мексико

Регуляторы США приняли к рассмотрению отчёт Framatome о повышении глубины выгорания топлива в PWR

В Пекине прошло мероприятие Послы лицом к лицу с CNNC

На комплексе WIPP завершаются работы по созданию новой системы спецвентиляции

Монтаж второго яруса ВЗО завершён на Эль-Дабаа-2

Визит функционально-технической поддержки завершился на Кольской АЭС

Эксперты ВАО АЭС оценят работу Белорусской АЭС

Третий блок Белоярской АЭС включён в сеть после ППР


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

Поиск по сайту:


      © AtomInfo.Ru – независимый атомный информационно-аналитический сайт, 2006-2025.
      Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-30792.
      ATOMINFO™ - зарегистрированный товарный знак.
      Использование и перепечатка материалов допускается при указании ссылки на источник.