Александр Пименов
Александр Пименов: приближение к мечте
Мы оцениваем станции малой мощности с реакторной установкой Шельф весьма перспективными и надеемся увидеть их в железе. На мой взгляд, Шельф - ещё один этап приближения к ядерной батарейке.
Я неоднократно говорил, что наша идеология выглядит следующим образом. В настоящее время целесообразно создавать установки на технологиях, доступных на сегодняшний день, и параллельно разрабатывать станции следующего поколения.
Невозможно было бы создать автомобиль модели 2020 года, если бы не было первого бензинового автомобиля Карла Бенца в 1885 году. В любой технологии требуется пройти определённый эволюционный путь, и наша отрасль не исключение.
Начиная с прошлого года, работы по Шельфу перешли из разряда инициативных в плановые. Сейчас мы занимаемся подготовкой документации...
Александр Пименов: идти сегодня, чтобы не бежать завтра
Но чтобы получить инновационный проект АСММ завтра, разработкой его нужно заниматься сегодня. Откладывать на потом уже нельзя. Есть хорошее высказывание на сей счёт - если не хочешь сегодня идти, то завтра тебе придётся бежать.
Есть ещё одна проблема, с которой сталкиваются инновационные разработки - теория отрицания. Часто приходится слышать возражения такого плана - мы занимались схожей тематикой столько-то лет или десятилетий назад и положительного результата не достигли.
На это я отвечаю так - представьте себе, что Сергею Павловичу Королёву кто-нибудь сказал бы, что ракетными технологиями заниматься не нужно, ведь у Циолковского не получилось полететь. Время идёт, научно- технический прогресс не стоит на месте, доступны новые материалы, оборудование, технологии - это всё можно и нужно использовать, внедрять в наши инновационные проекты.
РУ Шельф для АСММ
Вариант подводного размещения энергоблока АСММ предполагает использование в качестве источника электроснабжения надводных или подводных объектов, расположенных на арктическом шельфе.
Электроэнергией обеспечивается фактический потребитель, а также комплекс надводных (береговых или судовых) технических средств и сооружений.
Глубина погружения энергокапсулы до 300 м, пульты управления и вспомогательные и обслуживающие системы АС при этом располагаются на берегу или на судне.
Доставка оборудования АСММ на место эксплуатации осуществляется водным транспортом в виде компактного модуля заводского изготовления, что упрощает монтаж.
На дне энергомодуль с реакторной установкой устанавливается на подготовленное основание.
Александр Пименов: лиха беда начало
У подводного размещения много положительных факторов. Для нашего института это вообще привычное капсулированное размещение реакторной установки, мы к нему привыкли и воспринимаем как известную для нас сферу деятельности.
Подводное размещение обеспечивает безопасность, а также необслуживаемость установок. Оно позволяет использовать разветвлённую систему управления - с одного плавучего или наземного пульта можно будет управлять несколькими подводными станциями.
Есть также выигрыш по местам размещения. Для России подводные АСММ будут полезны при освоении шельфа, где мы сможем максимально приблизить источник энергии к потребителю, обеспечивая при этом на должном уровне безопасность.
Плавучая станция с реакторами КЛТ, как известно, у нас уже строится, у неё есть свои задачи.