AtomInfo.Ru


США - проблемы обращения с судовым ОЯТ

AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 10.01.2025

Аудиторы главной бухгалтерской службы США (GAO, аналог Счётной палаты) провели проверку состояния дел в программе обращения с ОЯТ судовых реакторов. Их отчёт опубликован под номером GAO-25-106997.

Текущий подход

Отработавшее топливо судовых реакторов выгружается в США на четырёх специализированных верфях, после чего железнодорожным транспортом доставляется в национальную лабораторию Айдахо.

В нацлаборатории оно помещается на временное хранение на объекте под названием Naval Reactors Facility (NRF).

Перевозка отработавшего топлива осуществляется в транспортных контейнерах двух типов: M-140 для ОЯТ реакторов подводных лодок и M-290 для ОЯТ реакторов авианосцев. Контейнеры M-290 больше по размеру, чем контейнеры M-140.

Контейнеры M-140 (слева) и M-290.
Щёлкните левой клавишей мыши для просмотра.

После того как транспортные контейнеры доставляются на NRF, из них выгружается отработавшее топливо для осмотра и, если необходимо, обработки в водном бассейне, который находится в здании под названием Expended Core Facility.

На следующем этапе ОЯТ помещают в контейнеры из нержавеющей стали. Их заваривают и перевозят в здание под названием Overpack Construction and Storage Facility. Оно выступает в качестве временного хранилища, где стальные контейнеры хранятся внутри больших бетонных конструкций, выполняющих функции радиационной защиты.

До 2016 года в США выполнялись также операции по разборке отработавшего топлива реакторов авианосцев. Это делалось на заполненной водой барже, стоящей рядом с кораблём, с которого выгружалось топливо. Разобранное топливо было возможно перевозить в контейнерах M-140.

В 2016 году такая практика была прекращена по двум причинам - из-за старения задействованной в операциях баржи и из-за возросшей эффективности транспортной контейнерной системы М-290 при обслуживании различных типов реакторов авианосцев.

Отказ от разработки топлива реакторов авианосцев привёл к одной проблеме. На объекте NRF отсутствует возможность выгрузки ОЯТ из контейнеров M-290. Поэтому сейчас эти контейнеры ставятся во временное сухое хранилище.

Схема обращения с ОЯТ судовых реакторов в США.
Щёлкните левой клавишей мыши для просмотра.

Планы по расширению

Но вопросами обращения с контейнерами M-290 трудности объекта NRF не ограничиваются.

Ещё в 2018 году независимыми экспертами был подготовлен отчёт, в котором говорилось - данный объект стар, ему более 65 лет, его эксплуатация становится сложнее и сложнее, и это может привести к образованию узкого места во всей программе обращения с ОЯТ судовых реакторов в США.

В теории ОЯТ судовых реакторов должно помещаться на окончательное захоронение в геологическом хранилище министерства энергетики США. На практике, как известно, отсутствует не только само хранилище, но и даже конкретные планы по его строительству.

Поэтому отработавшему судовому топливу придётся ещё долгое время оставаться в нацлаборатории Айдахо.


Согласно действующему соглашению между ВМС и Минэнерго США отработавшее топливо судовых реакторов должно быть за малым исключением вывезено из нацлаборатории Айдахо до 2035 года.

Впрочем, соглашение может продлено после этого срока на тех или иных финансовых условиях. Нужно также учесть, что свой интерес в этом случае пожелает получить и штат Айдахо.

Для справки. Всего в настоящее время на объекте NRF хранится в том или ином виде 41 тонна ОЯТ судовых реакторов.

В рамках модернизации объекта NRF запланировано строительство двух новых комплексов:

• Naval Spent Fuel Handling Recapitalization Project (SFHP); призван заменить имеющиеся возможности по обработке и охлаждению ОЯТ реакторов подводных лодок, а также решить проблему обращения с ОЯТ реакторов авианосцев;

• Naval Examination Acquisition Project; находится на стадии планирования; призван заменить имеющиеся возможности по обследованию судового ОЯТ.

Строительство комплекса SFHP стартовало в сентябре 2018 года. Исходно предполагалось, что на него будет затрачено 1,7 миллиарда долларов и ввод произойдёт в 2025 году.

Как это нередко случается, первоначальные смета и сроки не были выдержаны. Проект претерпел уже три ревизии. Согласно третьей ревизии, его стоимость оценена в 3 миллиарда долларов, а сроком ввода стал IV квартал 2028 финансового года (III квартал 2028 календарного года).

Эти данные также не окончательные. В настоящее время проект проходит четвёртую ревизию, по итогам которой он ещё больше подорожает и ещё дальше сдвинется по срокам вправо.

Сметы и сроки.
Щёлкните левой клавишей мыши для просмотра.

Стройплощадка комплекса SFHP, май 2024 года.
Щёлкните левой клавишей мыши для просмотра.

По мнению аудиторов GAO, управление военно-морских реакторов (Naval Reactors, находится в совместном подчинении ВМС и Минэнерго США), выступающее в качестве заказчика комплекса SFHP, не определяет должным образом коренные причины срывов сроков и перерасхода смет, полагаясь в этом на генподрядчика - компанию Fluor Marine Propulsion LLC (FMP).

В свою очередь, генподрядчик каждый раз находит новые аргументы в пользу удорожания проекта, будь то нехватка квалифицированной рабочей силы, коронавирусные ограничения или брак со стороны субподрядчиков.

Примером такого брака аудиторы приводят образование трещин в бетонном фундаменте комплекса SFHP, выявленное в 2022 году (см. фотографию ниже).

Щёлкните левой клавишей мыши для просмотра

В заключение аудиторы констатируют, что строительство комплекса SFHP имеет важное значение для эффективного обращения с ОЯТ судовых реакторов США.

По мнению аудиторов, требуется проведение независимого анализа для определения причин постоянного роста стоимости комплекса и затягивания сроков его строительства.

Ключевые слова: ОЯТ, США, Атомоходы, Статьи


Другие новости:

Правительство России утвердило генсхему размещения объектов электроэнергетики до 2042 года

38 блоков до 2042 года.

Блок Zhangzhou-1 введён в коммерческую эксплуатацию

Отработал непрерывно 168 часов.

АЭС России досрочно выполнили годовое государственное задание ФАС

Показатель был достигнут 29 декабря 2024 года.

Герой дня

Белоярская АЭС - итоги года

Белоярская АЭС - итоги года

В наступающем 2025 году на площадке начнётся выполнение работ подготовительного периода. До первого бетона в 2027 году подрядные организации проложат автомобильные и железные дороги к строительной площадке, проведут временные сети для обеспечения электроэнергией, теплом, водой, выровняют площадку.



ИНТЕРВЬЮ

Балтийский завод ОСК

Балтийский завод ОСК
На Балтийском заводе ОСК состоялась торжественная церемония поднятия государственного флага на универсальном атомном ледоколе "Якутия", построенном по заказу ФГУП "Атомфлот".


МНЕНИЕ

AtomInfo.Ru

AtomInfo.Ru
Выбор BeNaF неочевиден и уже стал предметом интереса со стороны американских регуляторов. Следует отметить, что компания Kairos в 2023 году признавала - она не располагает данными о примерах успешного промышленного применения данной соли.


Поиск по сайту: