США - проблемы обращения с судовым ОЯТ AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 10.01.2025 Аудиторы главной бухгалтерской службы США (GAO, аналог Счётной палаты) провели проверку состояния дел в программе обращения с ОЯТ судовых реакторов. Их отчёт опубликован под номером GAO-25-106997. Текущий подход Отработавшее топливо судовых реакторов выгружается в США на четырёх специализированных верфях, после чего железнодорожным транспортом доставляется в национальную лабораторию Айдахо. В нацлаборатории оно помещается на временное хранение на объекте под названием Naval Reactors Facility (NRF). Перевозка отработавшего топлива осуществляется в транспортных контейнерах двух типов: M-140 для ОЯТ реакторов подводных лодок и M-290 для ОЯТ реакторов авианосцев. Контейнеры M-290 больше по размеру, чем контейнеры M-140. Контейнеры M-140 (слева) и M-290. После того как транспортные контейнеры доставляются на NRF, из них выгружается отработавшее топливо для осмотра и, если необходимо, обработки в водном бассейне, который находится в здании под названием Expended Core Facility. На следующем этапе ОЯТ помещают в контейнеры из нержавеющей стали. Их заваривают и перевозят в здание под названием Overpack Construction and Storage Facility. Оно выступает в качестве временного хранилища, где стальные контейнеры хранятся внутри больших бетонных конструкций, выполняющих функции радиационной защиты. До 2016 года в США выполнялись также операции по разборке отработавшего топлива реакторов авианосцев. Это делалось на заполненной водой барже, стоящей рядом с кораблём, с которого выгружалось топливо. Разобранное топливо было возможно перевозить в контейнерах M-140. В 2016 году такая практика была прекращена по двум причинам - из-за старения задействованной в операциях баржи и из-за возросшей эффективности транспортной контейнерной системы М-290 при обслуживании различных типов реакторов авианосцев. Отказ от разработки топлива реакторов авианосцев привёл к одной проблеме. На объекте NRF отсутствует возможность выгрузки ОЯТ из контейнеров M-290. Поэтому сейчас эти контейнеры ставятся во временное сухое хранилище. Схема обращения с ОЯТ судовых реакторов в США. Планы по расширению Но вопросами обращения с контейнерами M-290 трудности объекта NRF не ограничиваются. Ещё в 2018 году независимыми экспертами был подготовлен отчёт, в котором говорилось - данный объект стар, ему более 65 лет, его эксплуатация становится сложнее и сложнее, и это может привести к образованию узкого места во всей программе обращения с ОЯТ судовых реакторов в США. В теории ОЯТ судовых реакторов должно помещаться на окончательное захоронение в геологическом хранилище министерства энергетики США. На практике, как известно, отсутствует не только само хранилище, но и даже конкретные планы по его строительству. Поэтому отработавшему судовому топливу придётся ещё долгое время оставаться в нацлаборатории Айдахо.
Впрочем, соглашение может продлено после этого срока на тех или иных финансовых условиях. Нужно также учесть, что свой интерес в этом случае пожелает получить и штат Айдахо. Для справки. Всего в настоящее время на объекте NRF хранится в том или ином виде 41 тонна ОЯТ судовых реакторов. В рамках модернизации объекта NRF запланировано строительство двух новых комплексов:
Строительство комплекса SFHP стартовало в сентябре 2018 года. Исходно предполагалось, что на него будет затрачено 1,7 миллиарда долларов и ввод произойдёт в 2025 году. Как это нередко случается, первоначальные смета и сроки не были выдержаны. Проект претерпел уже три ревизии. Согласно третьей ревизии, его стоимость оценена в 3 миллиарда долларов, а сроком ввода стал IV квартал 2028 финансового года (III квартал 2028 календарного года). Эти данные также не окончательные. В настоящее время проект проходит четвёртую ревизию, по итогам которой он ещё больше подорожает и ещё дальше сдвинется по срокам вправо. Сметы и сроки. Стройплощадка комплекса SFHP, май 2024 года. По мнению аудиторов GAO, управление военно-морских реакторов (Naval Reactors, находится в совместном подчинении ВМС и Минэнерго США), выступающее в качестве заказчика комплекса SFHP, не определяет должным образом коренные причины срывов сроков и перерасхода смет, полагаясь в этом на генподрядчика - компанию Fluor Marine Propulsion LLC (FMP). В свою очередь, генподрядчик каждый раз находит новые аргументы в пользу удорожания проекта, будь то нехватка квалифицированной рабочей силы, коронавирусные ограничения или брак со стороны субподрядчиков. Примером такого брака аудиторы приводят образование трещин в бетонном фундаменте комплекса SFHP, выявленное в 2022 году (см. фотографию ниже). Щёлкните левой клавишей мыши для просмотра В заключение аудиторы констатируют, что строительство комплекса SFHP имеет важное значение для эффективного обращения с ОЯТ судовых реакторов США. По мнению аудиторов, требуется проведение независимого анализа для определения причин постоянного роста стоимости комплекса и затягивания сроков его строительства. Ключевые слова: ОЯТ, США, Атомоходы, Статьи Другие новости: Правительство России утвердило генсхему размещения объектов электроэнергетики до 2042 года 38 блоков до 2042 года. Блок Zhangzhou-1 введён в коммерческую эксплуатацию Отработал непрерывно 168 часов. АЭС России досрочно выполнили годовое государственное задание ФАС Показатель был достигнут 29 декабря 2024 года. |
Герой дня В наступающем 2025 году на площадке начнётся выполнение работ подготовительного периода. До первого бетона в 2027 году подрядные организации проложат автомобильные и железные дороги к строительной площадке, проведут временные сети для обеспечения электроэнергией, теплом, водой, выровняют площадку. ИНТЕРВЬЮ
Балтийский завод ОСК МНЕНИЕ
AtomInfo.Ru |