AtomInfo.Ru


В Росатоме начались реакторные испытания толерантного ядерного топлива ATF с новыми сочетаниям материалов

ТВЭЛ, ОПУБЛИКОВАНО 20.05.2022

Учёные топливного и научного дивизионов Росатома выполнили новые этапы исследований в рамках программы разработки российского толерантного ядерного топлива ATF нового поколения безопасности для легководных реакторов - российских ВВЭР и установок зарубежного дизайна PWR.

В НИИ Атомных реакторов в г. Димитровграде Ульяновской области (ГНЦ НИИАР) в исследовательском реакторе МИР начался четвёртый цикл испытаний экспериментальных ATF-твэлов для реакторов ВВЭР, которые продолжаются с начала 2019 года.

Они имеют четыре варианта сочетаний материалов топливной композиции и оболочки твэла.

Топливные таблетки изготовлены как из стандартного диоксида урана, так и плотного уран-молибденового сплава, оболочки - из традиционного циркониевого сплава, покрытого жаростойким хромовым покрытием, а также хром-никелевого сплава.

Параллельно начались реакторные испытания новых твэлов с уран-силицидным топливом типоразмеров ВВЭР и PWR.

Технология изготовления топливных таблеток из дисилицида урана разработана учёными московского ВНИИНМ им.А.А.Бочвара (институт Топливной компании Росатома "ТВЭЛ"), которые координируют все отраслевые исследования по созданию российского "толерантного" топлива.

Топливная композиция из дисилицида урана обладает рядом преимуществ. Это высокая плотность и ураноемкость, которые могут позволить перейти к более длинным топливным циклам без увеличения обогащения по урану-235, а также высокая теплопроводность в сочетании с низкой теплоёмкостью, что означает меньше запасенного тепла в активной зоне реактора и более низкую температуру оболочек твэлов в аварийных режимах.

Ещё одно преимущество - более низкая по сравнению с диоксидом урана рабочая температура топливной таблетки, что способствует улучшению эксплуатационных характеристик топлива.

Кроме того, с сентября 2021 года на энергоблоке №2 Ростовской АЭС в реакторе ВВЭР-1000 продолжается первый полуторагодичный цикл опытно-промышленной эксплуатации комбинированных тепловыделяющих сборок, содержащих по 12 твэлов в ATF-исполнении с инновационными оболочками из хром-никелевого сплава 42ХНМ, а также циркониевого сплава с хромовым покрытием.

Старший вице-президент по научно-технической деятельности АО "ТВЭЛ" Александр Угрюмов отметил:

"Программа разработки и испытаний топлива ATF ведётся системно по нескольким ключевым направлениям.

Это предполагает не только выбор оптимального сочетания материалов, исходя из полученных результатов, но и поэтапное внедрение этих материалов в топливо для большой энергетики.

Если первые опытные твэлы для ВВЭР-1000 имеют только оболочку в ATF-исполнении, то в дальнейшем мы сможем рассмотреть использование как минимум трёх разных топливных композиций, имеющих все необходимые научные обоснования безопасности".

Ключевые слова: ЯТЦ, Толерантное топливо, ТВЭЛ, НИИАР, Пресс-релизы


Другие новости:

Первый бетон залит на энергоблоке №4 АЭС "Сюйдапу" в Китае

Ввод блоков №№3/4 в эксплуатацию намечен на 2027-2028 годы.

В Обнинске обсудят решения актуальных научно-технических задач в области физики ядерных установок

"Нейтроника-2022" пройдёт с 31 мая по 3 июня 2022 года в Обнинске.

Пусковой блок "Hongyanhe-6" (Китай) подключён к сети

На блоке установлен реактор ACPR-1000.


Герой дня

Нововоронежской АЭС присвоено имя Виктора Сидоренко

Нововоронежской АЭС присвоено имя Виктора Сидоренко

Виктор Алексеевич считал "главной любовью и главным делом своей профессиональной и общественной жизни создание и совершенствование технологии ВВЭР". В музее Нововоронежской АЭС он оставил надпись: "Нововоронежская АЭС - моя жизнь".



ИНТЕРВЬЮ

Денис Веселов

Денис Веселов
Основная часть докладов связана непосредственно с производственной деятельностью. Но иногда бывают выступления на вольные тематики - пришла молодому специалисту в голову интересная мысль, и он решил рассказать о ней миру. Такое на КМС тоже случается.


МНЕНИЕ

Сяо Минь

Сяо Минь
У Китая сейчас нет большого опыта по замыканию ЯТЦ. Поэтому, полагает докладчик, начинать переход к коммерческому замыканию стоит осторожно, а именно с использования MOX-топлива в легководных реакторах.


Поиск по сайту: