AtomInfo.Ru


Красная Поляна спустя 14 лет

Belatom.by, ОПУБЛИКОВАНО 28.10.2021


Сетевое издание "belatom.by" (Белоруссия) продолжает цикл публикаций о том, как сегодня выглядят площадки, претендовавшие на размещение первой в Белоруссии АЭС.

Мы публикуем репортаж с Краснополянской площадки. Полный текст репортажа (в том числе о том, как она выглядела в 2007 году) - на сайте belatom.by.

Красная Поляна спустя 14 лет

Через 14 лет, когда первый энергоблок Белорусской АЭС, построенной в другом конце Беларуси, переведён в режим промышленной эксплуатации, а второй - достраивается, решил узнать, что сейчас происходит на первой белорусской площадке под АЭС в районе деревни Красная Поляна Чаусского района Могилёвской области.

На сегодняшний день большая часть территории Чаусского района относится к территории радиоактивного загрязнения с периодическим радиационным контролем.

Но законы физики в части распада радиоактивных элементов работают и здесь - уровень радиационного загрязнения уменьшается и как следствие, уменьшается территория зоны с правом на отселение.

В 2009 году на территории района было в зоне отселения 16 деревень, включая Красную Поляну. Сейчас в зоне с правом на отселение осталось пять деревень: Усушек, Александрово, Малый Грязивец, Сутоки, Нежковка.

Для граждан, живущих в деревнях, потерявших статус зоне с правом на отселение, лишение этого статуса означает потерю льгот, предоставляемых государством как пострадавшим от катастрофы на ЧАЭС.

Если первый раз в эту деревню я пришёл пешком через лес из Быховского района, а, возвращаясь из деревни другим путём, вышел на автодорогу Р71 Славгород-Могилёв, пройдя насквозь лесной массив, то в этот раз я поехал туда на автомобиле, рассчитывая от дороги Р71 Славгород-Могилёв добраться до Красной Поляны.

Дорога Могилёв-Славгород в районе Красной Поляны.
Здесь и далее - фото "Белатом".
Здесь и далее - для просмотра щёлкните левой клавишей мыши.

Смеркалось. Подъезжая к району Красной Поляны, я получил возможность полюбоваться красивым закатом.

Вечер в районе Красной Поляны

Поворот на Красную Поляну находится в небольшой деревне Грязивец. Через поле в лес ведёт грунтовая дорога. 14 лет назад она была в намного более лучшем состоянии. К тому же, когда я приехал в этот раз, прошли дожди, и ехать по этой дороге легковушке было крайне рискованно.

На карте "Навитела" были обозначены и другие дороги в Красную Поляну. От дороги Р71 на деревню Иванищевичи, находящуюся в шести километрах, ведёт ухоженная грунтовая дорога.

Дорога Могилёв-Славгород в районе Красной Поляны

Навигатор показывает, что от этой просёлочной дороги в Красную Поляну ведут другие дороги. Наиболее близко, в трёх километрах от Красной Поляны, находится деревня Машецкая Слобода, от которой тоже в Красную Поляну обозначена дорога.

К сожалению, оказалось, что все эти дороги или давно заросли лесом, так, что их можно с трудом заметить, но никак не проехать, или они разбиты лесовозами настолько, что проехать по ним можно на подготовленном внедорожнике.

Дорога в Красную Поляну

В попытке узнать, есть ли в Красную Поляну проезжая дорога, заглядываю в деревню Иванищевичи. Деревня расположена в центре большого лесного массива. Большая часть домов в Иванищевичах нежилые. Несколько домов явно используются как дачи.

В одном из таких домов есть люди. Появление незнакомого человека вечером в почти безлюдной деревне, который интересуется, как проехать в Красную Поляну, удивляет и одновременно настораживает.

Поясняю, что журналист, когда-то там бывавший, и показываю на нотубуке материал 2007 года о Красной Поляне.

Местный житель Олег поясняет, что со стороны его деревни, а также от Машецкой Слободы, в Красную Поляну на автомобиле попасть невозможно, да и пешком затруднительно из-за лесных завалов и болотистой местности.

Но можно будет попытаться проехать туда по одной из дорог от деревни Грязивец, где я уже побывал.

Причём Олег готов со мной посетить эту деревню и на ночлег приглашает в дом. В доме находились две семьи - Олега и его соседи, пришедшие в гости.

Олег и его сын Андрей

За ужином Олег рассказывает, что в дочернобыльскую эпоху грунтовая дорога в Иванцевичи была в ужасном состоянии - на этой дороге вязли даже трактора Т-150.

Магазина, школы и других объектов цивилизации в Иванцевичах не было и раньше. Олег вспоминал, как в детстве, учась в школе в восьми километрах от деревни, жил при ней в интернате, бывая домой на выходных.

В снежные заносы или распутицу автолавка неделями могла не появляться в деревне. Но трагедией это не было - жители Иванцевич на этот случай имели дома запасы продуктов.

Перемены в Иванцевичи принесла Чернобыльская катастрофа. Местность оказалась загрязнённой радиацией, но не настолько, чтобы отселять деревни. Наиболее сильные пятна загрязнения были в лесу.

В результате сделали новую хорошую грунтовую дорогу в деревню из привозной чистой от радиации земли - по этой дороге стал ходить рейсовый автобус.

В Иванцевичах и других окрестных деревнях, чтобы не пользовались колодцами, куда попадает радиоактивная пыль, сделали водопроводы с колонками. Сейчас из-за изношенности насоса в Ивацевичах реле включает воду в колонках с 6 утра до 18 вечера.

Все, кто могли, старались из Иванцевич и других местных деревень уехать в города и раньше, во времена СССР, когда жизнь на селе была вполне сносная.

Олег и его семья имеют квартиру с Славгороде. Но Олег часто надолго приезжает в Иванцевичи, чтобы собирать в лесу ягоды и грибы. Когда я приехал в Иванцевичи, сезон сбора грибов был в самом разгаре. За грибами приехала в деревню и другая семья, живущая в Могилёве.

В этот район за грибами приезжают как жители Могилёва, так и Славгорода - лесной массив находится между этими городами. В этом большом лесном массиве водятся косули, лоси, кабаны, волки и даже иногда находят следы медведя.

Собирают на продажу исключительно лисички, а остальные грибы - для себя. Лисички приносят хороший доход. В первой половине сентября за килограмм лисичек скупщики давали 3-4 рубля.


Здесь и далее имеются в виду белорусские рубли. Один белорусский рубль равен примерно 29 российским рублям. - Прим. AtomInfo.Ru.

Олег рассказывает, что за день иногда ему удаётся собрать 25 килограммов лисичек. Это 75-100 рублей. Для понимания Олег сообщает, что зарплата в местных колхозах 200-300 рублей в месяц.

Сбор лисичек в этих местах стал популярен ещё когда заканчивал своё существование СССР и приоткрыли границу в Польшу, куда и стали возить лисички. До этого здесь лисички считались малоценным грибом.

Олег вспоминает, как в те далёкие времена при зарплате в колхозе в 200 рублей у него за месяц сбора лисичек получалось заработать 2000 рублей.

Сейчас, как и раньше, лисички идут на экспорт в ЕС, но доходы сборщиков уже не те, что были 30 лет назад.

Лисичка

Олег в грибах профессионал - рассказывает, знает, где какие грибы растут и какой гриб лучше всего растёт при определённой температуре.

- Ножку не надо срезать. Ножка - самое ценное.

На моё замечание, что ножка у многих грибов невкусная, Олег поясняет, что в ножке - весь вес гриба, она самая тяжёлая, и это очень важно, если грибы продаёшь скупщику.

На вопрос, как раньше собирали грибы, если 30 лет назад уровень радиационного загрязнения был намного выше, Олег отвечает, что содержание радионуклидов уменьшали многократной промывкой в воде.

Утром провёл дозиметрические измерения. Вначале измерил фон под скатами крыши. Обычно это самые загрязнённые места, куда дождями смывалась радиоактивная пыль с площади крыши. По гамма- и бета-излучению дозиметр показывал 28 мкР/ч - небольшое превышение обычных для Беларуси 20 мкР/ч.

Измеряю лисички. Высокой точности получить не получится, но если будет серьёзное накопление радиации в грибах - это будет заметно. Лисички - 30 мкР/ч.

Поясняю Олегу, что это небольшое превышение, но, в целом, мало отличающееся от окружающего фона и опасности не представляет.

В ответ Олег крепко выражается, поясняя, что местные скупщики с целью сбить цену на грибы проводят свои измерения. Понимаю, что речь идёт о антикварном дозиметре ДП-5, который производился с 1964 до 1987 (ДП-5В).

- Суют в грибы свой этот, ну, похожий на (грубое ругательство) на палке, а потом смотрят на стрелку и говорят, что грибы радиоактивные, а потому нормально заплатить не могут.

То есть, хоть и радиоактивные, но и их скупают. Объясняю, что лучше всего грибы измерять в районной СЭС, где есть профессиональные дозиметры и в зависимости от результата потом разговаривать с скупщиком о цене.

Кроме Олега, в Красной Поляне захотели побывать его сын Андрей и родственник. Едем вначале в Грязивец. В это время начался сильный ливень, уменьшающий шансы добраться по размытой дороге до Красной Поляны.

В Грязивце навещаем местного жителя - знакомого Олега. Он живёт тем, что скупает у населения лисички.

Его дом выглядит лучше остальных, а во дворе два недорогих автомобиля и трактор "Беларус". Трактор как ещё один источник дохода - кому-то надо вспахать надел или привезти из леса дров.

Олег рассказывает скупщику о моих измерениях, добавляя, "а то некоторые своим (грубое ругательство) на палке тычут, чтобы не нормально не платить".

Скупщик вздыхает, и рассказывает мне:

- Испортили грибы местных, перессорили всех. Сборщики из-за мест сбора ругаются. Скупщики - из-за цены между собой переругались.

Обсуждаем тему непостроенной здесь АЭС.

- Будь тут АЭС, отселили бы нас, и, может быть, получил бы квартиру в Могилёве, - замечает скупщик грибов.

Когда выбирали площадку под АЭС, жители близких к площадкам деревень думали, что будут отселять все деревни в радиусе нескольких километров от площадки АЭС, предоставляя им новое жильё.

Но, как оказалось, для размещения АЭС достаточно площадки 1×2 километра, и прилегающие к ней деревни отселять нет необходимости.

В Островецком районе между деревнями нашли такую площадку, и отселения из-за строительства АЭС не было там вообще. И в районе Красной Поляны достаточно места для площадки размером 1×2 километра.

Выслушав это, скупщик делает вывод:

- Ну, тогда, может и хорошо, что АЭС здесь не построили - больше леса у нас осталось, ягод, грибов.

Показываю ему фотоснимки Красной Поляны, сделанные в 2007 году. Примерно через год после моего визита туда проживавшие там Анна Анисимовна и Алексей Петрович Теремовы перестали зимовать в Красной Поляне - состояние здоровья стало таковым, что проживать стало необходимо там, где могли своевременно получить при необходимости медпомощь.

- Они переселились в деревню Смолки в 15 км отсюда на Могилёв. Оба умерли примерно 6-8 лет назад, там же и похоронены. А в Красной Поляне дома только как дачи давно используются. Не знаю, проедете ли вы туда - из-за дождей лужи и грязи много там.

Оказалось, что поблизости с той дорогой через поле, по которой я пытался проехать в Красную Поляну, есть туда же ещё одна, почти параллельная дорога, не обозначенная на карте.

От Грязивца до Красной Поляны пять километров. Полтора километра по полю проезжаем легко. На этой дороге периодически встречаются автомобили, хозяева которых приехали за грибами.

Потом дорога, по которой начали путь, сходится с другой дорогой, по которой я день назад пытался проехать. В лесу состояние дороги стало значительно хуже.

Примерно через километр дороги состояние дороги ухудшается настолько, что принимаю решение дальше идти пешком. Возможно, в сухую погоду и проехал бы, но после дождя есть большой риск возвращаться в Грязивец за трактором.

Дорога в Красную Поляну

Пройдя дальше по лесу, замечаю, что здесь довольно развитая сеть лесных дорог, не обозначенных на карте, и по некоторым можно на легковушке доехать до Красной Поляны - видел, как по ним ездили легковушки и мотоциклы с грибниками.

- Видишь, я же тебе говорил, что сюда много людей ездит как из Могилёва, так из Славгорода, - замечает Олег.

В лесу около Красной Поляны

По дороге в лесу делаю замеры фона тем же самым дозиметром, что и в 2007 году. Несмотря на возраст, дозиметр работает хорошо - в прошлом году сверял его с "Атомтехом", показывает одинаково с профессиональным.

В лесу показывает 26 мкР/ч. В 2007 году в этих местах доходило до 37 мкР/ч - законы физики работают.

В лесу около Красной Поляны

По следам автомобилей видно, что в деревню иногда наведываются люди.

На подходе к деревне в лесу замечаю три стоящих рядом ржавых металлических столбика, которые видел на белорусских "атомных" площадках, где велась геологоразведка.

Столбики от геологоразведки

Если в 2007 году был в Красной Поляне весной, когда трава только начинала всходить, то теперь попадаю туда в начале осени - выросший за лето бурьян достиг своей максимальной высоты.

Красная Поляна

Деревня за 14 лет пришла в запустение. В колонках воды нет. Но электричество имеется - подведена ЛЭП, и в деревне установлен трансформатор, а на столбах новые ящики энергетического оборудования.

На табличке такого ящика видна дата изготовления - 2020 год. ЛЭП поддерживают в рабочем состоянии в нежилой деревне.

Большая часть домов в деревне заброшена. Часть из них развалилась. Сейчас Красная Поляна напоминает запущенностью деревню Чернобыльской зоны.

Красная Поляна

Заходим с сыном Олега - Андреем в один из заброшенных домов. Судя по состоянию и датам на оставленных периодических изданиях, дом жильцы покинули до рождения Андрея.

В заброшенном доме

С удивлением мальчик, привыкший к смартфону, разглядывает невиданный раньше механический будильник.

Особый восторг Андрей испытал, когда ему показал, как звонит механический будильник - завёл пружину и перевёл стрелки.

В заброшенном доме

Покидая дом, жильцы оставили в нём фотоальбом с множеством снимков, письма, документы в виде свидетельства о рождении, комсомольского билета, водительских прав образца 1950-ых годов и тому подобное.

Позже по адресу на письмах удалось узнать, что родственники жильцов покинутого дома и сейчас проживают в Минске.

В заброшенном доме

Из-за того, что в деревне многие дома просто развалились, их скрыли заросли кустарника, изменив вид деревни, найти дом Теремовых оказалось сложно.

Дом сейчас явно используется как дача - электричество подведено, на окнах - занавески. Но забора уже нет, сарай вблизи дома развалился.

Вся территория вокруг дома заросла высокой травой. Впечатление, что последний раз здесь бывали только весной.

Дом, где жила семья Теремовых

Но там же несколько домов выглядят ухоженно - покрашены и обзавелось современными пластиковыми рамами. По обстановке во дворе заметно, что их используют как дачи.

Около одного такого дома стоит велосипед, но на дверях замок. Хозяин явно в лесу собирает грибы.

Дом-дача в Красной Поляне

Поле рядом с деревней, где в 2007 году я видел новые столбики геологоразведки, всё в высоком, в рост человека, мокром после дождя бурьяне.

Здесь могла быть БелАЭС

Глядя на заброшенное поле, пытаюсь представить, как здесь могла бы возвышаться громада АЭС, ночами освещавшей местность ярким светом, с видимыми за десятки километров градирнями, с отличной оживлённой дорогой.

Здесь могла быть БелАЭС

Сейчас Красная Поляна превратилась в дачный посёлок, который осенью становится базой грибников из домовладельцев. В таком статусе Красная Поляна может пребывать десятилетиями.

Дом-дача

Учитывая расположение деревни в большом лесном массиве, наличие пустующих домов, а также то, что туда подведена ЛЭП, это довольно удобное место для романтиков-отшельников, желающих поселиться подальше от людей.

Радиационный фон в Красной Поляне нормальный для Беларуси.

Покинутый дом

Радиационный фон в Красной Поляне

Красная Поляна

Репортаж из несостоявшегося белорусского атомграда Чаусы - читайте по этой ссылке.

Ключевые слова: Восточная Европа, Белоруссия, Статьи


Другие новости:

«Киров-Энергомаш» поставит паротурбинные установки для МПЭБов для Баимской рудной зоны

Договор предусматривает также участие завода в ПНР и швартовых испытаниях.

График строительства блоков №№3/4 АЭС "Vogtle" вновь пересмотрен

Ввод третьего блока намечен на III квартал 2022 года.

В мире статус действующего имеют 442 блока, статус строящегося 51 блок - PRIS

В Китае 52 действующих и 14 строящихся атомных блоков.

Герой дня

Станислав Георгиев: ядерная энергетика нужна для Болгарии

Станислав Георгиев: ядерная энергетика нужна для Болгарии

К сожалению, политические решения - будь то на европейском или местном уровне - всегда принимаются после того, как в реальной жизни в энергетике произойдёт нечто неприемлемое. В данном случае мы говорим о текущем энергетическом кризисе и постоянном росте цен на энергоносители и электричество.



ИНТЕРВЬЮ

Богумил Манчев

Богумил Манчев
Мы больше не можем выбирать, строить ли энергоблоки №7 и №8 АЭС Козлодуй или АЭС Белене. Но мы должны начать с Белене, потому что она на 10 лет опережает Козлодуй-7/8. Выбора между двумя проектами более нет.


МНЕНИЕ

AtomInfo.Ru

AtomInfo.Ru
По состоянию на конец 2019 года, в общей сложности порядка 86 тысяч тонн ОЯТ хранились на 75 действующих или остановленных АЭС в 33 штатах. Ежегодно общее количество накопленного ОЯТ возрастает в США примерно на 2 тысячи тонн.


Поиск по сайту: