AtomInfo.Ru


Корейский гамбит для Skoda-JS

Пражский телеграф, Оксана Барон, ОПУБЛИКОВАНО 09.12.2019


На чешском атомном рынке готовится фундаментальная сделка - российский "Газпромбанк" может продать южнокорейской компании "Korea Heavy Industry & Development" производственную и инжиниринговую фирму "Skoda-JS".

О том, что расположенная в городе Пльзень компания "Skoda-JS" выставлена на продажу, уже несколько лет не говорил разве что человек, бесконечно далёкий от атомной промышленности.

Назывались разные претенденты - от французов до китайцев, однако новым собственником, судя по собственному заявлению, станет корейский промышленный гигант "Korea Heavy Industry & Development".

По информации газеты "Hospodarske noviny" (HN), компания будет куплена за несколько сотен миллионов евро. Надо отметить, что кулуарно неоднократно называлась сумма, которую "Газпромбанк" хотел бы получить за принадлежащий ему актив, в 200-240 миллионов евро.

Президент и председатель правления "Korea Heavy Industry & Development" Патрик Йин-Сунг Юн, комментируя сделку, заявил: "Мы ожидаем, что все наши договорённости, касающиеся перехода права собственности на компанию "Skoda-JS", мы завершим в течение первого полугодия 2020 года, когда мы получим контроль над ней и права владения".

Руководство самого пльзеньского предприятия держится в стороне от комментариев по поводу смены собственника. Никоим образом по поводу готовящейся смены собственника не высказалась и российская сторона.

В ответе за "бабушку"

Корейцы, как сообщает издание, отмечают, что предприятие обладает исключительным ноу-хау, однако его развитию мешают международные санкции. "Skoda-JS" - единственное чешское предприятие, которое было внесено в американский санкционный список.

Причина этого - тот факт, что владельцем завода является через дочернюю структуру ОМЗ российский "Газпромбанк", против которого введены санкции. Для него "Skoda-JS" стала, по сути, внучатой структурой.

Из-за этого у компании"Skoda-JS", по информации осведомлённых источников, возникли существенные проблемы с получением финансирования от чешских и европейских банков.

Судя по информации газеты HN, санкции стали одной из причин, почему российский собственник решил продать предприятие. Впрочем, российский собственник продаёт компанию чуть ли не с момента приобретения.

…и металлурги в нагрузку

Россияне приобрели "Skoda-JS" ещё в 2004 году. Тогда российское объединение "Силовые машины"-ОМЗ, владельцами которого были два олигарха Владимир Потанин и Каха Бендукидзе, искало атомные активы на Западе.

Выбор пал на находившееся в прекрасном состоянии предприятие"Skoda-JS", однако его владельцы из "Skoda Holding" категорически отказывались продавать предприятие отдельно от двух других объектов, которые были технологически связаны друг с другом - заводов "Skoda Kovarny" и "Skoda Hute", объединённых в консорциум "Skoda Steel".

Россияне, однако, не хотели приобретать металлургический дивизион, поскольку он был убыточным.

Переговоры шли очень тяжело, вспоминает один из участников сделки. По его словам, стороны были настолько недовольны друг другом, что к моменту официального подписания сделки, которое должно было состояться на пресс-конференции, так и не договорились, в итоге подписали прилюдно пустые бумаги.

Сами же переговоры продолжались ещё до утра следующего дня. В итоге россияне приобрели целый комплекс за сумму порядка 40 миллионов евро.

Вскоре после этого союз двух олигархов распался, и чешские активы достались Группе ОМЗ, мажоритарным акционером и главой был Каха Бендукидзе. Но и он недолго владел ими, как и долей во всей группе ОМЗ - осенью 2005 года Каха Бендукидзе продал свой контрольный пакет (25,93% акций) в ОМЗ лицам, связанным с "Газпромбанком", и покинул холдинг.

Тем временем "Skoda Steel" прошла через реструктуризацию и ребрендинг и под названием "Pilsen Steel" стала в буквальном смысле слова бриллиантом в короне российского бизнеса в Чехии, занимая первое место в мире по производству осей для гребных валов больших кораблей и осей для ветряных электростанций.

Как "Pilsen Steel", так и "Skoda-JS" регулярно выплачивали дивиденды материнской компании в объёмах миллионов евро.

По пути к тендеру

В 2010 году, на пике прибыльности металлургического дивизиона, ОМЗ продал "Pilsen Steel" российскому предпринимателю Игорю Шамису. Сумма сделки составила 125,6 миллионов евро.

Завода "Skoda-JS" все эти перетурбации не коснулись. Он продолжал работать, реализовывая амбициозные, важные и прибыльные проекты - от модернизации чешских атомных электростанций "Дукованы" и "Темелин" до строительства двух блоков словацкой АЭС "Моховце".

Тем временем в Чехии началась подготовка к тендеру на достройку АЭС "Темелин". "Skoda-JS" возглавила консорциум "МИР 1200", в который вошли две структуры российской госкорпорации по атомной энергии "Росатом" - ОКБ "Гидропресс" (владелец технологий ВВЭР) и АСЭ (строительство за рубежом новых атомных блоков).

Уже в 2011 году источник в "Росатоме" сообщил журналистам, что корпорация планирует получить контроль над чешским предприятием"Skoda-JS".

По словам анонимного источника, соответствущие переговоры велись с основным акционером компании - ОАО "Газпромбанк". Сообщая об этом, источник подчеркнул: "Хотим получить контроль, поскольку чужому предприятию передавать свои технологии нецелесообразно".

Комментируя информацию о ходе переговоров, генеральный директор ОАО "Атомэнергомаш" Владимир Кащенко заявлял: "Считаю, что такая сделка возможна. По крайней мере, обе стороны от сделки выиграли бы точно. Дело в том, что "Skoda-JS" на сегодняшний день не является поставщиком атомного оборудования на российские проекты. А с получением контроля с нашей стороны она такие заказы получит".

Сделка по продаже "Skoda-JS" российской атомной госкорпорации, однако, так и не состоялась. По сведениям из российских источников, причиной этого была слишком высокая цена, которую "Газпромбанк" запросил за "Skoda-JS".

В 2014 году тендер на достройку АЭС "Темелин" был прекращён, и интерес со стороны россиян к пльзеньскому предприятию фактически сошёл на нет. При этом лишь на подготовку к тендеру, как сообщил генеральный директор "Skoda-JS" Владимир Поклоп, компания потратила порядка 10 миллионов евро.

Курица, которая несёт золотые яйца

Тем временем завод "Skoda-JS" остаётся прибыльным предприятием - в прошлом году прибыль составила 257 миллионов крон.

Кроме заказов для двух новых блоков словацкой АЭС "Моховце", компания "Skoda-JS" также активно работает на Украине. Так, фирма не так давно заключила там контракт на сумму 27 миллионов евро - поставки для двух блоков Ровенской АЭС.

Для британской АЭС "Хинкли Пойнт" завод "Skoda-JS" поставит обечайки и другие компоненты корпуса реактора на общую сумму порядка 400 миллионов крон.

Самые большие и стабильные доходы, однако, "Skoda-JS" обеспечивает производство контейнеров для отработавшего ядерного топлива, которое складируется в эти контейнеры.

В Чехии компания сегодня зарабатывает порядка четверти всех своих доходов. Новый инвестор из Кореи намерен расширить географию мирового присутствия завода"Skoda-JS".

Как отмечает газета HN, корейский холдинг "Korea Heavy Industry & Development" - это финансовый инвестор, который по всему миру скупает машиностроительные предприятия, а также занимается сделками с нефтью и сжиженным газом. Штаб-квартира компании расположена в Сеуле. При этом развитием международных проектов занимается офис в Лос-Анжелесе, а проектным менеджментом - офис в Нью-Йорке.

Приобретение корейской компанией завода "Skoda-JS" может оказать влияние на ход будущего тендера по достройке АЭС "Дукованы", который, по словам премьер-министра ЧР Андрея Бабиша, может быть объявлен уже в следующем году.

О своём намерении участвовать в тендере уже заявили как российский "Росатом", так и холдинг из Южной Кореи KHNP.

"Росатом" является владельцем расположенного в Опаве завода "Arako", в то же время корейцам принадлежит расположенный всё в том же городе Пльзень завод "Doosan Skoda Power".

Лоббисты и поклонники

Переход завода "Skoda-JS" под контроль "Korea Heavy Industry & Development" существенно усилит позиции корейцев в тендере, так как позволит им оперировать главным козырем: "Мы в Европе как дома, у нас здесь есть свои предприятия".

"Skoda-JS" за последние годы не получила ни одного более-менее значимого заказа от "Росатома", в то время как корейцы обещают предприятию новые заказы и новую географию поставок.

Необходимо, однако, отметить, что в то время как в портфеле зарубежных проектов Росатома число новых блоков в разных странах приближается к 40, компания KHNP пока бьётся за завершение и ввод в эксплуатацию своих первых зарубежных блоков на единственной построенной ими за рубежом АЭС "Барака" в ОАЭ.

Приобретая "Skoda-JS", корейская корпорация получает в руки мощный инструмент лоббирования своих интересов, так как трудно найти в ЧР фирму, которая была бы более интегрирована в атомную энергетику, чем "Skoda-JS".

"Трудно представить себе, что две корейские корпорации - "Korea Heavy Industry & Development" и KHNP не договорятся друг с другом о взаимодействии в рамках тендере на достройку АЭС "Дукованы", - говорит чешский источник, комментируя в разговоре с "Пражским телеграфом" ход сделки и перспективы пльзеньской фирмы.

Ключевые слова: Восточная Европа, Чехия, Шкода-ЯМ, Статьи


Другие новости:

Потребители в ЮАР могут лишиться электричества на 6 часов в день

Уголь для ТЭЦ промок.

Подписан договор на выполнение СМР по проекту строительства энергоблока с реактором БРЕСТ-ОД-300

Сумма контракта составила 26,3 млрд рублей.

"Oklo" объявила о старте "Aurora"

Подробности неизвестны.

Герой дня

Анатолий Зродников: о малых и больших

Анатолий Зродников: о малых и больших

Как вы знаете, мне в своё время довелось работать по тематике космических ядерных энергетических установок для разведывательных спутников. У нас подобные ситуации назывались так: "Опять Джон тумблер включил!".



ИНТЕРВЬЮ

Вадим Беркович

Вадим Беркович
Спасибо, но я хотел бы особо подчеркнуть, что моя награда - это, на самом деле, награда всему коллективу ОКБ "ГИДРОПРЕСС", во многом благодаря которому проект по сооружению второй очереди Тяньваньской АЭС был успешно реализован.


МНЕНИЕ

Белатом

Белатом
Неформальным персоналом станции являются постоянно проживающие там коты и собаки-дворняги. Собаки работают сторожами - лаем сообщают о приближении гостей - людей или животных, а коты - в должности мышеловов.


Поиск по сайту: