AtomInfo.Ru


Выставку к 60-летию создания первого в мире атомного ледокола Ленин открыли в Петербурге

ТАСС, ОПУБЛИКОВАНО 03.10.2019

Выставка, приуроченная сразу к двум знаковым юбилеям - 60-летию с окончания строительства первого в мире атомного ледокола "Ленин" и 315-ой годовщине начала истории "Адмиралтейских верфей", открылась в четверг в Санкт-Петербурге.

В экспозиции, разместившейся в одном из залов Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого (ЦВММ), демонстрируются модель легендарного судна и редкие архивные фотографии его строительства и испытаний.

"Несмотря на то, что сегодняшняя выставка имеет довольно скромный вид, это... не умаляет важности события, которое произошло 60 лет назад, когда в декабре 1959 года атомный ледокол "Ленин" был сдан в эксплуатацию".

"Адмиралтейским верфям" 5 ноября исполняется 315 лет, это очередная историческая дата для нашего завода".

"Конечно, за такую богатую историю произошло много важных, интересных событий, но строительство и сдача атомного ледокола "Ленин" - это одна из ярких и наиболее впечатляющих страниц", - сказал на открытии выставки генеральный директор компании "Адмиралтейские верфи" (входят в Объединённую судостроительную корпорацию) Александр Бузаков.

Среди экспонатов - снимок посещения ледокола премьер-министром Великобритании Гарольдом Макмилланом в 1959 году, фотографии, сделанные в процессе установки магнитной системы, винта и в ходе погрузки реактора, чертёж бокового вида "Ленина" от 1960 года, фрагмент наружной обшивки атомохода и закладная доска.

На выставке также представлены кормовой флаг ледокола, подаренный экипажем судостроителям, и государственный флаг СССР, поднимавшийся на "Ленине" во время ходовых испытаний в Балтийском море в сентябре- декабре 1959 года.

Легендарный ледокол

Атомный ледокол "Ленин" стал первым в мире надводным судном с ядерной силовой установкой. Судно было заложено в Ленинграде 24 августа 1956 года на заводе №194 (с 1957 года - Адмиралтейский завод, ныне АО "Адмиралтейские верфи").

Ледокол, корпус которого имел высоту пятиэтажного дома, был спущен на воду 5 декабря 1957 года.

Атомная установка проектировалась под руководством Игоря Африкантова, научным руководителем работ выступал академик Анатолий Александров.

3 декабря 1959 года "Ленин" был сдан министерству морского флота и с 1960 года находился в составе Мурманского морского пароходства.

"Строительство такого сложного объекта за три года - это рекордный срок... Но и после того, как его сдали в эксплуатацию, через шесть навигаций потребовалась смена ядерного реактора. В то время никто не знал, как это сделать: выгрузка традиционным способом - подетальным, через верхнюю палубу - не представлялась возможной", - рассказал Бузаков, уточнив, что вес реактора составлял 3,7 тыс. тонн.

Он отметил, что в этой ситуации было разработано решение о том, что реакторный блок с таким весом будет выгружаться через днище атомного ледокола "Ленин".

"Были привлечены специалисты с "Адмиралтейских верфей", которые провели всю подготовительную работу с подводной резкой и другими сопутствующими работами. Операция была проведена успешно", - отметил он.

"После этого было ещё два этапа непростых - надо было уже новый блок, который состоял из двух реакторов большей мощности, опять поставить в док, док притапливался, корабль заходил в заданные точки, док поднимался, и таким образом корабль садился на новый блок с двумя реакторами. Вот такая уникальная работа была проделана".

"По понятным причинам о ней довольно долго молчали, никаких публикаций не было, но по прошествии времени сегодня я могу об этом рассказать", - добавил глава "Адмиралтейских верфей".

"После этого успешными были дальнейшие навигации, Северный морской путь стал круглогодичным".

За 26 арктических навигаций "Ленин" провел во льдах почти 4 тысячи судов и прошёл 654,4 тысяч морских миль.

В июне 1971 года "Ленин" первым из надводных судов прошёл севернее Северной Земли, таким образом подготовив экспедицию ледокола "Арктика" на Северный полюс в 1977 году.

В 1989 году ледокол был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске.

В 2018 году атомоходу был присвоен статус объекта культурного наследия федерального значения, сейчас на ледоколе работает музей.

Об Адмиралтейских верфях

История построившего ледокол предприятия началась в ноябре 1704 года, когда Петром I был заложен Адмиралтейский Дом, ставший крупнейшим кораблестроительным предприятием России.

За три с лишним века со стапелей верфи сошли без малого 3 тысячи кораблей и судов различного класса и назначения.

Инженеры и мастера верфей создали в том числе первый отечественный пароход "Елизавета", первый в мире мореходный миноносец "Взрыв", легендарный крейсер "Аврора", крупнейший в истории отечественного кораблестроения линейный корабль "Гангут", более 300 подводных лодок различных проектов.

В настоящее время "Адмиралтейские верфи" считается базовым предприятием судостроительной отрасли и центром неатомного подводного кораблестроения России.

Выставка подготовлена ЦВММ совместно с компанией "Адмиралтейские верфи" и будет работать по 31 января 2020 года включительно.

Ключевые слова: История, Россия, Атомоходы


Другие новости:

Предварительно определены сроки первых частичных перегрузок для трёх блоков с AP-1000 в Китае

По "Sanmen-2" данных нет.

Правительство в 2020-2022 гг намерено вложить 340 млрд руб в развитие атомного комплекса России

Это следует из материалов к проекту бюджета.

"Westinghouse" будет сотрудничать с EDF в области малых модульных реакторов

Дорожная карта сотрудничества будет утверждена в начале 2020 года.


Герой дня

Виталий Красильников: ITER и его диагностики

Виталий Красильников: ITER и его диагностики

В проекте ITER, в отличие от всех предыдущих токамаков, несколько нейтронных детекторов располагаются непосредственно внутри вакуумной камеры. Это накладывает, помимо очевидных требований по радиационной стойкости и надёжности, дополнительное требование по вакуумной совместимости.



ИНТЕРВЬЮ

Чжэн Мингуан

Чжэн Мингуан
Несмотря на все стоящие перед атомом проблемы, Чжэн Мингуан уверен, что у атомной энергетики в мировом масштабе есть будущее. Он объясняет это тем, что энергопотребление на Земле будет неуклонно возрастать. В частности, он привёл следующую оценку - к 2050 году потребление энергии в мире увеличится как минимум вдвое по сравнению с сегодняшним уровнем.


МНЕНИЕ

AtomInfo.Ru

AtomInfo.Ru
На полях сессии иранской делегацией было организовано мероприятие, на котором участники могли узнать подробности о работах, проводимых входяшим в состав AEOI исследовательским институтом ядерной науки и технологии (NSTRI).


Поиск по сайту:


Rambler's Top100