Гора Юкка - нужды рестарта AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 27.05.2017 Главная бухгалтерская служба США (GAO, аналог Счётной палаты) провела анализ готовности министерства энергетики (DoE) и комиссии по ядерному регулированию (NRC) к возобновлению работ по проекту геологического хранилища ОЯТ "Гора Юкка". Результаты и выводы, к которым пришли аудиторы, изложены в отчёте GAO-17-340. История вопроса Почти 80 тысяч тонн ОЯТ хранятся тем или иным способом на 75 площадках в 33 штатах США. Со временем количество облучённого топлива будет только увеличиваться. По оценкам DoE, которые приводятся в отчёте, в ближайшие несколько десятилетий общее количество ОЯТ увеличится до 140 тысяч тонн. Закон о политике в области ядерных отходов (NWPA), принятый в США в 1982 году, уполномочил DoE изучить площадки, подходящие для создания геологического хранилища ОЯТ и ВАО. По этому закону в структуре министерства энергетики был создан отдел обращения с гражданскими радиоактивными отходами (Office of Civilian Radioactive Waste Management, OCRWM). Ему была поручена задача изучения кандидатных площадок, а также контроль за процедурой лицензирования строительства геологического хранилища. В 1987 году было принято дополнение к NWPA, ограничившее список площадок одной, а именно, площадкой "Гора Юкка" примерно в 100 милях к северо-западу от Лас-Вегаса. Площадка расположена в отдалённой местности в пустыне Мохаве. Министерство потратило на изучение "Горы Юкка" и прилегающих территорий почти три десятилетия и несколько миллиардов долларов, превратив эту местность в одну из самых изученных в мире. В 2002 году DoE рекомендовало президенту США площадку "Гора Юкка" как подходящую для национального геологического хранилища ОЯТ.
По состоянию на конец 2016 финансового года, в фонде обращения с ОЯТ (Nuclear Waste Fund) имелось порядка 36 миллиардов долларов. Фонд собирался за счёт отчислений от атомной генерации. В июне 2008 года министерство стартовало лицензионный процесс в NRC с целью получить лицензию на строительство хранилища, которое должно было открыться в 2020 году. Однако 3 марта 2010 года DoE объявило о том, что отзовёт заявку и исключит площадку "Гора Юкка" из числа кандидатных площадок для размещения геологического хранилища. Официально процесс рассмотрения заявки в NRC был прекращён в сентябре 2011 года. За этим последовало судебное разбирательство, так как оказалось нарушено дополнение (1987) к NWPA. В 2014-2016 годах регуляторов вынудили вернуться к лицензированию, но работа велась в ограниченных объёмах и без планов по конкретному строительству, так как против хранилища выступала администрация Барака Обамы. С приходом администрации Дональда Трампа проект по строительству хранилища "Гора Юкка" может получить новое развитие. Поэтому конгресс США поручил аудиторам GAO выяснить, насколько NRC и DoE готовы к возобновлению процесса лицензирования хранилища. Прекращение проекта Обычным порядком заявка на лицензирование хранилища "Гора Юкка" должна была рассматриваться в NRC от момента принятия примерно три года - а точнее, 1125 дней. По окончанию этого периода регуляторы были обязаны либо вынести свой вердикт о возможности или невозможности выдачи лицензии, либо уведомить конгресс о продлении сроков рассмотрения (до 12 месяцев). Рассмотрение заявки с первых дней обещало быть трудным. Так, уже к маю 2009 года поступило порядка 300 возражений от третьих сторон, причём 220 из них выставил штат Невада, чьи власти были категорически несогласны с самой идеей строительства в их штате геологического хранилища. Основные этапы рассмотрения заявки на лицензию для "Горы Юкка". После того, как администрация Обамы высказалась против проекта, в министерстве энергетики в короткий срок свернули по нему практически всю деятельность. Среди прочего, был закрыт отдел OCRWM, удалены из штатного расписания все должности, связанные с проектом, а документация по проекту была сдана в архив. Аудиторы напоминают, что только вопросами, касающимися прохождения процедуры лицензирования, в министерстве занималось 180 человек. Увольнения производились не одномоментно, а в течение нескольких месяцев - с марта по сентябрь 2010 года. Работники уходили сразу, как только подыскивали новое место. В результате, на остававшихся сотрудников увеличивалась нагрузка и это не помогало нормальному закрытию проекта. Кроме того, министерство прекратило действие контрактов со сторонними организациями, вовлечёнными в проект - как частными компаниями, так и национальными лабораториями. Отменялась аренда офисных помещений, а их оборудование распределялось между другими подразделениями DoE. Ещё в апреле 2011 года аудиторы GAO выдали заключение о том, что министерству понадобятся "годы" для того, чтобы вновь собрать столь мощную команду специалистов, которая была в своё время создана для проекта "Гора Юкка". Аналогичные шаги предпринимали и регуляторы, где также расформировывались созданные для рассмотрения заявки на лицензирование "Горы Юкка" группы. Основные действия, предпринимавшиеся в DoE и NRC Сложности возобновления Администрация Дональда Трампа хотела бы возобновить проект "Гора Юкка" - по крайней мере, довести до логического конца процедуру его лицензирования. Для этого министерству и регуляторам понадобится определить основные направления и сроки работ, получить необходимое финансирование, а также восстановить распущенные рабочие группы и обновить проектную документацию. Ключевые этапы завершения процесса лицензирования. В августе 2014 года регуляторы подготовили оценку, сколько денег и времени им понадобится на возобновление и завершение лицензирования. Тогда речь шла о 330 миллионах долларов и пяти годах. Аудиторы отмечают, что с тех пор эта оценка не пересматривалась и на сегодняшний день она, вполне вероятно, занижена. Кроме того, своя часть расходов появится и у министерства. Ещё более серьёзной проблемой является проблема кадров. В 2009 году только непосредственно в NRC по заявке для "Горы Юкка" работало свыше 130 человек. Все они либо были переведены в другие группы, либо покинули регулирующий орган. В министерстве энергетики в отделе OCRWM проектом занималось 180 кадровых сотрудников, а также привлекались "тысячи" работников на временной основе. Аудиторы приводят в отчёте такую точку зрения, что для возобновления работ по заявке будет достаточно иметь от 15 до 60 кадровых сотрудников и порядка 150 временных работников. Проблема в том, что многие опытные специалисты, занимавшиеся проектом, по тем или иным причинам могут быть недоступны. Так, в Сандийских национальных лабораториях аудиторам пояснили, что из нескольких сотен человек, работавших ранее по проекту "Гора Юкка", в настоящее время примерно треть вышла на пенсию, а остальные заняты в других проектах. В принципе их можно вернуть на тематику геологического хранилища, но для этого необходимо согласие руководства лабораторий. Схожие проблемы наблюдаются и у частных компаний, ранее привлекавшихся к проекту. Они в принципе не против вернуться к работе, но им придётся для этого серьёзно озаботиться кадровыми вопросами. А в самом министерстве до сих пор нет понимания, сколько людей потребуется привлечь для возобновления проекта. Способствует этому, в свою очередь, отсутствие чёткого понимания - что конкретно потребуется делать? Ограничатся ли работы одним только лицензированием или начнётся практическая реализация проекта? Ключевые слова: ОЯТ, США, Гора Юкка, Статьи Другие новости: Турбина энергоблока №4 Ростовской АЭС поставлена на валоповорот Это один из важнейших этапов предпусковых работ. В реактор пускового блока №4 Ростовской АЭС загрузили все имитаторы ТВС К настоящему времени специалисты уже приступили к сборке реактора. "Westinghouse" объявил локаут на заводе в Нью-Гэмпшире От работы отстранены 172 члена профсоюза. |
Герой дня Роман Здебор: контракты для Шкоды ЙС В частности, это контракт на поставку контейнеров для ОЯТ для АЭС "Темелин". Мы участвовали в тендере против германской компании GNS. У нас есть опыт сотрудничества с этой компанией, но на этот раз мы оказались соперниками и выиграли. ИНТЕРВЬЮ
Людмил Неделчев МНЕНИЕ
Smith |