Договор Пелиндаба - военно-правовые последствия Ю.В.Лебедева, ОПУБЛИКОВАНО 30.09.2016
Автор - Юлия ЛЕБЕДЕВА, магистр юриспруденции МГИМО(У) МИД России, независимый эксперт, член Международной Ассоциации юристов-международников по ядерному праву. ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОСЛЕ ФОТО Юлия Лебедева История вопроса Вопрос о зоне, свободной от ядерного оружия, в Африке возник ещё в середине 60-ых годов, когда в рамках Организации африканского единства (с 2002 года - Африканский Союз) был принят ряд решений по данной проблематике, включая Декларацию 1964 года об объявлении Африки безъядерной зоной.
Однако лишь в начале 90-ых годов, после ликвидации военно-ядерного потенциала ЮАР и присоединения этой страны 10 июля 1991 года к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), государства африканского континента смогли приступить к реализации этой идеи. Договор о зоне, свободной от ядерного оружия в Африке (Договор Пелиндаба/Договор), был подписан в г. Каире 11 апреля 1996 года 45 из 53 африканских государств, входящих в ОАЕ. Тексты договора были составлены на арабском, английском, португальском и французском языках и являются аутентичными. В соответствии со ст.22 Договора Пелиндаба, четыре приложения являются его неотъемлемой частью: "Карта зоны, свободной от ядерного оружия, в Африке", "Гарантии МАГАТЭ", "Африканская комиссия по атомной энергии" и "Процедура обжалования и урегулирования споров". Депозитарием Договора в настоящее время является Африканский Союз, в функции которого, согласно ст.21 Договора Пелиндаба, входит: получение ратификационных грамот, регистрация договора и протоколов к нему в соответствии со ст.102 Устава ООН, препровождение заверенных копий договора и протоколов к нему всем государствам, входящим в зону свободной от ядерного оружия (ЗСЯО) в Африке, и всем государствам, имеющим право стать участниками протоколов к Договору, а также уведомление их о подписании и ратификациях Договора и протоколов к нему. Согласно статьям 16 и 17 Договора Пелиндаба, документ является бессрочным и не может быть предметом оговорок. Для вступления Договора в силу, согласно п.2 ст.18 Договора Пелиндаба, необходима его ратификация 28 государствами-участниками. В день сдачи на хранение 28-ой ратификационной грамоты Бурунди (15 июля 2009 года) Договор Пелиндаба вступил в силу. Это стало знаковым событием не только для государств африканского региона, но и для всего международного сообщества в плане укрепления режима ядерного нераспространения и разоружения. С точки зрения международного права "установление безъядерных зон имеет целью укрепление режима нераспространения ядерного оружия. Безъядерные зоны создаются государствами на основании международного договора".
Международное ядерное право рассматривает ЗСЯО, в том числе в Африке, как важный инструмент укрепления режима ядерного нераспространения, основанного на ДНЯО. А с вступлением Договора Пелиндаба в силу ДНЯО получил ещё один дополнительный мощный импульс международной поддержки. Через вступление Договора Пелиндаба в силу многосторонние нераспространенческие усилия приобрели конкретные географические очертания в виде нового региона, свободного от ядерного оружия, с юридическим оформлением, полностью охватывающим весь африканский континент. Формализация статуса ещё одной ЗСЯО получила особенно важное значение в настоящее время, когда режим ядерного нераспространения столкнулся с новыми вызовами и угрозами. Актуальным в этих условиях стало обязательство 53 африканских государств отказаться от обладания ядерным оружием. Создавая ЗСЯО в Африке и осуществляя тем самым статью VII ДНЯО, африканские государства на деле способствуют укреплению региональной и международной стабильности и безопасности, повышению уровня взаимного доверия. При этом надо особо отметить, что арабские государства Африки, прежде всего Египет, продвигая Договор Пелиндаба, стремились повлиять на процесс создания ЗСЯО на Ближнем Востоке, вовлекая в него Израиль и вынуждая Тель-Авив свернуть свою ядерную программу. Поэтому такие страны, как Египет, Эритрея, Судан, Сомали, Демократическая Республика Конго, Центральноафриканская Республика, Джибути, Нигер, до сих пор не ратифицировали Договор Пелиндаба. Эти государства в той или иной степени соотносят свою позицию по ЗСЯО в Африке с ситуацией на Ближнем Востоке и подходами Израиля к этой проблеме. Такая корреляция ставит под сомнение скорую ратификацию Договора всеми арабскими государствами Африки. Во всяком случае, до настоящего времени из арабских стран-участниц Договора Пелиндаба ратифицировали его только Алжир, Коморы, Ливия, Мавритания и Тунис (см. Приложение I к настоящей статье). В ст.20 Договора Пелиндаба предусмотрена процедура выхода государства из участия в Договоре: "Каждая Сторона в порядке осуществления своего государственного суверенитета имеет право выйти из настоящего Договора, если она решит, что связанные с содержанием настоящего Договора исключительные обстоятельства поставили под угрозу её высшие интересы". Выход осуществляется через 12 месяцев после направления уведомления депозитарию. Протоколы к Договору К Договору Пелиндаба прилагаются Протоколы I, II и III. Протоколы I и II открыты для подписания ядерными державами. Протокол I предусматривает запрет на применение или угрозу применения ядерного оружия против какого-либо из государств-участников Договора Пелиндаба. Протокол II запрещает испытывать любые ядерные взрывные устройства в пределах ЗСЯО в Африке, а также поддерживать и поощрять такие испытания. Протокол III открыт для подписания государствами, несущими международную ответственность за находящиеся в регионе и принадлежащие им территории (Франция, Испания). Испания до настоящего времени не подписала Протокол III. Франция подписала Протокол III 11 апреля 1996 года и ратифицировала его 20 сентября 1996 года. Все страны "ядерной пятёрки" подписали Протоколы I и II Договора Пелиндаба (См. Приложение II и Приложение III к настоящей статье). Китай сделал это без каких-либо оговорок. Великобритания и США при подписании Протоколов I и II заявили, в частности, что не признают распространение режима ЗСЯО на архипелаг Чагос в Индийском океане, который является предметом англо-маврикийского территориального спора. Великобритания считает его своей суверенной территорией. США при этом особенно выделили входящий в вышеупомянутый архипелаг остров Диего-Гарсия, где расположены американские базы ВВС и ВМС, способные принимать стратегические бомбардировщики Б-52 и атомные подводные лодки. В боевой обстановке эти объекты нашли применение уже трижды: - в 1991 году во время операции "Буря в пустыне" в Ираке; - в 2001 году во время боевых действий против режима движения "Талибан" в Афганистане; - в 2003 году во время американской военной оккупации Ирака - "Иракская свобода". Франция, подписывая все три Протокола, оговорила своё право свободного транзита ядерного оружия через принадлежащие ей территории в районе ЗСЯО в Африке. Исходя из этого, Россия при подписании Протоколов I и II (5 ноября 1996 года) также сделала заявление, что не может считать себя связанной обязательствами по Протоколу I в отношении тех территорий, которые не могут рассматриваться как удовлетворяющие требованиям, предъявленным Договорам Пелиндаба к территориям, свободным от ядерного оружия, в частности, в отношении архипелага Чагос. Кроме того, Россией, как и Великобританией, США и Францией, были сделаны традиционные оговорки относительно условий действия негативных гарантий безопасности, предоставляемых государствам-участникам ЗСЯО. Таким образом, российские обязательства полностью соответствуют положениям "Военной доктрины Российской Федерации 2014 года" (см. "Российская газета - Федеральный выпуск" №6570 (298) от 30 декабря 2014 года, https://rg.ru/2014/12/30/doktrina-dok.html). Присоединяясь к Договорам о ЗСЯО и к соответствующим Протоколам, ядерные державы, в том числе Россия, предоставили всем государствам, участвующим в Договорах о ЗСЯО, юридически обязывающие гарантии безопасности, исключающие применение или угрозу применения в отношении них ядерного оружия. Такие гарантии были даны Российской Федерацией и другими государствами, обладающими ядерным оружием, государствам, не обладающим ядерным оружием, что закреплено также и в резолюции СБ ООН 984(1995).
В продолжение содействия усилиям африканских государств на этом направлении после вступления Договора Пелиндаба в силу Россия 11 марта 2011 года осуществила внутригосударственные процедуры, необходимые для ратификации Протоколов I и II к Договору, что стало дополнительным вкладом России во всеобщие усилия на нераспространенческом треке, а также в дело укрепления безопасности на африканском континенте, равно как и в глобальном масштабе. Из ядерных держав подписанные Протоколы также ратифицировали Великобритания, Китай и Франция. При ратификации сделанные при подписании оговорки подтвердила Великобритания. США не ратифицировали Протоколы. Такая позиция связана, в первую очередь, с размещением на острове Диего-Гарсия военных баз США, так как американцы не хотят ограничивать их "ядерную способность", а также с активным строительством по всему африканскому континенту своей сети опорных баз с целью развития своей системы военной логистики под названием - "Новая дорога специй". Последствия военного характера После вступления Договора Пелиндаба в силу наступил ряд правовых последствий для африканского континента военного характера. Договор Пелиндаба провозгласил, что на африканском континенте не появится ядерное оружие, хотя гарантировать этого никто не может, учитывая африканский менталитет и большое количество конфликтов на континенте. Данный международный документ дал возможность странам "ядерной пятёрки" гарантировать друг другу, что ни одна из них не будет размещать в Африке ядерные силы. Исходя из понятийного аппарата Договора Пелиндаба (ст.1) под ЗСЯО понимается территория Африканского континента, островных государств-членов Афросоюза и других прилегающих островов, рассматриваемых Афросоюзом в её резолюциях как часть Африки. Действие Договора распространяется на сухопутную территорию, внутренние и архипелажные воды, территориальное море, воздушное пространство над ними, а также морское дно и его недра (статьи 1 и 2 Договора Пелиндаба). Но согласно п.2 ст.2 Договора Пелиндаба, "ничто в настоящем Договоре не наносит ущерба или каким-либо образом не затрагивает права или осуществление прав любого (африканского) государства в соответствии с международным правом в отношении свободы моря". Африканские страны, согласно ст.3 Договора Пелиндаба, отказались от ядерных взрывных устройств. Ядерное взрывное устройство в Договоре Пелиндаба определено, как "любое ядерное оружие или другое ядерное взрывное устройство, способное выделять ядерную энергию, независимо от цели, для которой оно может быть использовано. Этот термин включает такое оружие или устройство в несобранном или частично собранном виде, но не включает средств транспортировки, доставки такого оружия или устройства, если они отделимы от него и не являются неотъемлемой его частью". В связи с чем государства-участники Договора Пелиндаба обязались не проводить исследований, не стремиться получить и не получать какую бы то ни было помощь в их проведении, не предпринимать каких-либо действий для оказания содействия или поощрения исследований в области создания ядерного оружия, а также "не разрабатывать, не производить, не накапливать или иным образом приобретать, владеть или осуществлять контроль над любым взрывным устройством в любой форме и где бы то ни было" (ст.3 Договора Пелиндаба). "Подтверждая важное значение ДНЯО", как основополагающего международного инструмента архитектоники международной безопасности, и "необходимость всех его положений", африканские страны взяли на себя обязательство "запрещать, на своей территории, размещение какого бы то ни было ядерного взрывного устройства" (п.1 ст.4 Договора Пелиндаба). Однако, существует исключение, согласно п.2 ст.4, которая гласит, что "без ущерба для целей и задач Договора каждая страна-участник в порядке осуществления своих суверенных прав по-прежнему свободна решать сама", разрешать ли иностранным морским и воздушным судам с ядерными реакторами или ядерными материалами на борту заходить в её порты или совершать посадку на её аэродромах, иностранным воздушным судам - следовать транзитом через её воздушное пространство, а иностранным морским судам - следовать транзитом через её территориальное море или архипелажные воды таким способом, который не охвачен правами мирного прохода, архипелажного прохода по морским коридорам или транзитного прохода через проливы. Это правовое положение США используют на регулярной основе. Военные США имеют двусторонние договорённости об использовании местных аэродромов для дозаправки самолётов и переброски групп специального назначения во время учений и проведения своих секретных операций на континенте с Камеруном, Сенегалом, Ганой, Ботсваной, Эфиопией, Нигерией и Тунисом - всего 29 аэродромов готовы заправлять топливом американские военные самолёты по первому запросу. В 12 странах Африки у американских вооружённых сил функционируют свои собственные топливные хранилища: Камерун, Маврикий, Нигерия, Кабо-Верде, Намибия, Кения, Габон, Гана, Сейшелы, ЮАР, Танзания и Кот-Д'Ивуар. Действует на регулярной основе система логистики АФРИКОМ (AFRICOM) - объединённого командования вооружённых сил США в Африканской зоне, осуществляющего проведение американской силовой политики на африканском континенте. Самолеты курсируют по постоянным ключевым распределительным пунктам в Джибути, Момбасе, Энтеббе, Дакаре, Гариссе, Кампале и Теме (Гана). Большим прорывом с точки зрения достижения региональной и глобальной безопасности в области разоружения стали статьи 5 и 6 Договора Пелиндаба. Согласно ст.5 Договора государства-участники обязались "не проводить испытания ядерного взрывного устройства", запрещать на своей территории такого рода испытания и не оказывать содействия или не поощрять любые ядерные испытания "любым государством где бы то ни было". Африканские страны также взяли на себя обязательства "объявлять о любом потенциале производства ядерных взрывных устройств", "произвести демонтаж и уничтожить любое ядерное взрывное устройство, которое было изготовлено до вступления в силу Договора Пелиндаба" (пп.а-b ст.6), как это сделала ЮАР в 1990 году. В 1987 году ЮАР располагала шестью ядерными боезарядами и седьмой находился на этапе производства. В 1989 году Фредерик де Клерк был избран президентом ЮАР и отдал приказ о прекращении производства ядерного оружия. К августу 1991 года ЮАР добровольно уничтожила все ядерные устройства и прекратила ракетную программу, по существу, проведя ядерное разоружение в одностороннем порядке. Государства-участники Договора Пелиндаба также "обязались уничтожить объекты для производства ядерных взрывных устройств или, где это возможно, осуществить их конверсию для использования в мирных целях" и разрешить МАГАТЭ и Африканской комиссии по атомной энергии (AFCONE) контролировать процессы демонтажа и уничтожения ядерных взрывных устройств, а также уничтожения или конверсии объектов для их производства. При этом, государства-участники, согласно ст.10 Договора Пелиндаба, обязались "обеспечить максимальную безопасность и эффективную физическую защиту ядерных материалов, установок и оборудования для предотвращения их хищения или несанкционированного использования и работ с ними", а также "применять меры физической защиты, эквивалентные мерам, предусмотренным в Конвенции о физической защите ядерного материала и ядерных установок 1979 года или в рекомендациях и руководящих принципах МАГАТЭ". Для Договора Пелиндаба, в соответствии со ст.1, "ядерный материал означает любой исходный или специальный расщепляющийся материал, в том виде как они определены в ст.XX Устава МАГАТЭ". Также в Договоре Пелиндаба был закреплён запрет вооружённого нападения на ядерные объекты в ЗСЯО в Африке с применением обычных или иных средств (ст.11 Договора Пелиндаба). Однако может вызывать определённую обеспокоенность большое количество американских военных баз военно-морских сил, военно-воздушных сил и беспилотных летательных аппаратов, которые предназначены и могут использоваться, при необходимости, в качестве аэродромов "первого подскока" для стратегических бомбардировщиков США, а также морские порты для захода в них и базирования американских атомных субмарин. Военные авиабазы США с соответствующими техническими характеристиками аэродромов, которые имеют взлётно-посадочную полосу длиною более 4 км, что позволяет принимать все типы современных боевых самолетов, в том числе бомбардировщики Б-52, функционируют в Мавритании - база "Нуакшот", в Буркина-Фасо - база "Уагадугу", в Уганде - база "Энтеббе", в Южном Судане - база "Нзара", на Сейшельских островах - база "Виктория", в Центральноафриканской Республике - базы "Обо" и "Джем", в ДРК - база "Дунга", в Нигере - база ВВС для использования БЛА "Ниама", в Сомали - аэродром и порт в Бербере, в Судане - базы в Суакине, Эль-Фашере, Донголе, в Джибути - база "Кэмп Лемоньер", в Египте - база вблизи Мерса-Матруха. Военно-морские базы США, которые способны по своим техническим характеристикам принимать атомные подводные лодки, дислоцируются в Египте - базы на побережье Красного моря "Кайро-Уэст", "Вади-Кена", "Луксор", "Асуан", "Рас-Банас", на берегу Средиземного моря "Эль-Аламейна", в Кении - акватория порта Момбаса и база "Симба". При этом нужно отметить, что для таких стран, как Мавритания, Буркина-Фасо, Сейшельские острова и Кения, Договор Пелиндаба вступил в силу в полном объёме, так как эти страны его ратифицировали. Но разместив военные базы на своих территориях, эти государства практически создали предпосылки для использования своих территорий носителями ядерного оружия, чем, по существу, нарушили п.1 статьи 4 Договора Пелиндаба, в которой чётко сформулирован "запрет о размещении какого бы то ни было ядерного взрывного устройства", а в ст.1 Договора под размещением понимается "внедрение, размещение, транспортировку по суше или внутренним водам, накопление, хранение, установку и развёртывание". Соответственно, размещая американские военные базы на своей территории, те африканские страны, которые ратифицировали Договор Пелиндаба, не выполняют свои международные обязательства перед мировым сообществом. Пункт 2 ст.4 Договора делает исключение только для транзитного пролёта или прохода воздушных или морских судов, в основном использующих атом в мирных целях - исследовательские суда с ядерными реакторами или морские и воздушные суда для транспортировки ядерных отходов, но не базирования носителей ядерного оружия. В то же время ряд вышеупомянутых государств, таких как Египет, Уганда, Центральноафриканская Республика, Демократическая Республика Конго, Нигер, Сомали, Судан, Джибути, подписали Договор Пелиндаба, но не торопятся его ратифицировать, имея на своих территориях американские военные базы стратегического назначения. Таким образом, эти страны практически не стремятся к реализации механизма ЗСЯО в Африке и укреплению регионального мира и безопасности на африканском континенте. Исходя из вышеизложенного, не представляется возможным утверждать с точки зрения международного права, что институт ЗСЯО в Африке в настоящее время работает в полном объёме. Однако военные последствия Договора Пелиндаба, несмотря на все опасения относительно архипелага Чагос, можно оценивать, как положительные. ЗСЯО в Африке стало одним из наиболее эффективных средств предотвращения как горизонтального, так и вертикального распространения ядерного оружия и способствует укреплению международного режима нераспространения. Но несмотря на отмечаемый прогресс, достигнутый африканскими странами-подписантами Договора Пелиндаба, просматривается негативная тенденция военных последствий вступления в силу Договора. Из 53 африканских государств ратифицировали Договор Пелиндаба 39 стран, а 14 государств до сих пор его не ратифицировали. Из "ядерной пятёрки" не ратифицировали Протокол I и II только США. Таким образом, сложившаяся ситуация между США и африканскими государствами, на территории которых расположены американские военные базы (морские и воздушные), всего 24, в 13 государствах Африки, служит сохранению возможности наращивания военного потенциала США, в том числе и ядерного. Создана и сохраняется устойчивая предпосылка к нарушению положений Договора Пелиндаба. Для дальнейшего развития и реализации положений Договора Пелиндаба и снятия потенциальных ядерных военных угроз для африканского континента необходимо участие всех африканских государств в данном Договоре путём ратификации. А также необходим отказ от милитаристской мотивации присутствия американских военных баз в Африке, как со стороны африканских государств, так и со стороны Соединённых Штатов Америки, для полноценного регулирования правовых отношений согласно положениям Договора Пелиндаба. Далее приводятся Приложения I, II, III к настоящей статье с пометками автора. Приложение I Список стран, подписавших и ратифицировавших Договор о зоне, свободной от ядерного оружия в Африке 1996 года. Жирным шрифтом выделены государства, не ратифицировавшие Договор Пелиндаба.
Приложение II Список стран "ядерной пятёрки", подписавших и ратифицировавших Протокол I к Договору Пелиндаба.
Приложение III Список стран "ядерной пятёрки", подписавших и ратифицировавших Протокол II к Договору Пелиндаба.
Ключевые слова: Нераспространение, Африка, Статьи Другие новости: В промышленную эксплуатацию блок №6 будет принят в декабре 2016 года. Познание металла далось учёным нелегко. На первом блоке БелАЭС закончен комплекс приёмочных испытаний полярного крана Подписан акт, являеющийся основанием для регистрации полярного крана и ввода его в эксплуатацию. |
Герой дня Школы МАГАТЭ позволяют воочию увидеть людей, с которыми ты знаком заочно, только по их публикациям. Честно признаюсь, это необычные ощущения - сначала читаешь статью, а потом вдруг видишь её автора. ИНТЕРВЬЮ
Владимир Поплавский МНЕНИЕ
Василий Семашко |