AtomInfo.Ru


Мирослав Фиала: деньги за Темелин вылетели в трубу

Перевод Atominfo.cz, ОПУБЛИКОВАНО 30.06.2015


Публикуем сокращённый перевод интервью председателя правления компании "Skoda-JS" (Чешская Республика) Мирослава Фиалы газете "Lidove noviny".

"Skoda-JS" объединяла чешские компании в рамках консорциума МИР.1200, который участвовал в темелинском тендере. Тогда говорилось, что строительство новых энергоблоков позволит спасти чешское атомное ноу-хау. Тендер был в прошлом году отменён - грозит ли теперь потеря ноу-хау?

Чешские компании пока сохранили свои способности в области производства и инжиниринга. Это является возможным благодаря строительству третьего и четвёртого энергоблока АЭС "Моховце". В этом проекте участвует и "Skoda-JS", которая привела с собой ряд чешских субподрядчиков.

Если бы наша заявка для АЭС "Темелин" была успешной, то наша команда перешла бы от одного крупного проекта на другой. Но этого не произошло.

Проблема появится из-за того, что сохранить эти коллективы высококлассных специалистов нелегко. Если у них не будет работы, они будут искать её в другом месте, в том числе, и в другой отрасли.

Согласно чешской государственной энергетической стратегии атомные энергоблоки должны быть построены в 30-ые годы. Это, по Вашему мнению, поздно?

Определённая угроза, естественно, висит над чешской атомной промышленностью. Я не хочу тем самым сказать, что чешская атомная промышленность зависит только от двух запланированных энергоблоков. Чешские компании, понятно, пытаются заполучить долю и в других проектах за рубежом.

Но мы явно не принимаем во внимание, что участие чешских компаний должно быть приоритетом при принятии решении о способе выбора генподрядчика для новых чешских энергоблоков. Будет очень опрометчиво не использовать потенциал, который у нас имеется.

Всё чаще слышны критические голоса, согласно которым в Европе нереально построить новые атомные энергоблоки.

Это вопрос стратегии. Население всегда будет нуждаться в электроэнергии, и чем дальше, тем больше. Запасы угля в ЧР и всей Европе очень ограничены. Строить угольные электростанции сегодня фактически невозможно и из-за оправданного давления по линии защиты окружающей среды.

Я убеждён, что необходимо достигнуть разумного баланса энергоисточников. Но это не означает, что мы будем иметь 90% электроэнергии из фотовольтаики и ветряных электростанций. Атомная энергетика поэтому имеет будущее, хотя и не столь масштабное, как планировалось.

Ошибочно рассматривать строительство атомного энергоблока как инвестицию в станок, который должен иметь небольшой срок окупаемости. В таком подходе отсутствует стратегический взгляд.

АЭС не должна зарабатывать?

Должна, конечно, но вопрос заключается в том, должна ли она зарабатывать столь же быстро, как думают некоторые аналитики.

Речь идёт о том, чтобы установить разумный период, в течение которого АЭС будет окупать расходы, которые были потрачены на её строительство.

Это может продлиться и десятки лет

Разумный уровень окупаемости может быть, например, 15-20 лет. Конечно, это связано с ценой электроэнергии на рынке.

Если тендер на новые блоки будет в самом деле объявлен, примете ли вы в нём участие?

Конечно, это шанс для "Skoda-JS", как и для других чешских компаний. Мы готовы к этому.

Очень важно будет найти подходящий способ финансирования. Отменённый темелинский тендер длился около пяти лет и его участникам нужно было инвестировать огромные средства в подготовку своих заявок. Они были обесценены отменой тендера. Много денег просто вылетело в трубу.

Не опасаетесь ли Вы, что и следующий тендер может быть отменён?

Каждая компания, конечно, должна стараться показывать позитивные экономические результаты. Поэтому участники будут оценивать для себя - сможет ли ЧР предоставить достоверную гарантию, что тендер вновь не будет длиться несколько лет и закончится безрезультатно.

Если действительно будет выбран вариант тендера, существуют и другие варианты решения вопроса. Способ, каким был отменён предыдущий тендер, повредил не только участникам, но и ЧР. Когда компания приходит в какую-то страну, она должна быть уверена, что никто движением ручки не перечеркнёт её многолетние усилия. Но именно это и произошло.

Если бы государство предоставило гарантии и вы бы участвовали в тендере, вы вновь пошли бы в сотрудничестве с русскими?

Тяжело сказать. Зависит от того, какой тендер будет объявлен.

"Skoda-JS" не может самостоятельно предлагать базовый проект. Его должна предоставить компания, которая имеет соответствующие ноу-хау. Мы будем максимально стараться стать субподрядчиком компании-победителя тендера.

У вас русский владелец. Вероятность того, что вы будете сотрудничать с российской компанией, высока.

Невозможно ответить точно. Но технология ВВЭР ближе чешским компаниям. На принципах данной технологии для атомной части АЭС был разработан в ЧР технический проект, в соответствии с которым были в ЧР и Словакии построены все атомные энергоблоки. Соответствующее ноу-хау принадлежит Росатому. Нашим стопроцентным акционером является другая российская группа ОМЗ. Конечно, мы готовы тесно сотрудничать с Росатомом.

Две российские фирмы, наверное, не будут соперничать друг с другом.

Друг с другом, конечно, нет. Но мы будем искать сотрудничества со всеми компаниями, которые будут предлагать технологии, в качестве потенциальных субподрядчиков. Конечно, это должны будут утвердить акционеры.

У нас в этой связи есть опыт китайского рынка, где мы работаем с AREVA. Это не проблема, хотя Росатом также имеет свои интересы в Китае. Та же ситуация сложилась и в Финляндии.

Ходят слухи, что ОМЗ может продать вашу компанию "Росатому". Можете подтвердить это?

Мне об этом ничего неизвестно. А так как я председатель правления, то я убеждён, что о таких замыслах должен был бы кое-что знать. Так что я могу позволить себе заявить, что это действительно спекуляции.

В рамках ОМЗ работают и "Ижорские заводы", которые имеют производственную программу, подобную вашей. Не отдадут русские преимущество этой компании?

Зависит и от того, о какой территории мы говорим. Понятно, что при строительстве российских АЭС Россия использует свой потенциал.

Мы, конечно, хотим работать и на российском рынке, но свои предложения мы скорее будем направлять "Росэнергоатому", оператору российских АЭС. Мы можем предложить оборудование для монтажа, демонтажа и сервисные услуги.

Что касается проектов "Росатома" в других странах, то мы видим шанс для наших субпоставок в Венгрии, Финляндии и Турции. Здесь может быть налажено разделение труда: реактор - это не только корпус и крышка.

Вы упомянули AREVA. Она столкнулась с большими проблемами. Как минимум, часть AREVA перейдёт к EDF. Может ли это отразиться на вашей работе?

Наша компания сотрудничает с AREVA и EDF. Если произойдёт слияние, то это не ухудшит наших позиций по отношению к французским компаниям.

Сейчас мы ведём переговоры с AREVA о поставках некоторых внутрикорпусных устройств для британской АЭС "Hinkley Point C". Мы также работаем над интересным заказом для EDF по АЭС "Фламанвилль".

Давайте ещё вернёмся к проекту достройку АЭС "Моховце". И этот проект столкнулся с серьёзными проблемами - ростом расходов и отставанием от графика.

Я не могу сказать, почему стройка АЭС затягивается. Но могу сказать, что "Skoda-JS" выполняет все свои обязательства. Совершенно точно, не мы являемся причиной отставания от графика.

Мы уже более года ведём переговоры с "Slovenske Elektrarne". Ещё осенью прошлого года наше участие в проекте достройки АЭС "Моховце" было расширено, а теперь мы ведём переговоры о том, чтобы укрепить позиции "Skoda-JS" с точки зрения участия в общей координации и управлении проектом до пуска блоков.

Фактически бы вы могли быть генеральным поставщиком?

Роль генерального поставщика выполняют SE и хотят сохранить её за собой. В то же время они заинтересованы в том, чтобы мы взяли на себя часть этой роли, то есть завершение всех работ, подготовку к пуску и сам пуск.

Поэтому мы говорим о роли координатора при управлении проектом. Пока что всё находится на стадии переговоров.

Что вы думаете о планах по строительству завода по производству ядерного топлива в ЧР? О нём говорили в Минпроме, ранее говорили также, что подобный завод может быть построен на территории "Skoda-JS" в Пльзене.

Это, конечно, можно было рассматривать тогда, когда МИР.1200 предлагал CEZ два темелинских реактора. Я думаю, что это могло быть реальным только в случае, если бы и другие атомные реакторы в Чешской Республике строились на базе технологии ВВЭР. Логично, что как партнёр для строительства такого завода вырисовывалась компания ТВЭЛ.

Кстати, мы также производим некоторые части ядерного топлива. Это так называемые неядерные части кассет. Долгое время мы поставляем их "Westinghouse". Мы должны работать глобально и мы не можем концентрироваться только на определённый сегмент атомной энергетики.

Ключевые слова: Атомное машиностроение, Восточная Европа, Чехия, Шкода-ЯМ, Статьи


Другие новости:

АО "Аккую Нуклеар" получило предварительную лицензию на генерацию электроэнергии

В 2015 году предполагается получить разрешений на строительство.

Источник: Иран и "шестёрка" готовят соглашение из порядка 80 листов

Большая часть фрагментов уже готова.

Корпус реактора энергоблока №4 Ростовской АЭС доставлен на стройплощадку

После прохождения входного контроля и получения разрешения Ростехнадзора корпус реактора поступит в зону монтажа реакторного отделения.

Герой дня

Вадим Беркович: обращайтесь к нам снова через 30 лет

Вадим Беркович: обращайтесь к нам снова через 30 лет

А мне, в свою очередь, приятно отвечать на те вопросы, которые задаёт болгарский надзор. Это грамотные люди, умеющие задавать грамотные технически вопросы, которые заставляют нас поломать голову над ответами. Добавлю, что от них поступают нелёгкие вопросы.



ИНТЕРВЬЮ

Константин Митрофанов

Константин Митрофанов
Для таких работ мы можем предоставлять пучки протонов, дейтонов или тяжёлых ионов. Мы можем также проводить исследования в областях активационного анализа, неразрушающего контроля материалов и в других направлениях.


МНЕНИЕ

Smith

Smith
С одной стороны, она, безусловно, является одним из лидеров международного рынка, а с другой - её руководство в прошлом было замешано в громких скандалах, которые в итоге привели к решению о продаже акционерного капитала зарубежным организациям.


Поиск по сайту:


Rambler's Top100