Индийская сделка - ясности нет AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 02.02.2015 Подробности ядерного соглашения, достигнутого в ходе январского визита в Дели американского президента Барака Обамы, по-прежнему остаются неизвестными для широкой публики, а американские поставщики реакторных технологий не уверены в его выгодности для них. Общие слова В заявлении, сделанном по итогам визита, приводятся только общие слова и говорится о достигнутом "понимании" по двум основным проблемам, сдерживавшим индо-американское ядерное сотрудничество - ответственность за ядерный ущерб и контроль за поставляемыми в Индию ядерными материалами. Не добавила ясности и совместная пресс-конференция Обамы и индийского премьер-министра Нарендры Моди. Политики заявили о некоем "прорыве", опять же без дополнительных подробностей. Комментарии от американских поставщиков выглядят сдержанными и заставляют предположить, что реальные контракты на строительство в Индии блоков с американскими реакторами будут заключены нескоро - если вообще будут. Альянс GE/Hitachi, которому уже давно обещана площадка под блоки с ESBWR или ABWR, настроен скептически: "Мы полагаем, что окончательным решением (проблемы компенсаций) станет принятие Индией условий конвенции о дополнительной компенсации за ядерный ущерб". Но пожелание альянса абсолютно невыполнимо. Положения международной конвенции CSC, на которую ссылается альянс, противоречат индийскому законодательству о ядерном ущербе - в частности потому, что последнее предусматривает, в отличие от конвенции, возможность выставления регрессных исков поставщикам. Менять своё законодательство Индия отказывается наотрез. Таким образом, можно постулировать, что противоречия между альянсом и Дели сохраняются и после визита Обамы, и ожидать появления в Индии современных кипящих блоков не приходится. Проблема двух статей Компания "Westinghouse" выглядит более довольной, хотя ещё полгода назад она также выступала за внесение изменений в законодательство Индии. По имеющейся информации, глава "Westinghouse" Дэнни Родерик по возвращению из Дели, где он пребывал в ходе визита Обамы, заявил о достигнутом "прорыве" в толковании статьи 46 индийского закона о ядерном ущербе - той самой статьи, которая вводит регрессную ответственность поставщиков. Из слов Родерика можно понять, что индийцы предоставили Вашингтону чёткие юридические определения и пояснения по вопросам ответственности. До сих пор, поставщиков беспокоила именно чрезмерная общность и размытость индийских формулировок, что создавало для них некомфортную атмосферу постоянной угрозы появления всё новых и новых исков по самым различным поводам. Родерик уверен в том, что проблема статьи 46 решена, но остаётся проблема статьи 17(b), создающей возможности для выставления исков без верхнего ограничения по суммам претензий. Решать эту проблему предполагается путём создания некоего государственно-частного страхового пула, детали которого ещё предстоит обсудить. Неясные вопросы На самом деле, Родерик может выдавать желаемое за действительное - даже в части статьи 46. Документ, переданный индийцами в Вашингтон, носит название "юридический меморандум" (memorandum of law). Тонкость в том, что в индийской юридической практике документы с таким названием не применяются. Соответственно, встаёт вопрос - а будет ли такой документ иметь юридическую силу при возможных разбирательствах в суде по делам о компенсации? Следующий непонятный момент связан с предлагаемым страховым пулом. До сих пор отсутствует даже предварительная информация о том, кто и в каких объёмах должен его наполнять. По мнению Родерика, переговоры на эту тему займут "несколько месяцев". Потенциальными скандалами в будущем грозит и предложенный Обамой способ контроля в Индии за ядерными материалами американского происхождения. Официальные комментарии на эту тему предельно скупы, но из тех сведений, что были сообщены прессе на брифинге в госдепартаменте США, можно заключить - американцам не удалось добиться для себя тех же условий, на которых они работают с Европой или Японией. Так, от своих партнёров американцы обычно требуют предоставлять регулярные отчёты по количествам, типам и изотопным составам ядерных материалов, поставленных из США. Индийцы же сочли создание подобной системы учёта и контроля "чрезмерно дорогой и навязчивой". Судя по всему, Обама был вынужден согласиться с индийской точкой зрения. В Вашингтоне уверяют, что будут обладать некими механизмами информационного обмена, с помощью которых США смогут контролировать исключительно мирное использование поставляемых в Индию ядерных материалов. Нераспространенческое лобби в США таким ответом не удовлетворено и требует раскрыть подписанные Обамой документы для их тщательного изучения. Предварительный итог Таким образом, предварительный практический итог поездки Обамы на сегодняшний день выглядит так. Альянс в Индию, скорее всего, не пойдёт, так как условия работы в этой стране для него остаются неблагоприятными. "Westinghouse", напротив, может и желает попробовать получить свою долю на индийском реакторном рынке - тем более, что площадку для AP-1000 дают в родном штате индийского премьер-министра. Однако говорить о том, что путь для этой компании расчищен, пока преждевременно. Ключевые слова: Индия, США, Статьи Другие новости: Ростовская АЭС: энергоблок №3 готовится к опытно-промышленной эксплуатации Сейчас энергоблок №3 работает на 30% своей мощности. Исполняющим обязанности гендиректора "Силовых машин" стал Александр Ранцев Игорь Костин покинул компанию по состоянию здоровья. Пуск "Sanmen-1" отложен на 2016 год - китайский атомщик Мы выявили некоторые новые проблемы во время испытаний. |
Герой дня Владимир Поплавский: знание - сила! В работе над изданием приняли участие подлинные энтузиасты своего дела, отдавшие по 40-50 лет изучению свойств различных материалов для ядерных технологий, обобщившие не только свой, но и доступный мировой опыт в каждой из соответствующей областей знаний. ИНТЕРВЬЮ
Олег Кочнов МНЕНИЕ
AtomInfo.Ru |