AtomInfo.Ru


Счётная палата проверила финансирование строительства АЭС

Счётная палата Российской Федерации, ОПУБЛИКОВАНО 15.01.2015

Коллегия Счётной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия "Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в 2011 - 2013 годах на реализацию мероприятий по строительству энергоблоков на действующих атомных электростанциях, связанных с развитием атомного энергопромышленного комплекса в рамках Программы деятельности Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" на долгосрочный период (2009 - 2015 годы)".

Проверка носила плановый характер. С докладом по теме выступил аудитор Валерий Богомолов.

По словам Валерия Богомолова, согласно решению Правительства Российской Федерации общее финансирование мероприятий Программы деятельности ГК "Росатом" на долгосрочный период (2009-2015 гг.), направленных на серийное строительство энергоблоков атомных электростанций, было уменьшено на 18,4% до 941,8 млрд. руб., при этом бюджетное финансирование было сокращено на 30% до 424,6 млрд. руб.

Аудитор отметил, что сроки строительства семи из девяти строящихся энергоблоков атомных электростанций были увеличены, а показатели их общей мощности и выработки электрической энергии существенно снижены.


Речь идёт о Белоярской АЭС (IV энергоблок), Нововоронежской АЭС-2 (I и II энергоблоки), Ленинградской АЭС-2 (I и II энергоблоки), Ростовской АЭС (III и IV энергоблоки) и Балтийской АЭС (I и II энергоблоки).

Аудитор сообщил, что финансирование мероприятий, направленных на серийное строительство энергоблоков атомных электростанций в 2011-2013 гг., суммарно составило 184,8 млрд. руб., что соответствовало финансовым показателям Программы деятельности ГК "Росатом".

Между тем, Валерий Богомолов обратил внимание, что концерн "Росэнергоатом" в 2011-2013 гг. финансировал филиалы за счёт бюджетных инвестиций неравномерно. Так, по его словам, в IV квартале каждого финансового года до филиалов доводилось от 52,3% до 68,4% от годовых обязательств.

По словам Валерия Богомолова, средства имущественного взноса из Росатом поступали в "Росэнергоатом" через "Атомэнергопром" на основании трёхстороннего инвестиционного соглашения.

Вместе с тем, отметил он, движение указанных средств в 2012-2013 гг. от "Атомэнергопрома" в отдельных случаях осуществлялось с задержкой до 76 дней, что является нарушением сроков, установленных указанным соглашением.

Аудитор сказал, что, несмотря на то, что инвестиционная деятельность ГК "Росатом" в основном соответствовала стратегическим документам Российской Федерации в области развития атомной электроэнергетики, отдельные показатели, установленные Программой деятельности ГК Росатом и государственной программой "Развитие атомного энергопромышленного комплекса" не выполнены.

По его словам, ГК "Росатом" нарушены сроки ввода в эксплуатацию IV энергоблока Белоярской АЭС (пуск осуществлен в 2014 г. вместо запланированного 2012 г.).

Также пуск I энергоблока Нововоронежской АЭС не был осуществлён в 2014 году, что в свою очередь может привести к срыву срока пуска II энергоблока в 2015 году.

Кроме этого, существует риск нарушение сроков пуска III и IV энергоблоков Ленинградской АЭС и I энергоблока Нижегородской АЭС, поскольку концерном "Росэнергоатом" до настоящего времени так и не началось их строительство.

В ходе выступления аудитором отмечено, что строительство энергоблоков атомных станций на Ленинградской АЭС, Нововоронежской АЭС и Белоярской АЭС ведётся с превышением от 12 до 38 месяцев нормативных сроков строительства, утверждённых госэкспертизой, что в конечном итоге может привести к удорожанию реализации проектов.

Валерий Богомолов сообщил, что выездной проверкой Счётной палаты установлены факты неудовлетворительной работы генеральных подрядчиков ГК "Росатом" ОАО "Атомэнергопроект" и ОАО "Санкт-Петербургский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт "Атомэнергопроект" (в настоящее время - ОАО "Атомпроект") на объектах строительства Ленинградской АЭС и Нововоронежской АЭС.

Аудитор отметил, что строительство первых очередей АЭС ведётся в отсутствии необходимых положительных заключений Главгосэкспертизы.

По его словам, на стройплощадке Ленинградской АЭС-2 отсутствует синхронизация графиков поставки оборудования и проведения строительно-монтажных работ, в результате чего оборудование стоимостью более 6,7 млрд. руб. к моменту физического пуска перестанет быть гарантийным.

Аудитор привел пример, когда строительство I и II энергоблоков Ленинградской АЭС-2 в июле 2011 г. было приостановлено более чем на один год по причине нарушения ОАО "СПбАЭП" технологии строительства при сооружении I энергоблока АЭС, в результате которого произошло обрушение армокаркаса наружной защитной оболочки реактора.

В результате инцидента, сообщил он, предполагаемая сумма удорожания строительства АЭС может составить 45,5 млн. руб.

Аудитор сказал, что объем незавершённого строительства АЭС в России в 2011-2013 гг. возрос в 2,5 раза, составив 342,6 млрд. руб.

По словам аудитора, увеличение сроков строительства ведёт к увеличению стоимости реализации объектов. Валерий Богомолов привел пример, когда в результате продления сроков строительство первой очереди Ленинградской АЭС (завершение строительства I энергоблока перенесено с 2013 г. на 2015 г., II энергоблока - с 2014 г. на 2017 г.) увеличение стоимости строительно-монтажных работ может составить порядка 4 млрд. руб.

Валерий Богомолов сообщил, что Минэнерго России и ГК "Росатом" в 2011-2013 гг. осуществляли некачественное планирование взаимосвязей мероприятий по строительству АЭС и развитию электросетевого комплекса под транспортировку вырабатываемой электроэнергии до потребителей.

Он отметил, что строительство II, III и IV энергоблоков Ленинградской АЭС ведётся на территории, где уже функционируют действующие АЭС, при этом пропускная способность электросетей позволяет одновременно транспортировать электроэнергию не более пяти энергоблоков.

"Сроки ввода новых и вывода старых энергоблоков из эксплуатации, утверждённые программой деятельности Росатома, предусматривают в период с 2017 по 2024 гг. одновременное функционирование шести энергоблоков, что физически невозможно", - подчеркнул аудитор.

Аудитор обратил внимание на высокую долю заёмных средств в общем объёме инвестиционного капитала концерна "Росэнергоатом", в 2013 г. она составила 31% (63,5 из 205 млрд. руб.). При этом по его словам, на погашение займов и выплат процентов по ним концерн направлял до 68% своего Резерва развития.

"Инвестиции за счёт внешних займов на фоне дальнейшего снижения финансирования из собственных средств могут привести к недофинансированию инвестиционных объектов или превышению рекомендуемых пределов долговых обязательств по займам", - сказал Валерий Богомолов.

На заседании Коллегии выступил генеральный директор Росэнергоатома Евгений Романов.

В своём выступлении он отметил, что перенос сроков строительства энергоблока №1 Нововоронежской АЭС на более поздний период связан с тем, что был изменен приоритет по развитию электроэнергетики в Южном регионе Российской Федерации. В связи с этим, по его словам, было принято решение об опережающем вводе в эксплуатацию энергоблока №3 Ростовской АЭС.

Перенос строительства энергоблоков №3 и №4 Ленинградской АЭС произойдёт в результате продления нормативных сроков эксплуатации действующих атомных энергоблоков типа РБМК, на которых специалистами "Росэнергоатома" была решена проблема с деградацией графитовой кладки.

Евгений Романов отметил, что на переносы сроков строительства атомных станций также значительное влияние оказало снижение бюджетного финансирования в период 2009-2015 гг. на 180 млрд. руб.

По словам гендиректора "Росэнергоатома", в настоящий момент проводится работа по синхронизации сроков строительства энергоблоков атомных электростанций и внесению изменений в действующие программные документы, в том числе в долгосрочную программу деятельности ГК Росатом и государственную программу развития атомного энергопромышленного комплекса.

Коллегия приняла решение направить представления генеральному директору ГК "Росатом" Сергею Кириенко, генеральному директору ОАО "Концерн Росэнергоатом" Евгению Романову, и.о. генерального директора ОАО "Атомэнергопроэкт" Леониду Егорову, а также генеральному директору ОАО "Атомпроект" Сергею Онуфриенко.

Отчёт направлен в Палаты Федерального Собрания РФ.

Финансирование мероприятий строительства атомных станций в России
за счёт бюджетных средств

Ключевые слова: Экономика, Россия, Статьи


Другие новости:

На "Куданкуламе-1" сработала АЗ

Предположительно, переключения на линии электропередачи привели к отключению трансформатора.

Концерн Росэнергоатом завершил 2014 год с рекордной выработкой в 180,5 млрд кВт-ч

2011 и 2012 годы также были рекордными по этому показателю.

В мире действует 438 блоков - база PRIS

В 2014 году пущено пять новых блоков, окончательно остановлен один блок.

Герой дня

Олег Кочнов

Олег Кочнов: останавливаться на достигнутом не собираемся

Остался участок первого контура. Он подготовлен к замене, ГЦНы изготовлены и завезены на площадку, установим их в 2016 году. Далее надеемся заменить АСРК и подойдём к ключевому моменту всей эпопеи - замене бака реактора.



ИНТЕРВЬЮ

Георгий Тошинский

Георгий Тошинский
Восемь, но это не просто ГЦНы. Это насосы, интегрированные в единый блок с парогенераторами. На первый взгляд, конструкция интересная. Но есть и моменты, подлежащие обсуждению.


МНЕНИЕ

AtomInfo.Ru

AtomInfo.Ru
Наконец, от третьего контура тепло отдаётся четвёртому, в котором циркулирует пар сверхкритических параметров, нагреваемый до 538°C и идущий на турбину.


Поиск по сайту:


Rambler's Top100