AtomInfo.Ru


В Обнинске по-болонски

AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 26.06.2014

Сегодня в Обнинске в зале учёного совета ИАТЭ НИЯУ МИФИ прошёл круглый стол "Ядерная энергетика - вчера, сегодня, завтра". За работой стола наблюдали корреспонденты AtomInfo.Ru.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОСЛЕ ФОТО

Павел Кириллов, фото AtomInfo.Ru

Творцы или исполнители

ИАТЭ - высшее учебное заведение, и собравшихся в зале естественным образом волновали проблемы профильного (и не только) образования.

Тон дискуссии задал полемический доклад Павла Кириллова о болонской системе образования. Павел Леонидович как действующий специалист имеет большой опыт общения с выпускниками, и многие тенденции ему явно не нравятся.

Настроенными к болонской системе критически оказались и многие выступавшие участники круглого стола.

Бакалавр есть специалист узкого профиля, в отличие от выпускника традиционной российской системы образования. А внедряемая в приказном порядке болонская система более подходит для подготовки ремонтника, чем для формирования конструктора-творца.

Не может ли быть так, что болонская система удобна для класса управленцев-менеджеров? Из их среды часто приходится слышать: "Нам не нужны творцы, нам требуются исполнители". Или откровенное, от руководителей одного из раскрученных проектов: "Нам не нужен анализ, нам нужна поддержка".

Допустим, что высказанное подозрение верно. Но подобный подход в корне ошибочен. В обществе должны быть люди, профессионалы высшей категории, способные создавать новое. В противном случае прогресса нам не видать.

Как и следовало ожидать, много нелестного прозвучало в адрес ЕГЭ и расползающегося по самым разным образовательным сферам формалистического подхода к обучению через заполнение карточек с выбором из списка правильных ответов.

Говорилось о падении качества образования, приводились примеры ужасающей неграмотности абитуриентов, студентов и даже выпускников ("ядро состоит из протонов и электронов").

Бакалавры или специалисты

Впрочем, действительно ли нынешняя молодёжь глупее нас, получивших высшее образование в Советском Союзе? Тезис, как минимум, спорный и не выдерживающий проверку практикой. Современные студенты, обучающиеся в профильных вузах - целеустремлённые, высокомотивированные и знающие, чего хотят добиться в жизни.

Так в чём же дело? Почему выпускник атомной специальности может быть неплохо подготовленным для начала карьеры, но не знать при этом состава ядра?

К сожалению, наша отрасль всё ещё не выдерживает финансовой конкуренции по сравнению с некоторыми другими, более приспособленными для обеспечения роста личного благосостояния.

Студент решает, что его не устраивает работа молодого специалиста в московском профильном институте за 35-40 тысяч рублей, так как видит в других отраслях вакансии по 100 тысяч рублей. И это сразу добавляет учёбе избирательности, "ненужным" предметам уделяется минимум внимания.

Конечно, для подобных реалий болонская система с её переносом ответственности за полноту и качество обучения с преподавателя, вуза и государства на самого студента выглядит предпочтительнее традиционных методов.

Но у болонской системы имеются внутренне присущие черты, которые по желанию можно считать как преимуществами, так и недостатками. Бакалавр, подготовленный по болонской системе, фактически не получает специальности и не менее пяти лет должен работать "на своё резюме".

Рынок труда даже в Москве не столь благолепен, как рисуют рекламные проспекты, и бакалаврам предстоит личное знакомство с невидимой рукой конкуренции.

Юрий Казанский, фото AtomInfo.Ru

Роботы и люди

Будет неверным написать, что все участники круглого стола - сторонники специалитета, традиционной формы образования. Звучали и иные выступления, предлагалось задуматься о том, как совместить плюсы болонской системы с методиками сохранения знаний.

Один из докладов, представленных на мероприятии, вкратце можно было бы просуммировать так - вперёд, к попыткам создания робота-преподавателя.

В принципе, это не столь фантастическая идея. Искусственный интеллект развивается, и в этом году появились сообщения о первом в истории прохождении компьютером теста Тьюринга.


Тест Тьюринга был предложен Аланом Тьюрингом в 1950 году как способ определения, может ли машина мыслить. По условиям теста, судьи общаются с компьютерами и людьми и должны определить, с кем они разговаривают. Если компьютерная программа введёт судей в заблуждение, то тест будет считаться пройденным.

В июне 2014 года на испытаниях в университете Рединга (Великобритания) компьютерная программа "Eugene Goostman" сумела убедить 33% судей в том, что является 13-летним школьником из Одессы. В результате организаторы соревнования объявили о первом в истории прохождении теста Тьюринга.

Критики и скептики ставят, однако, результат под сомнение. Они напоминают, в частности, о программе "PC Therapist", обманувшей в 1991 году 5 судей из 10. Утверждается также, что тест Тьюринга доказывает лишь, что программа способна имитировать человеческое поведение, и не может служить доказательством в пользу создания искусственного интеллекта.

Нельзя удержаться от цитирования первого ректора ИАТЭ Юрия Казанского. Юрий Алексеевич напомнил собравшимся, что преподавание есть контакт двух мозгов, преподавателя и студента. Болонская система, равно как и попытки автоматизации образовательного процесса, это, к сожалению, губит.

Несмотря на общий критический настрой, участники круглого стола постановили - система образования в России точку невозврата не прошла. Хотя времени в запасе осталось не слишком много.

И если говорить о нашей отрасли, то концерну и госкорпорации стоит срочно выяснить, кто им требуется - бакалавры/магистры или инженеры-специалисты, умеющие проводить физические, теплофизические и прочностные расчёты оборудования АЭС, знающие и понимающие устройство оборудования и конструкций, технологию теплоносителей, методы и проблемы эксплуатации атомных станций.

Ключевые слова: Образование, МИФИ, Статьи


Другие новости:

Президент Чехии поддержал планы строительства блока Дукованы-5

Не выношу, когда наши поля покрыты солнечными панелями.

На БН-800 набрана минимальная критическая масса

Это произошло 21 июня.

Контракт на строительство новых блоков АЭС "Бушер" планируется подписать до конца года

Об этом журналистам заявил глава Росатома Сергей Кириенко.

Герой дня

Михаил Быков

Михаил Быков: аналогии искать бессмысленно

Возьмём, к примеру, финский надзор STUK. Мы просто не сможем взять беленский реактор и поставить в Финляндию, потому что у финнов есть требование - они наблюдают весь процесс изготовления корпуса реактора, начиная от закупки шихты.



ИНТЕРВЬЮ

Валерий Дроздов

Валерий Дроздов
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая тот факт, что я принадлежу к когорте людей, которых называют "дети победителей" (мои родители - участники Великой Отечественной войны, папа - кадровый офицер Советской Армии, мама - доброволец), могу признаться - меня распирает чувство гордости за свою Родину и за советский народ.


МНЕНИЕ

Вячеслав Соловьёв

Вячеслав Соловьёв
Искусством программирования для машин с множеством процессоров наши математики овладели в совершенстве.


Поиск по сайту:


Rambler's Top100