AtomInfo.Ru


К 50-летию похода лодки К-27

ОКБ Гидропресс, ОПУБЛИКОВАНО 24.04.2014


21 апреля 1964 года в 18.00 ПЛА "К-27" отошла от пирса и в 02.00 ушла под воду. Начался отсчёт 51-суточного автономного плавания без всплытия.

С любезного разрешения ОКБ "Гидропресс" мы публикуем статью, в которую включены воспоминания участника этого славного события - сотрудника ОКБ "ГИДРОПРЕСС", капитана I ранга в отставке Александра Васильевича Шпакова.

Оригинал публикации доступен на сайте ОКБ ГИДРОПРЕСС.

Начало атомного проекта Военно-Морского Флота СССР было положено Постановлением от 12.09.1952 года и связано с именами адмирала флота Н.Г.Кузнецова и академика А.П.Александрова, а также с жизненным путём двух кораблей:

- "К-3" - головной атомной подводной лодки (ПЛА) проекта 627 с водо-водяной реакторной установкой (ВВР)

- "К-27" - головной ПЛА проекта 645 с качественно новой паропроизводящей установкой, использующей реактор с промежуточным спектром нейтронов и жидко-металлическим теплоносителем в первом контуре (ЖМТ).

Согласно Постановлению оба направления получили право на существование и претворялись в жизнь.

Общим руководителем подводного ядерного проекта был академик А.П.Александров, он же осуществлял научное руководство водо-водяным направлением.

Научным руководителем ЖМТ - направления был академик АН Украинской ССР А.И.Лейпунский.

Проектантом атомных подводных лодок проектов 627 и 645 было СКБ-143 (ныне СПМБМ "Малахит"), проектантами атомных паропроизводящих установок (ППУ) были: НИИ-8 (ныне НИКИЭТ) для ПЛА проекта 627 и ОКБ "Гидропресс" для ПЛА проекта 645.

Оба проекта ППУ начались с проектирования и строительства полномасштабных наземных стендов - прототипов 27/ВМ для ПЛА пр.627 и 27/BT для пр.645.

В составе каждого стенда было по три отсека (реакторный, турбинный и электротехнический) будущих атомных подводных лодок.

Стенды предназначались для проверки работоспособности принятых конструктивных решений, отработки режимов эксплуатации и подготовки экипажей будущих атомных подводных лодок. На их базе был создан учебный центр ВМФ.

В период с октября 1952 года по май 1955 года в ОКБ "Гидропресс" под руководством главного конструктора Б.М.Шолковича был выполнен проект ППУ для стенда 27/ВТ.

Оборудование для стенда изготавливалось на машиностроительном заводе имени Орджоникидзе и монтировалось на промплощадке ФЭИ в течение 1956-1959 гг.

Физический пуск реактора стенда состоялся 28 декабря 1958 года, а 12 марта 1959 года реактор стенда выведен на энергетический уровень мощности, начались испытания и эксплуатация ППУ, которые продолжались до августа 1961 года.

В 1961 году комплекс работ по реализации идей создания ядерных установок с ЖМТ, в том числе и за создание стенда 27/ВТ, был удостоен Ленинской премии. Среди её лауреатов был главный конструктор ОКБ "Гидропресс" Б.М.Шолкович.

Проект ППУ для ПЛА пр.645 в ОКБ "Гидропресс" был начат параллельно с проектом для стенда 27/ВТ. При этом производилась его корректировка по результатам, полученным на стенде 27/ВТ.

Работы по созданию ЯППУ проекта 645 стали в это время главной задачей ОКБ "Гидропресс". Над проблемой работал основной состав конструкторов, расчётчиков, экспериментаторов и руководителей предприятия.

Среди них основными участниками создания ЯППУ проекта 645 были: В.И.Акимов, Г.А.Тачков, Н.А.Георгиевский, В.А.Чистяков, В.Т.Сгибнев, Л.И.Воронков, Л.А.Долгий, С.Г.Хачатурян, А.Я.Крамеров, П.Н.Богданович, В.Т.Горшков, С.А.Завражный, Л.Х.Парнев, Л.А.Бочаров, А.В.Власов, В.В.Новожилов, Д.М.Бодров, А.Е.Баршак, Л.С.Вальшонок, К.Б.Григорьев, А.И.Дмитриев, Н.М.Жаданов, В.И.Метальников, И.А.Сосенский, И.Н.Тестов, Н.М.Симбирцев, А.И.Гуляев, М.Г.Корзун, Е.П.Анисимов и многие другие.

Технический проект подводной лодки 645 проекта, выполненный в СКБ-143 группой главного конструктора А.К.Назарова, был утверждён в апреле 1957 года.

Закладка ПЛА "К-27" на Северодвинском машиностроительном заводе состоялась 15 июля 1958 года, и строилась она 77 месяцев вместо запланированных 55.

ПЛА была спущена на воду 01 апреля 1962 года. Начались достроечные работы, пусконаладочные и швартовные испытания.

В октябре 1962 года произведён физический пуск реакторов и после заполнения первого контура сплавом произведён энергетический пуск реакторов и вывод в турбогенераторный режим, начались комплексные швартовные испытания под руководством энергетической секции правительственной комиссии, возглавляемой вице-адмиралом Г.Н.Холостяковым.

Тип реактора, схемно-компоновочные решения ППУ и свойства теплоносителя обеспечили ряд особенностей и преимуществ по сравнению с ППУ ВВР при эксплуатации, а главное - уверенность эксплуатирующего личного состава экипажа при соответствующей его подготовке.

Ходовые и государственные испытания ПЛА проводились под руководством правительственной комиссии.

За период испытаний ПЛА "К-27" за 528 ходовых часов прошла 5760 миль, из которых 3370 в подводном положении.

ПЛА "К-27" - первая отечественная подводная лодка, которая во время испытаний достигла скорости 30,2 узла при работе на 100% уровне мощности реакторов ППУ.

Испытания завершились в октябре 1963 года, и 30 октября председателем правительственной комиссии был подписан акт о принятии ПЛА "К-27" в состав ВМФ.

03 ноября 1963 года ПЛА "К-27" ушла к месту базирования: в начале в Западную Лицу, а в январе 1964 года - в место постоянного базирования - Йоконьгскую базу - Гремиха.

Отечественные ПЛА всё более уверенно осваивали мировой океан. Сложная международная обстановка и противостояние двух политических систем побуждали искать новые районы боевой службы непосредственно у границ "вероятного противника" для доставки современного оружия.

В этих условиях экваториальная Атлантика казалась очень перспективной. Это было одним из первых понято Г.Н.Холостяковым, который предложил Главкому ВМФ С.Г.Горшкову послать в этот район с разведывательными целями ПЛА "К-27".

Был у него при этом и свой интерес - испытать в условиях жаркого экваториального климата так полюбившуюся ему ЯЭУ с ЖМТ. Идея неожиданно получила поддержку у С.Г.Горшкова, и корабль начали готовить к плаванию.

Руководителем похода был назначен вице-адмирал Г.Н.Холостяков, Герой Советского Союза, чья дружба с экипажем не прерывалась до конца его трагически оборвавшейся в 1983 году жизни.

Положительным моментом было то, что Георгий Никитович великолепно знал экипаж и его возможности.

Перед походом провели двухсуточный контрольный выход в море. 21 апреля 1964 года в 18.00 ПЛА "К-27" отошла от пирса и в 02.00 22 апреля ушла под воду. Начался отсчёт 51-суточного автономного плавания без всплытия.

На следующий день по внутрикорабельной трансляции командир ознакомил личный состав с планом похода, разработанным Главным штабом ВМФ. Таким образом, зная общие задачи, каждый представлял себе свой собственный манёвр.

Кроме боевых тактических и стратегических задач, связанных с разведкой и преодолением противодействия сил противолодочной обороны США и НАТО в северной и центральной Атлантике, и определением характеристик движения и маневрирования надводных и подводных кораблей "противника", решалась главная задача - изучить в деталях новую ЯЭУ с ЖМТ и определить возможности её использования на кораблях последующих проектов.

На третий день похода от командования Северного Флота получили радиограмму с поздравлением прикомандированных к экипажу А.К.Назарова, И.Д.Дорофеева, Л.Х.Парнева (ОКБ "Гидропресс"), К.И.Кариха и А.А.Овчинникова, которые среди других 11 разработчиков и создателей ПЛА "К-27" стали лауреатами Ленинской премии в области науки и техники за 1964 год.

В обед экипаж отпраздновал это событие, выпив за здоровье лауреатов по 100 грамм рислинга, одновременно по радио транслировался рассказ об этих людях.

За время похода, по мере движения ПЛА к тёплым широтам Атлантического океана, были проведены испытания главной энергетической установки.

Во время похода были обнаружены и устранены без всплытия две неисправности оборудования.

12 июня 1964 года ПЛА "К-27" окончила первый автономный поход, пройдя 12425 миль, из них под водой - 12238 миль.

Подводная лодка прибыла в Гремиху, где её встречал командующий Северным Флотом вице-адмирал С.М.Лобов.

Был накрыт торжественный стол с традиционным поросёнком, произнесено много хороших речей, всем участникам похода командующий вручил знаки "За дальний поход".

24 июня министр обороны утвердил акт о принятии ПЛА "К-27" на вооружение Военно-Морского Флота.

Комплекс работ по созданию АПЛ проекта 645, имевшей ядерную паропроизводящую установку с теплоносителем "свинец-висмут" в первом контуре, был удостоен Ленинской премии.

От ОКБ "Гидропресс" лауреатами Ленинской премии стали ведущие конструкторы В.И.Акимов, Г.А.Тачков, В.А.Чистяков, Л.Х.Парнев.


Литература:

1. 60 лет ОКБ "ГИДРОПРЕСС"

2. А.А. Кузнецов "Атомный век. События, люди, дела", ГП "Фирма "АТОМПРЕССА", 2005 г., стр.381-388.

3. Информационно-исторический альманах Союза подводников России "Подводник России", №1, 2003 г.

4. Информационно-исторический альманах Союза подводников России "Подводник России", №3, 2003 г., стр.184-196.

5. Информационно-исторический альманах Союза подводников России "Подводник России", №5, 2004 г., стр.163-168.

Ключевые слова: История, ЯОК, Атомоходы, Свинец-висмут, ОКБ Гидропресс


Другие новости:

Энергоблоки №1 и №2 Белоярской АЭС будут демонтированы к 2032 году

Финансирование работ осуществляется за счёт средств ОАО "Концерн Росэнергоатом".

"Superphenix" - печальная история

Полиции и органам госбезопасности Франции не удалось задержать кого-либо из нападавших. Дело не было раскрыто до тех пор, пока в мае 2003 года швейцарский зелёный активист израильского происхождения Хаим Ниссим не издал книгу, в которой рассказал о своём участии в атаке и о её подробностях.

Иран снизит в пять раз мощность строящегося реактора IR-40

Мощность составит 8 МВт(тепловых).

Герой дня

Лев Кочетков

Лев Кочетков: первые белоярские

Между тем, пароперегревательного канала всё не было и не было. Время шло, назначенные сроки пропущены. Что делать? В.А.Малых проверил разные варианты.



ИНТЕРВЬЮ

Игорь Жемков

Игорь Жемков
Вообще, у БОР-60 история длинная. На самом деле, штатный срок эксплуатации у реактора заканчивался в 1989 году. Конечно, срок этот был явно заниженный. Дело в том, что когда строился БОР-60, предполагались большие перспективы развития реакторов на быстрых нейтронах и считалось, что через 20 лет ему на смену придёт новый исследовательский реактор, да и вообще большинство проблем будет решено.


МНЕНИЕ

AtomInfo.Ru

AtomInfo.Ru
Расчёты показывают, что реактивность падала до несколько сотен pcm ниже нуля (-322 pcm в первом, самом глубоком минимуме для четвёртого инцидента) и возрастала до десятков pcm выше нуля (+37 pcm в четвёртом инциденте) к моменту сброса стержней АЗ.


Поиск по сайту:


Rambler's Top100