AtomInfo.Ru


На ЮУАЭС прошло совещание по вопросам лицензирования топлива Westinghouse

НАЭК Энергоатом, ОПУБЛИКОВАНО 22.04.2014

17 апреля на Южно-Украинской АЭС состоялось совещание по вопросам лицензирования топлива модифицированной конструкции (ТВС-WR) производства компании "Westinghouse".

В нём приняли участие представители министерства энергетики и угольной промышленности, дирекции ГП НАЭК "Энергоатом", специалисты Южно-Украинской и Запорожской АЭС, а также научно-технического комплекса "Ядерный топливный цикл" национального научного центра "Харьковский физико-технический институт" (НТК "ЯТЦ" ННЦ ХФТИ).

Южно-Украинская АЭС была определена пилотной станцией в рамках реализации программы квалификации ядерного топлива для АЭС Украины, цель которой - диверсификация топливных поставок для украинских ядерных реакторов.

В режиме опытно-промышленной эксплуатации тепловыделяющие сборки производства компании "Westinghouse" (ТВС-W) на ЮУАЭС работают с 2005 года.

В ходе перегрузочных кампаний 2012 и 2013 годов были выявлены ТВС-W с деформированными дистанционирующими решетками (элементы каркаса ТВС-W).

Несмотря на повреждение дистанционирующих решеток, топливные элементы в этих ТВС-W были герметичны и выхода радиоактивных продуктов деления из них не было зафиксировано.

По результатам расследования этого события, компанией "Westinghouse" в сотрудничестве со специалистами ГП НАЭК "Энергоатом" и НТК "ЯТЦ" ННЦ ХФТИ были выработаны решения по упрочнению и изменению элементов конструкции ТВС-W, направленные на исключение их повреждений при транспортно-технологических операциях.

Решения по доработке конструкции ТВС-W были изложены в концептуальном техническом решении, пояснительной записке и в плане лицензирования по внедрению топлива доработанной конструкции. На текущий момент эти документы согласованы с Госатомрегулирования и по ним ведутся работы.

В начале мая 2014 года компания "Westinghouse" планирует завершить весь цикл стендовых испытаний доработанной конструкции (ТВС-WR) с последующим предоставлением результатов испытаний в ГП НАЭК "Энергоатом" и в Госатомрегулирования.

В ходе совещания 17 апреля обсуждались вопросы выполнения программы лицензирования ТВС-WR на энергоблоке №3 ЮУАЭС и результаты предварительных испытаний этой конструкции.

Южно-украинские специалисты доложили о внедрении стенда инспекции и ремонта топлива компании "Westinghouse".

Это оборудование приобретено НАЭК "Энергоатом" в 2013 году. Оно даёт возможность не только выполнять углублённое обследование состояния топливных сборок, но и производить их ремонт - в случае необходимости с его помощью можно будет заменять негерметичные тепловыделяющие элементы в ТВС.

Первая часть возможностей нового стенда в ходе перегрузочной кампании прошлого года испытана в полном объёме. На нем прошли проверку не только отобранные кассеты "Westinghouse", находившиеся в эксплуатации, но и одна из шести сборок этой фирмы, отработавших в 2005-2010 гг. и сегодня помещённых в бассейн выдержки.

Что касается второго назначения нового оборудования, то монтаж ремонтной части стенда будет выполнен в ходе планово-предупредительного ремонта 2014 года.

В перерыве совещания ситуацию с разработкой и внедрением ТВС-WR ведомственным СМИ прокомментировала исполнительный директор по ядерной и радиационной безопасности и научно-технической поддержке ГП НАЭК "Энергоатом" Наталья Шумкова.

Приводим фрагмент интервью с Н.Шумковой.

Что можно сказать о качествах модифицированной кассеты "Westinghouse"?

Сегодня на совещании представлены результаты как по нейтронно-физическим, так и по механическим характеристикам кассеты, которые позволяют сделать выводы о том, что проведенные модификации значительно улучшили потребительские свойства этой кассеты.

Прежде всего, внесены значительные изменения в дистанционирующую решетку топливной сборки, что позволило её сделать более прочной. Кроме того, усовершенствована конструкция головки и хвостовика кассеты.

Всё это даст возможность избежать проблем при взаимодействии этих сборок со сборками российского производства.

Выполнены и выполняются большие инженерные работы. На сегодня ведется разработка отчёта по обоснованию безопасности эксплуатации этой сборки.

Несколько слов о договоре на поставки модифицированного топлива.

Договор был подписан в 2008 году, и он охватывал объём поставок - по три поставки в течение пяти лет, то есть 15 топливных загрузок.

Поскольку у нас были проблемы, связанные с перегрузкой топлива, поставки ТВС-W были приостановлены.

Контракт никогда не разрывался, был взят так называемый технический тайм-аут, в процессе которого выполняются проектные работы по усовершенствованию конструкции топливной сборки.

Но новое топливо может быть загружено в активную зону только после его лицензирования украинским регулятором - Госинспекцией ядерного регулирования?

Безусловно. Не может быть осуществлено никаких операций с этим топливом до того, как регулирующий орган не согласует нам полностью техническое решение, предусматривающее его загрузку.

Другими словами, пока не будут полностью обоснованы как безопасность обращения с топливом, то есть транспортные операции, так и безопасность его эксплуатации. Должны быть представлены все механические, прочностные, гидравлические, нейтронно-физические расчёты.

Не будет разрешения регулятора - не будет загрузки. Значит, будет продолжена работа.

По оптимистичным прогнозам, когда новое топливо может поступить на АЭС?

Первая загрузка ТВС-WR ожидается в ходе планово-предупредительного ремонта на третьем энергоблоке Южно-Украинской АЭС (пилотный блок в рамках проекта внедрения топлива "Westinghouse"). Он начнётся в конце 2014 года с переходом на 2015 год, то есть фактически топливо должно пойти в зону уже в 2015 году.

Ключевые слова: ЯТЦ, Фабрикация, Восточная Европа, Украина, Вестингауз


Другие новости:

Иран снизит в пять раз мощность строящегося реактора IR-40

Мощность составит 8 МВт(тепловых).

Станция на платформе - плавучий вариант от MIT

Океан - очень недорогая недвижимость.

В сентябре начнётся финальная стадия вывода из эксплуатации американской плавучей АЭС

Работы продлятся четыре года.


Герой дня

Лев Кочетков

Лев Кочетков: первые белоярские

Между тем, пароперегревательного канала всё не было и не было. Время шло, назначенные сроки пропущены. Что делать? В.А.Малых проверил разные варианты.



ИНТЕРВЬЮ

Игорь Жемков

Игорь Жемков
Вообще, у БОР-60 история длинная. На самом деле, штатный срок эксплуатации у реактора заканчивался в 1989 году. Конечно, срок этот был явно заниженный. Дело в том, что когда строился БОР-60, предполагались большие перспективы развития реакторов на быстрых нейтронах и считалось, что через 20 лет ему на смену придёт новый исследовательский реактор, да и вообще большинство проблем будет решено.


МНЕНИЕ

AtomInfo.Ru

AtomInfo.Ru
Расчёты показывают, что реактивность падала до несколько сотен pcm ниже нуля (-322 pcm в первом, самом глубоком минимуме для четвёртого инцидента) и возрастала до десятков pcm выше нуля (+37 pcm в четвёртом инциденте) к моменту сброса стержней АЗ.


Поиск по сайту:


Rambler's Top100