AtomInfo.Ru


Шрикумар Банерджи: индийцы обогнали китайцев

Перевод AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 28.11.2011

Председатель комиссии по атомной энергии Индии доктор Шрикумар Банерджи дал интервью индийскому телеканалу IBN. Предлагаем вниманию читателей сокращённый перевод интервью.

Достаточны ли имеющиеся у Индии мощности по обогащению урана для нужд растущего индийского флота атомных подводных лодок?

Наш существующий завод (RMP в Майсоре) способен с избытком покрывать нужды флота. Под флотом я, конечно, имею в виду более чем одну АПЛ.

Если говорить о новом разделительном заводе в Читрадурге, то он не будет стоять под гарантиями МАГАТЭ. Мы оставляем за собой право использовать его в различных целях.

Естественно, завод в Читрадурге может также производить слабообогащённый уран с обогащением 1,1% для использования в наших тяжёловодных энергетических реакторах PHWR. Это позволит нам поднять глубину выгорания топлива в PHWR до 20 ГВт×сут/т.

Будет ли разделительный завод в Читрадурге использоваться также для обогащения урана для разрабатываемого в Индии проекта легководного реактора мощностью 700 МВт(эл.), появление которого запланировано к 2020 году?

Да, такой вариант всегда остаётся.

Правда ли, что индийский легководник можно будет считать выросшим из проекта индийского реактора для АПЛ?

Мы вкладываем в создание легководного реактора мощностью 700 МВт(эл.) немалые усилия. В любом случае, стоит отметить, что легководные реакторы во всём мире вышли из проектов реакторов для АПЛ.

Были ли Вы удивлены недавними поправками к руководящим положениям ГЯП, которые воспрещают членам группы передавать технологии обогащения и переработки в страны, не подписавшие ДНЯО, а следовательно, и в Индию?

Нам и ранее намекали, что понятие "полномасштабное сотрудничество в сфере мирной атомной энергетики" не будет распространяться на действия каждого из государств, входящих в ГЯП. А заявления, сделанные крупнейшими странами-поставщиками технологий, свидетельствуют, что недавние решения группы не скажутся на их ранних обязательствах перед Индией.

Возьмите, например, американцев. Никогда не было очевидно, что их сотрудничество с нами распространится на технологии топливного цикла. А вот от французов были заявления, дающие понять, что такое возможно. Что до русских, то есть определённые моменты, требующие урегулирования, но в целом такое сотрудничество с ними вероятно.

Я должен со всей категоричностью заявить, что переработка ОЯТ носит фундаментальный характер для нашей философии замыкания топливного цикла. В случае импортного топлива мы, разумеется, должны согласиться с тем, что оно будет находиться под гарантиями МАГАТЭ, а его переработка будет производиться на специально выделенных производствах.

Мы не видим причин, почему нам должны запрещать приобретать оборудование для этих выделенных производств. Речь идёт не о том, что мы хотели бы получить доступ к технологиям обогащения и переработки - они у нас уже есть. Речь идёт о том, что для выделенных производств, которые будут стоять под гарантиями, не должно быть ограничений на покупку импортного оборудования.

Отсюда вытекает следующий вопрос. Созрели ли индийские технологии обогащения и переработки для выхода на коммерческий уровень?

Если говорить о переработке ОЯТ, то ответ - да, конечно. Мы не можем пока строить такие заводы, как Рокасё в Японии или Селлафилд в Великобритании. Но наши новые перерабатывающие заводы, которые появятся в ближайшее десятилетие, будут существенно больше, чем имеющиеся у нас на данный момент.

Даже тот перерабатывающий завод, который почти построен в Калпаккаме, я бы назвал достаточно большим заводом.

В наши планы входит строительство интегрированного завода по рециклу ядерного топлива в Тарапуре. Его производительность составит до 500 тонн тяжёлых металлов в год. Впоследствии мы построим ещё два похожих завода.

По поводу обогащения. Мы счастливы от наших достижений в этой сфере. Разделительный завод, чьё строительство заканчивается в Читрадурге, может быть назван промышленным по своим масштабам. Он не так велик, если сравнивать его с крупнейшими заводами мира, но он и не мал.

Будет ли новая площадка центра атомных исследований (BARC) имени Хоми Бабы в Вишакапатнаме специализироваться исключительно на мирных работах и будут ли там разделительные мощности? Станет ли эта площадка большей, чем основная площадка BARC в Тромбее?

Новая площадка будет заниматься исследованиями в области обогащения урана, и там не будет коммерческих разделительных производств. Как и площадка в Тромбее, она будет задействована как в стратегических (военных), так и в мирных задачах.

Чтобы стало понятно - мы хотели бы, чтобы каждая наша атомная площадка имела определённую интеллектуальную ориентацию, а не только занималась выпуском той или иной продукции для военных или гражданских целей.

Площадка в Вишакапатнаме будет проводить исследования в новых областях - например, в области концентрирования солнечной энергии, технологий преобразования энергии, накопления и хранения энергии, биологических систем и водородных технологий. Мы собираемся с её помощью поднять уровень исследований в Индии по полному спектру энергетической проблематики.

Все эти направления будут в Вишакапатнаме располагаться на большей площади, чем BARC имеет в Тромбее. Новая площадка займёт территорию 3 на 3,5 км, что, я считаю, довольно много.

Планируются ли для новой площадки BARC новые исследовательские реакторы?

Мы чувствуем потребность в специализированном материаловедческом реакторе. Ранее мы ставили эксперименты в энергетических реакторах. Сегодня, мы считаем, настала нужда в специализированном реакторе для материаловедов.

Поэтому на новой площадке будет построен многоцелевой высокопоточный реактор. На него будут возложены как материаловедческие задачи, так и производство радиоизотопов. Его строительство начнётся во время ближайшего пятилетнего плана.

В 2017-2018 годах на новой площадке появится также новый исследовательский реактор, подобный реактору "Dhruva".

Переходя к новым реакторным проектам, хотел бы спросить о текущем состоянии AHWR? Когда начнётся его строительство?

По AHWR у нас есть трудности с выбором площадки. Проект реактора готов. Теперь дело за выбором места для строительства. Чтобы вы поняли, с чем мы сталкиваемся - даже рядом с упомянутым Вишакапатнамом создаётся специальная экономическая зона… Судя по всему, нам придётся размещать AHWR на одной из действующих станций. Процесс выбора продолжается.

Реальное начало строительства блока с AHWR может произойти в этом десятилетии.

Несмотря на задержку с началом строительства AHWR, можете ли Вы сказать, что Индия остаётся мировым лидером в ториевой энергетике?

Абсолютно верно. У меня нет ни малейшего сомнения в том, что по торию мы мировые лидеры.

В каком состоянии находится проект по сооружению быстрого натриевого реактора PFBR-500 и когда можно ожидать загрузки в него топлива?

Вам будет приятно узнать, что работы по PFBR продвигаются успешно. Степень готовности составляет 82%. Я уверен, что строительство закончится к середине 2012 года.

Но пуск блока - это особое дело, отличающееся от его сооружения. Необходимо выполнить ряд экспериментов и испытаний. Я уверен, что загрузка топлива состоится в желаемое время после завершения строительства.

Хочу отметить, что PFBR - реактор, уникальный в своём роде. Кроме русских, больше никто в мире не имеет в эксплуатации коммерческого быстрого бридера, и кроме нас и русских, больше никто их не строит.

Быстрые реакторы - та сфера, в которой Индия обогнала Китай?

Да, это так. Они пустили только что исследовательский реактор, в то время как мы имели такой аппарат десятилетия назад.

Вы уже определились с местом, где в Индии будет располагаться геологическое хранилище отходов? Будет ли в этой сфере Индия сотрудничать с другими странами?

Сейчас мы создаём подземные лаборатории для изучения эффектов, которые могут возникнуть при подземном захоронении радиоактивных отходов - перколяция, диффузия и другие.

Мы ведём также аэроразведку в поисках стабильных скальных формаций, которые могли бы стать в будущем местом расположения геологического хранилища.

Международное сотрудничество в данной сфере всегда возможно, и его проще организовать. Мы готовы разрабатывать новые технологии захоронения. Французы, например, утверждают, что РАО можно захоранивать даже в глине. Так что, все варианты лежат на столе для изучения.

Ключевые слова: Азия, Индия, Обогащение, Торий, Быстрые натриевые реакторы


Другие новости:

РФ подписала соглашение о кредите Белоруссии на строительство АЭС

Владимир Путин говорит о кредите до 10 миллиардов долларов на 15 лет.

Калининская АЭС: на энергоблок №4 доставлены передвижные дизель-генератор и насосная установка

Мощность ПДГ - 2 МВт.

Директор АЭС "Фукусима Дайичи" покидает свой пост по состоянию здоровья

56-летний Ёсида в настоящее время госпитализирован.

Герой дня

Сергей Обозов

Сергей Обозов: у ПСР отечественные корни

Основная идея на первом этапе внедрения ПСР - сокращение различного вида потерь. То есть, это и ненужные лишние движения, это и ненужные запасы и перепроизводство продукции, как у нас любят говорить, "впрок".



ИНТЕРВЬЮ

Юрий Недашковский

Юрий Недашковский
"Сегодня начала работу расширенная коллегия ГИЯРУ, в которой участвуют и НАЭК "Энергоатом", и экспертные организации, и общественный совет… Запланировано заслушать все четыре атомные станции".


МНЕНИЕ

AtomInfo.Ru

AtomInfo.Ru
Первая серия блоков с AP-1000 войдёт в строй. Что последует за ней? Китайцы определились с тем, что во второй волне будет шесть блоков-клонов.


Поиск по сайту:


Rambler's Top100