AtomInfo.Ru


Тендеры местного значения

AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 25.07.2011

Альянс "General Electric" и "Hitachi" переиграл в Литве "Westinghouse". Проект AP-1000 лишился в Восточной Европе очередной подпорки. Проект ABWR может, напротив, расчистить себе путь, если у него хватит для этого денег.

Второе место из двух участников

В неформальном литовском тендере по выбору технологий для АЭС "Висагинас", планируемой на замену закрытой Игналине, есть победитель, но нет проигравшего.

Альянс GE/Hitachi получил признание от правительства Литвы. Об уступившей ему компании "Westinghouse" говорят с уважением - она заняла второе место. Из двух участников.

Победа альянса не окончательна и в чём-то даже пиррова. GE/Hitachi выбран не в качестве генподрядчика, а как стратегический инвестор. Иными словами, альянсу, чтобы убедить литовцев взять водяной кипящий реактор ABWR, понадобится выдать им кредит. А то и просто выкупить какую-то часть будущей станции.

Подобная практика сама по себе не порочна. К ней прибегает ГК "Росатом" в Турции, и её же российский атом предлагает для болгарской АЭС "Белене". Но надо заметить, что в случае Литвы она единственно возможная. У балтийской республики нет собственных средств, чтобы заплатить за станцию, а банки Евросоюза никаких кредитов под АЭС "Висагинас" давать не собираются.

Удивляет не то, что "Westinghouse" проиграл литовский тендер. Удивляет сам факт, что эта компания вообще попыталась принять в нём участие. Дело в том, что как раз "Westinghouse" демонстративно называет себя разработчиком технологий, а не инвестором. Компания считает - её проект AP-1000 настолько хорош, что инвесторы должны выстраиваться за ними в очередь.

Для Литвы "Westinghouse" сделал исключение. Едва ли не впервые в своей истории компания пообещала, что в случае выбора AP-1000 для АЭС "Висагинас", она сможет выделить на строительство крупную сумму из своих или заёмных средств. В Вильнюсе щедрый жест не оценили и предпочли выбрать кипящий альянс.

Литовский плацдарм

Проект ABWR срочно нуждается в новых рынках. До катастрофы на Фукусиме альянс GE/Hitachi неторопливо осваивал два региона. Во-первых, собственно Японию, где планировалась большая программа по пуску новых блоков. Во-вторых, Индию, где альянсу твёрдо была обещана как минимум одна площадка на шесть блоков.

После событий марта 2011 года японские заказы повисли в воздухе. По крайней мере, до тех пор, пока не будет стабилизирована обстановка на аварийных блоках Фукусимы, и пока японское общество не отойдёт от шока и ломки стереотипов, последовавших за крушением тезиса "Авария на японских АЭС невозможна".

Не всё так гладко проходит и в Индии. Площадка для альянса - заложник непростых отношений между Дели и Вашингтоном. Американцы много сделали для Индии в годы правления республиканской администрации, выведя Дели из-под режима международной ядерной блокады. Но Барак Обама и его советники менее лояльны к индийскому атому. В свою очередь, Дели не идёт на отказ от принятых в Индии специфических законов о ядерном ущербе, которые позволяют преследовать поставщика в судебном порядке спустя сотню лет после продажи оборудования.

Восточная Европа может стать для альянса атомным Эльдорадо. Здесь атомная энергетика имеет мощную поддержку у бизнеса, политиков и общества. И здесь, в отличие от западной оконечности Старого Света, пока ещё не установилась полная гегемония французских атомных производителей.

Единственный блок АЭС "Висагинас", без сомнения, рассматривается альянсом как плацдарм в регионе и хороший козырь на будущих тендерах. Самый вкусный из ближайших конкурсов - польский, где победителю может достаться от четырёх до шести блоков на двух площадках.

За такую перспективу можно и заплатить, построив литовцам станцию за свои средства. Но многое определят детали. Например, как отнесутся граждане Литвы и соседних с ней государств к тому, что на литовской земле появится водяной кипящий реактор - технология, буквально недавно дискредитировавшая себя на Фукусиме?

Одного блока мало

У проекта AP-1000 и компании "Westinghouse" - другие заботы. У проекта есть много сторонников в Штатах, лобби в Китае и интерес в десятках государств от Финляндии до ЮАР. Но у проекта есть ахиллесова пята - одного блока ему мало.

Развитие стратегии AP-1000 предполагает локализацию производства модулей и создание заводов в одном регионе со строящимися блоками. Заводы - это инвестиции, а их окупаемость зависит от количества заказов.

По неофициальным оценкам, подтверждать которые "Westinghouse" не торопится, экономические преимущества стратегии AP-1000 начнут сказываться после получения в одном и том же регионе заказов на минимум четыре блока. В Восточной Европе у "Westinghouse" до сих пор нет ни одного контракта на новый блок.

Нельзя сказать, что "Westinghouse" бездействует. Американцы активно участвуют во всех восточноевропейских тендерах, но пока что выходят из них на вторых местах. В отличие от спорта, в атомных конкурсах все призы забирает только чемпион.

Главную ставку "Westinghouse" делает на темелинский тендер в Чешской Республике. Но его объём усох до двух блоков. Об опционе ещё на три блока почти никто не вспоминает. Да и позиции "Westinghouse" пошатнулись. Трудности, с которыми AP-1000 столкнулся при лицензировании в США и Великобритании, превратили "Westinghouse" из фаворита в аутсайдера.

Второй тендер - уже упоминавшийся польский. Но проигрыш в Литве автоматически ослабил позиции "Westinghouse" и укрепил положение GE/Hitachi. Компания вынуждена посматривать в сторону Болгарии, где может быть объявлено о планах по строительству новых блоков на Козлодуе. Только случится это явно не скоро.

Надежды "Westinghouse" теперь во многом связаны с возможным провалом GE/Hitachi в Литве. Если альянс до конца года не подпишет с литовской стороной официальных документов по АЭС "Висагинас", то Вильнюс обещает вступить в переговоры с компанией, занявшей на тендере второе место. То есть, с "Westinghouse".

Ключевые слова: Восточная Европа, Литва, Вестингауз, General Electric, Hitachi


Другие новости:

ЗАО "Атомстройэкспорт" подало иск в Международный арбитражный суд

Болгарии выдвинуты претензии на 58 миллионов евро.

ЭО подала заявку на продление до 60 лет сроков эксплуатации блока "Михама-2"

Негативное отношение к новым проектам вынуждает японские компании продлевать старые блоки.

Официальное заявление ГУЭБиПК МВД России

Мероприятия по борьбе с коррупцией проводятся в тесном взаимодействии с ГК "Росатом".

Герой дня

Царь Болгарии Симеон II

Царь Болгарии Симеон II об АЭС Белене

Держава, то есть, болгарские граждане, вложила в проект Белене огромные средства. Неужели мы настолько богаты, что можем легко отказаться от этих инвестиций?



ИНТЕРВЬЮ

Йордан Йорданов

Йордан Йорданов
Для специалистов очевидно, что без замены парогенераторов и другого основного оборудования можно рассчитывать на продление не более десяти лет.


МНЕНИЕ

AtomInfo.Ru

AtomInfo.Ru
Компании и ЭО не всегда понимают необходимость поддержки вузов, в которых ведётся подготовка будущих атомщиков. Верно и обратное наблюдение - вузы не всегда приветствуют вмешательство отрасли.


Поиск по сайту:


Rambler's Top100