AtomInfo.Ru


Фукусима: мусорный край

AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 07.06.2011

Наряду с водным кризисом, на японской АЭС "Фукусима Дайичи" назревает мусорный - ликвидаторы не знают, что делать с собранными радиоактивными обломками. Полковник японских сил самообороны вспоминает взрыв на третьем реакторе. Оценки выбросов с Фукусимы постепенно растут.

Мусор на вынос

Радиоактивные обломки и другой мусор, собранный на аварийной станции, остаются головной болью для японского штаба. Они больше не мешают проходу людей и техники и не загрязняют атмосферу. Но с ними нужно что-то делать.

Забитые мусором контейнеры выстраиваются в линию вдоль одной из дорог вблизи станции. Объём каждого из контейнеров - 4 кубометра. По состоянию на 5 июня, полностью заполнено 279 контейнеров.

"Мы не знаем, куда мы сможем их девать", - признаётся пресс-служба компании TEPCO. Ко всему прочему, мусор собирался бессистемно. В компании не представляют, что находится в каждом из контейнеров, и каковы в них мощности доз.

По плану ЛПА, сбор радиоактивных обломков на площадке должен завершиться через три месяца. TEPCO признаёт, что в этой части план выполнен не будет. Работа оказалась слишком трудоёмкой, а мусора - слишком много.

Возможный получатель контейнеров с обломками - компания "Japan Nuclear Fuel Ltd." (JNF). Это компания топливного цикла, учреждённая совместно ведущими японскими эксплуатирующими организациями. У неё есть комплекс в Рокасё, на котором она принимает низкоактивные отходы.

Но со своей позицией JNF до конца не определилась. Её главное сомнение - как она может согласиться принять фукусимский радиоактивный мусор, если она не знает ни мощностей доз, ни состава мусора?

Часть фукусимского мусора - это бетонные обломки, образовавшиеся в результате взрывов водорода на четырёх блоках. К ним нужно добавить то, что было принесено на площадку цунами 11 марта. С волной цунами на станцию могло попасть всё, что угодно - так, на соседней АЭС "Фукусима Дайни" море выбросило акулу.

Некоторые из обломков светят так, что причислить их к НАО никак нельзя - речь может идти о мощностях доз на уровне "когда армейские дозиметры зашкаливают". Это зиверты в час.

Вскоре на Фукусиме образуется ещё один источник РАО - отходы, которые будут получаться при очистке и дезактивации скопившейся на блоках воды. У ликвидаторов нет никаких приемлемых идей, что с ними делать.

В агентстве NISA - японский регулятор, отвечающий за инспекции на АЭС - говорят, что намерены изучить вопрос об отходах от очистки воды с точки зрения технологий и нормативов. Возможно, на решение проблемы потребуются годы.

Настоящий полковник

Пока штатские ликвидаторы бьются над проблемой мусора и воды, их коллеги-армейцы вспоминают недобрым словом компанию TEPCO.

Шестеро бойцов во главе с полковником 14 марта подъехали к третьему блоку на трёх машинах, не подозревая об опасности взрыва. Четверо из них получили в тот день ранения.

Команда под руководством полковника Синдзи Ивакумы из подразделения ядерной, биологической и химической защиты получила задачу по заливке воды на третьем блоке. Выполнить её они не успели. Как только офицер открыл дверь машины, раздался взрыв.

"Я думал, мы не выживем… Первые десятки секунд после взрыва, когда падали обломки и всё вокруг стало серым, тянулись для нас вечно", - рассказал полковник японским журналистам.

Четверо из шести бойцов пострадали при взрыве, и Ивакума отдал приказ отходить. Одного из раненых он вынес на себе. МЭД в месте, где взрыв застал пожарные машины, подскочила до 20 мЗв/ч.

Полковник не скрывает своего недовольства компанией TEPCO, пославшей военных к третьему блоку и не предупредившей об опасности взрыва: "Они сказали нам только одно - блок находится в нестабильном состоянии".

При этом, зла на атомщиков офицер не держит. Он понимает, что люди на площадке вели неравную борьбу за живучесть станции: "И всё же, если б я знал об угрозе взрыва, то я подумал бы, посылать ли к блоку своих людей".

Новые оценки

Японские регуляторы пересмотрели свои оценки по выбросам радиоактивных веществ в воздух в ходе аварии на АЭС "Фукусима Дайичи".

Говоря точнее, это сделал один из регуляторов, а именно, NISA. В документе от 12 апреля, послужившей основой для присвоения аварии уровня "7" по шкале INES, это агентство оценивало выбросы как 3,7×1017 Бк в радиационном эквиваленте по 131I.

Другой регулятор - NSC - настаивал на оценке повыше, а именно, 6,3×1017 Бк. Расхождение в оценках привлекало к себе внимание общественности, причём NISA критиковали за заниженные цифры.

Теперь NISA решило исправиться. По новым оценкам, опубликованным пока только в японских СМИ, фукусимские выбросы составили 8,5×1017 Бк - естественно, в радиационном эквиваленте по 131I.

Пояснений, что послужило основанием для перерасчёта и какие новые обстоятельства были приняты во внимание, NISA как обычно не дало. Для японских регуляторов и атомщиков отзыв и/или изменение опубликованных данных задним числом стало в ходе фукусимской аварии недоброй традицией.

Ключевые слова: АЭС Фукусима Дайичи


Другие новости:

Планирование строительства завода по переработке ОЯТ в США может начаться в 2015 году - AREVA

От начала планирования до сдачи в эксплуатацию пройдёт порядка десяти лет.

Атомстройэкспорт рассчитывает до 1 июля парафировать EPC-контракт по АЭС Белене

На сегодня болгарская сторона не представила методику расчёта цены, то есть не ясно, будет ли это твёрдая цена или базовая цена с эскалацией.

Бетон на площадке строительства первой Турецкой АЭС планируется залить в 2013 году

В настоящее время на площадке строительства идут изыскательские работы, которые продлятся около года.

Герой дня

Александр Повстянко

Александр Повстянко: стали для быстрых реакторов

Есть простое обстоятельство, с которым мы обязаны считаться. Заводы выпускают неатомные стали буквально миллионами тонн. Им не выгодны наши заказы, в наших объёмах.



ИНТЕРВЬЮ

Сергей Рыжов

Сергей Рыжов
И наша концепция, которая является чем-то средним относительно этих двух концепций. У нас есть сочетание пассивных и активных систем. Думаю, что истина всегда лежит посередине.


МНЕНИЕ

Владимир Рычин

Владимир Рычин
Будет неверным утверждать, что всем литовским политикам нравится холодная атомная война с соседями. К здравому смыслу своих коллег призывает Казимира Прунскене.


Поиск по сайту:


Rambler's Top100