AtomInfo.Ru


Сплав M5 - успех за границей, проблемы во Франции

AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 18.05.2011

Регуляторы Франции вернутся в конце июня к рассмотрению вопроса об использовании сплава M5 для изготовления оболочек твэлов для французских реакторов PWR.

Капризный M5

Сплав M5 - оптимизированный циркониевый сплав, права на который принадлежат группе AREVA.

В сплаве отсутствует олово, зато есть 1% ниобия, а также добавки кислорода, железа и серы. Удаление олова из состава сплава ведёт, как утверждают в AREVA, к чрезвычайно низким скоростям коррозии при глубоких выгораниях.

По официальным данным на ноябрь 2010 года, сплав M5 используется на 73 энергоблоках с PWR в 12 странах. Во Франции этот сплав применяется в топливе для 21 реактора мощностью 900 МВт(эл.), четырёх реакторов PWR/N4 с мощностью 1450 МВт(эл.) и трёх реакторов с мощностью 1300 МВт(эл.).

В 2003 году французские регуляторы прекратили выдачу разрешений на перевод реакторов на использование топлива с оболочками из сплава M5. Формальным поводом для этого послужили невыясненные причины отказов в пилотной партии ТВС с оболочками твэлов из M5 на блоке №2 АЭС "Nogent".

Регуляторы продолжают внимательно отслеживать все события, связанные со сплавом M5. Их внимание, в частности, привлекли сообщения о том, что в 2010 году на французских АЭС были вновь обнаружены дефектные твэлы с оболочками из этого сплава.

Последние по времени дефекты (французы дали им условное название PPP) выглядели как небольшие по размерам неплотности оболочки. В группе AREVA считают, что они возникли при фабрикации на заводе FBFC "Romans". Атомщики уверяют, что сумели модифицировать производственный процесс и брака более не допустят.

Позиция AREVA по дефектам PPP такова - поверхности твэлов повреждались при сборке кассет. Изделия из сплава M5 более чувствительны к поверхностным воздействиям, чем их предшественники, в частности, изделия из сплава циркалой-4.

Более "мягкие" поверхности оболочек из M5 обладают некоторыми преимуществами с точки зрения безопасности и эффективности эксплуатации. Но они же требуют более деликатного обращения с твэлами при сборке кассет.

Дефекты в 2010 году образовывались только на твэлах высотой 14 футов, то есть, на длинных твэлах, применяемых в кассетах французского проекта AFA. У твэлов, которые используются в унаследованных от "Siemens" кассетах HTP, дефектов не было обнаружено.

Изменения, внесённые в технологический процесс сборки ТВС на заводе FBFC "Romans", в группе AREVA описывают следующим образом. Отныне твэлы ставятся на свои места медленнее, а при постановке твэла сборку спрыскивают водой, которая выступает как своего рода смазка.

AREVA утверждает также, что сумела справиться и с другой проблемой при фабрикации, которая на твэлах с M5 проявлялась отчётливее всего, а именно, с дефектами при сварке. За последние несколько лет, не было зарегистрировано ни одного подобного случая.

Экспортный вариант

Между тем, агентство по ядерной безопасности (ASN) Франции утверждает, что не смогло прийти к окончательному заключению - достаточны ли принятые изготовителями меры?

Регуляторы позволили компании EDF оставить кассеты с дефектными оболочками твэлов из M5 в активных зонах на одну кампанию для последующего осмотра. Поставленное условие - активность в контуре не должна превышать заданных пределах. Если превышение случится, то сборки с дефектными твэлами должны быть выгружены.

EDF как эксплуатирующая организация готовит для ASN отчёты о результатах эксплуатации ТВС со сплавом M5. Один из таких отчётов был подан в январе этого года. Следующий отчёт ожидается в начале 2012 года.

Французские регуляторы, получив независимость, проповедуют консервативный подход и очень внимательно оценивают любые новые продукты, особенно те из них, что предлагаются к внедрению на всех энергоблоках республики. Не исключено, что совещание 23 июня по сплаву M5 окончится безрезультатно, и регуляторы попросят EDF представить дополнительные данные по опыту эксплуатации.

А вот за рубежом к сплаву M5 относятся либеральнее. Крупнейшим потребителем таких топливных кассет являются Соединённые Штаты. Собственно Франция занимает в списке лишь второе место. На третьем идёт Германия, на четвёртом - Китай. В списке покупателей можно видеть также Бельгию, Бразилию, Великобританию, Нидерланды, Швейцарию, Швецию и ЮАР.

Впервые твэлы с оболочками из M5 были загружены в активную зону в 1987 году. Первые коммерческие поставки такого топлива начались спустя 10 лет - в 1997 году. Клиентов привлекает повышенная пластичность сплава, то есть, его способность дольше работать без охрупчивания. Это чрезвычайно важно для аварийных ситуаций.

На кассетах с твэлами из M5 реально достигать высоких выгораний. По данным группы AREVA, на одном из американских блоков компании "Exelon" для сборки с такими твэлами было достигнуто выгорание 62 ГВт×сут/т, а на одном из германских блоков - 70 ГВт×сут/т.

Но у себя на родине использовать преимущество высокого выгорания сплав M5 не может. Дело в том, что компания EDF не стремится сейчас повышать выгорание топлива и ставит перед собой иные приоритеты. Может быть, это одна из причин, почему EDF не слишком активно поддерживает материаловедов AREVA в их споре с регуляторами по поводу M5.

Ключевые слова: ЯТЦ, Фабрикация, Европа, Франция, AREVA


Другие новости:

Эд Марки: NRC не спешит извлекать уроки из аварии на Фукусиме

NRC не уделяет должного внимания на отказы ДГ и водородную безопасность бассейнов выдержки

Мощность четвёртого энергоблока Балаковской АЭС снижена автоматикой на 70%

Данное событие по шкале INES не имеет отношения к безопасности и оценивается "вне шкалы".

План выплаты компенсаций после аварии на АЭС принят правительством Японии

Решение не переносить всю тяжесть по выплатам компенсаций на ТЕРСО вызвано стремлением избежать банкротства компании.

Герой дня

Сергей Рыжов

Сергей Рыжов: истина всегда лежит посередине

И наша концепция, которая является чем-то средним относительно этих двух концепций. У нас есть сочетание пассивных и активных систем. Думаю, что истина всегда лежит посередине.



ИНТЕРВЬЮ

Вячеслав Першуков

Вячеслав Першуков
Нам нельзя построить памятник, который будет использоваться время от времени. Важно уже сейчас понимать, какие исследования там будут вестись в ближайшие пять-шесть лет.


МНЕНИЕ

Василий Семашко

Василий Семашко
В помещениях первого этажа одного из них разместились офисы дирекции строительства станции. Рядом резвятся весенние коты.


Поиск по сайту:


Rambler's Top100