AtomInfo.Ru


Болгария - проблема ВАО

Перевод AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 14.11.2010

Мы предлагаем вниманию читателей краткий перевод статьи Георгия Жечева и Илина Станева, опубликованной в болгарском издании "Капитал" и посвящённой проблемам обращения с ОЯТ и РАО в Болгарии.

Пессимисты, оптимисты и реалисты

Независимо от того, насколько хорошо работают АЭС, придёт пора задуматься о том, что делать с их отходами. Такой момент приближается и для Болгарии, хотя всё ещё неясно, когда именно он настанет - через несколько лет или несколько десятилетий?

Ситуация в стране не выглядит столь драматично, как в конце 90-ых годов, когда площадка АЭС "Козлодуй" была в буквальном смысле слова забита отработавшим ядерным топливом. Но София обязана определиться с долгосрочной политикой по обращению с ВАО - самыми малыми по объёму, но и самыми опасными радиоактивными отходами.

На то есть две причины. Во-первых, в соответствии с соглашением от 1997 года Болгария должна забирать обратно отходы от переработки ОЯТ в России. Неизвестно, когда это начнёт происходить, так как договоренности с Москвой по данному вопросу никогда не раскрывались для широкой общественности.

По мнению некоторых экспертов, первые партии контейнеров с остеклованными отходами могут прийти в Болгарию через 3-4 года. Другие полагают, что это случится только лет через десять. Оптимисты верят в то, что Болгарии никогда не придётся принимать их на своей территории.

Вторая причина связана с темпами отправки ОЯТ в Россию на переработку. Посмотрев на конкретные цифры, легко убедиться, что в Болгарии ещё долгое время будут оставаться сотни тонн ОЯТ по тяжёлым металлам. Не способствует улучшению положения и то обстоятельство, что в последние два года из-за отсутствия средств АЭС "Козлодуй" не возвращает выгоревшее топливо россиянам.

В последние дни добавился дополнительный фактор давления. Еврокомиссия предложила директиву, требующую от государств ЕС иметь чёткие долгосрочные планы обращения с ядерными отходами. Документ подчеркивает, что решения должны приниматься на национальном уровне, но при этом рекомендует ориентироваться на хранение в глубоких геологических формациях как "единственную из доступных безопасных и устойчивых технологий".

За день до появления проекта от Брюсселя, болгарское министерство экономики и энергетики и туризма опубликовало для общественного обсуждения собственную "Стратегию по обращению с ОЯТ и РАО до 2030 года". Документ, в частности, представляет видение проблемы ВАО.

Два сценария

Предпочтительное решение, говорит стратегия, заключается в сохранении сложившейся практики отправки ОЯТ в Россию. Этой политики придерживается большинство стран в Европе, отдающих своё ОЯТ на переработку во Франции и Великобритании.

В России топливные кассеты перерабатываются, выделяется часть материалов, пригодных для дальнейшего использования, а остальное остекловывается. Отходы переработки, то есть, остеклованные ВАО, придётся возвращать в Болгарию, причём первые такие операции начнутся в 2020 году, считает Георгий Гиошев, главный эксперт государственного предприятия "Радиоактивные отходы" (ДПРАО).

На самом деле, точная дата начала возврата ВАО не установлена, так как две страны до сих пор не приняли методологию для расчёта возвращаемого количества остеклованных отходов (обычно это 30% - 40% от первоначального объёма).

Ряд экспертов ссылаются на принятый в России в 2004 году закон, который позволяет РФ осуществлять длительное хранение отходов, образующихся после переработки российского топлива. Они полагают, что реально внести коррективы в договор с российским "Федеральным центром ядерной и радиационной безопасности" и учесть в нём текущие изменения в российском законодательстве.

Некоторое время назад на АЭС "Козлодуй" обсуждалась возможность получения от России свежего топлива в аренду. В этом случае, оно оставалось бы собственностью России, и это юридически позволяло бы обойти запреты на экспорт ядерных отходов в РФ.

На сегодняшний день, реальная переработка ОЯТ может вестись в России только для закрытых малых (с реакторами ВВЭР-440) блоков АЭС "Козлодуй", так как в России до сих пор не построен завод для переработки ОЯТ ВВЭР-1000. Так как россияне фактически не занимаются переработкой ОЯТ козлодуйских блоков №№5-6, то и общее количество возвращаемых, начиная с 2020 года, ВАО будет невелико. Авторы стратегии насчитали всего лишь 120 тонн остеклованных отходов, которые в обозримом будущем могут вернуться в Болгарию.

Этот вариант получает у атомщиков балканской республики практически единодушную поддержку. Только экологи выступают против. "Это преступление", - говорит активист "Гринпис" Ян Хаверкамп. По его словам, если бы болгары знали об экологической катастрофе в окрестностях российского "Маяка", то они бы думали по-другому.

Зелёные также утверждают, что указанный в европейской директиве запрет на экспорт ядерных отходов в третьи страны остановит вывоз ОЯТ АЭС "Козлодуй" в Россию.

Николай Влахов, генеральный секретарь агентства по ядерному регулированию, с такой точкой зрения не согласен: "Такие идеи гуляют по Европе, но они не являются частью законодательства. Болгария экспортирует отработавшее топливо, не отходы, и на наших взаимоотношениях с Россией директива никак не скажется".

Второй, альтернативный сценарий по ОЯТ - хранение отработавшего топлива в сухом хранилище в течение 50 лет. Сухое хранилище на козлодуйской площадке предназначено для размещения тех партий топлива, которые по разным причинам не попадают в Россию. В теории вместительность хранилища такова, что на этом объекте можно расположить все выгоревшие сборки.

Оба сценария, указанных в стратегии, не являются окончательными. И сохраняется вопрос, что делать на долгосрочную перспективу. К 2013 году Болгария должна принять национальную программу для геологического захоронения ВАО и САО - тех отходов, которые должны быть захоронены глубоко под землёй.

Копать или не копать

Два года назад компания ДПРАО приступила к поискам места для глубинного захоронения, но проект был остановлен. Идея заключалась в следующем - команда геологов, инженеров и экологов изучит 20-30 площадок и выберет из них несколько наиболее подходящих с учётом их сейсмических и геологических особенностей (так, гранит и глины являются наиболее желательным).

К площадкам уже на этапе предварительного отбора предъявлялись определённые требования - например, они не могли располагаться в населённых районах или районах водосбора. Проверки устойчивости "упаковок" отходов и воздействия на них грунтовых вод велись на глубинах до 400-500 метров. Создавались математические модели, позволяющие предсказать динамику геологических слоёв на площадках на протяжении столетий.

Серьёзной для Болгарии проблемой является стоимость глубокого геологического захоронения. По предварительным оценкам, на такое хранилище потребуется более 1 миллиарда евро. Непонятно, откуда брать эти деньги, так как проблема ВАО не затрагивается ни в фонде "Вывод из эксплуатации ядерных объектов", ни в фонде "Радиоактивные отходы".

В последнем из них накоплено 145 миллионов левов, но они предназначаются на содержание компании ДПРАО и на строительство национального хранилища для низко- и среднеактивных отходов. Строительство должно начаться в 2015 году на площадке "Радиана" (муниципалитет Козлодуй), но сроки могут оказаться сорванными, так как проект экологической экспертизы не завершён.

В то же время, к технологии глубинного захоронения есть вопросы, и нет повода считать её полностью безопасной. Трудно предсказать, что произойдёт с контейнерами с течением времени.

По мнению экологиста Хаверкампа, лучшим примером являются проблемы с хранилищем НАО и САО в Германии, переделанным из соляной шахты. В этом году правительство Германии приняло решение о вывозе из хранилища 200 тысяч баррелей отходов после резкого увеличения влажности и образования провалов в сводах подземной галереи. Сама идея перемещения большого количества корродированных и радиотоксичных отходов выглядит кошмарной.

Строительство американского хранилища ОЯТ в горе Юкка долгие годы не могло начаться из-за отсутствия лицензии. В данный момент этот проект фактически закрыт, и немалую роль в этом сыграли опасения о сейсмическом характере выбранной местности.

Есть сложности и с наиболее передовым в Европе хранилищем в Финляндии, где последние исследования продемонстрировали недостаточную стабильность гранитного слоя. Шведские медные контейнеры, которые должны хранить ВАО и выдерживать не менее 3000 лет без окисления, могут "лопнуть" спустя всего лишь 300 лет.

Николай Влахов называет большинство страхов "мнимыми" и связывает их с радиофобией, укоренившейся в обществе после Чернобыля. "Мы не должны исключать возможность для создания регионального хранилища на болгарской территории, но это политический вопрос", - полагает эксперт.

АЭС "Козлодуй" принимает участие в международном проекте, целью которого является создание общего хранилища отходов для нескольких государств. В проекте болгарской стратегии такой вариант также предусмотрен, хотя ещё за несколько дней до её публикации эксперты министерства экономики напрочь исключали саму возможность ввоза в Болгарию иностранных ядерных отходов. Первые слухи о таком сценарии появились в феврале в британской прессе.

Миллиарды евро

Против подземного захоронения ВАО в Болгарии есть принципиально важный аргумент - стоимость. Цена подземного хранилища для болгар выглядит непосильной. Хранилище в Финляндии обошлось в 4 миллиарда евро, а стоимость жизненного цикла американской "Горы Юкка" декларировалась как 90 миллиардов долларов. Строительство подземного хранилища в Болгарии похоронит атомную энергетику.

Зелёные считают, что ВАО следует хранить в контейнерах на открытых площадках. Во-первых, это облегчит возможность непрерывного контроля, во-вторых, позволит отложить проблему до создания эффективных технологий переработки ВАО. Любопытно, что с этим солидарна и часть атомщиков. Так, экс-директор АЭС "Козлодуй" Йордан Костадинов называет временное хранение ОЯТ наилучшим вариантом, ссылаясь на то, что в будущем ОЯТ может стать ценным ресурсом.

Но и у временного хранения есть слабые стороны. К контейнерам часто предъявляются претензии, что они не предназначены для противостояния высоким температурам. Есть вероятность их разгерметизации и трудно создать барьеры, сдерживающие выход радиоактивности наружу при разгерметизации. Наконец, неизвестно, в каком состоянии окажутся выгоревшие сборки после 50-летнего хранения и насколько сложно будет производить с ними любые требуемые манипуляции.

До сих пор, наибольшей популярностью пользуются предложения, так или иначе предусматривающие концентрацию ВАО и, возможно, ОЯТ в окрестностях АЭС "Козлодуй". Но если сделать этого не удастся, то Болгарии будет угрожать кризис на порядки серьёзнее нынешнего мусорного кризиса в Софии (переполнения хранилищей бытовых отходов и отсутствия заводов по их утилизации).

Ключевые слова: ОЯТ, РАО, Восточная Европа, Болгария


Другие новости:

В Москве начала работу конференция АСММ-Регионам-2010

По направлению создания малых атомных станций мы находимся впереди. Именно наш опыт сегодня изучается за рубежом.

Ростехнадзор выдал заключение по Ростову-2

Этот документ - очередное подтверждение надёжности и безопасности построенного энергоблока.

Срок окупаемости АЭС Белене может составить менее 20 лет

Это меньше 20 лет. Хотя обычно мы считаем проект прибыльным, когда АЭС окупается за 25 лет.

Герой дня

Михаил Хорошев

Михаил Хорошев: силы у ИНПРО есть, нужна воля стран

Но есть и другая сторона медали. Некоторые проекты, которые были запущены в начале второй фазы ИНПРО, не были подхвачены странами.



ИНТЕРВЬЮ

Анатолий Зродников

Анатолий Зродников
Предположения были самые разные. В том числе, и такие, что наши корабли подсвечивают, что кто-то тумблер включил с той стороны.


МНЕНИЕ

Соб.корр. AtomInfo.Ru в Болгарии

Соб.корр. AtomInfo.Ru в Болгарии
С судьбой Белене пора, наконец, определяться. Это понимают в Москве и это, кажется, начинают понимать в Софии.


Поиск по сайту:


Rambler's Top100