Спустя пять лет и 22 миллиона человеко-часов, пятый финский атомный энергоблок наконец-то обрёл свои очертания. Посетители могут увидеть во всей красе реакторное здание EPR-1600. Но внутри него по-прежнему простаивает 458-тонный кран, а привезенный на площадку в январе корпус до сих пор лежит неподалёку, пишет "Financial Times".
В который уже раз темпы работ на "Олкилуото-3" пали жертвой споров между группой AREVA и финским заказчиком компанией TVO. Теперь они спорят по поводу дальнейшего графика работ. Если стороны не придут к согласию, то проект, отстающий на 3 года и вышедший на более чем 2 млрд евро за рамки исходного бюджета в 3 млрд евро, может попасть в ещё более сложное положение.
Очередной компромисс должен быть достигнут до конца апреля, иначе новые сдвиги сроков станут неминуемыми. А для Анн Ловержон, президента AREVA, новый провал в Финляндии может стать соломинкой, переломившей спину верблюду.
Слухи об отставке мадам Ловержон регулярно циркулируют во французской прессе. До сих пор ей всегда удавалось выходить сухой из воды, и она надеется на то, что сумеет спастись и теперь.
Но сегодня перспективы увольнения Ловержон из атомной отрасли Франции "несколько более высокие", комментирует высокопоставленный источник в правительстве страны. Терпение власть предержащих истощилось, и над "Мадам Нет", как прозвали Ловержон за её независимый стиль управления, сгустились тучи.
Поводом для кадровых перемен может стать чрезвычайно унизительное поражение, которое французы потерпели на тендере в ОАЭ. Арабы отвергли французский EPR-1600, предпочтя ему более дешёвые установки из Южной Кореи. Проигрыш побудил президента Франции Николя Саркози инициировать независимый анализ состояния в атомной отрасли, раздираемой конфликтами между AREVA и EdF. Многие предсказывают, что по итогам анализа Ловержон уйдёт в отставку в апреле этого года.
Против Ловержон работают и другие факторы - провал в Финляндии, не слишком удачное финансовое положение группы и отчаянная кампания AREVA за увеличение уставного капитала группы.
Ловержон до последнего сопротивлялась требованию правительства расстаться с диспетчерским подразделением "AREVA T&D", чем нажила себе в Париже немало врагов. Контроль над "T&D" был жизненно важен для AREVA, так как прибыли диспетчеров позволяли покрывать убытки атомщиков.
"Она (Ловержон) думала только о том, как бы прирастить капиталы группы. Но при этом она группой не управляла", - резюмирует осведомлённый источник.
Конечно, у мадам Ловержон остаются приверженцы. Они говорят, что поражение в Абу-Даби было коллективным, и часть вины за него несёт EdF, которая долго колебалась, прежде чем присоединиться к французскому консорциуму. А ведь участия в тендере организации, имеющей эксплуатационный опыт, было одним из требований хозяев.
Мало кто берётся оправдывать группу AREVA за невиданный позор "Олкилуото-3". Французы выхватили в Финляндии из рук конкурентов контракт на сооружение блока под ключ, при этом не имея необходимых для такой работы опыта и знаний. Но сторонники Ловержон и в этом находят позитив. "Она (Ловержон) - несравненный продавец французских ядерных технологий", - считает французский менеджер, хорошо знакомый с группой AREVA.
Аналитики отдают должное стратегическому гению Ловержон. Ей удалось слить в единую корпорацию предприятия, занимающиеся чувствительными технологиями, а затем, через многочисленные покупки, вывести группу на передовые позиции по добыче урана и выйти в новые сектора - например, в сектор возобновляемых источников. Причём всё это нередко происходило в упорной борьбе с государством как главным акционером атомной группы.
"В стратегии она прекрасна. Она создала реальную интегрированную модель, которую теперь копируют русские и американцы", - признаёт аналитик, известный своими критическими выступлениями по поводу состояния финансов в группе AREVA.
Все эти карты могут быть биты одним словом "Олкилуото". Критики не могут простить Ловержон даже не то, что она потерпела неудачу в Финляндии, а то, что она пыталась это скрыть и долгое время не признавала тяжести проблем.
Впрочем, решение всё равно остаётся за первым лицом, не обязанным объяснять свои поступки. "Президент Франции будет решать, и перед кем же он должен отчитываться? Никто не станет спрашивать, почему её (Ловержон) уволят, потому что если вы спросите, то никто вам не ответит", - говорит один из французских менеджеров.
ИСТОЧНИК: AtomInfo.Ru
ДАТА: 30.03.2010
Темы: Европа, Франция, AREVA, Кадры