Чешская компания "Шкода-ЯМ", один из участников международного консорциума, созданного Чехией и Россией для участия в тендере на расширение АЭС "Темелин", обозначила в чешских СМИ свою позицию.
Электронное издание AtomInfo.Ru публикует без комментариев выделенные фрагменты из статьи под названием Горячая линия Пльзень - Москва, появившейся в чешском журнале "Econom".
Чешская компания "Шкода-ЯМ" могла бы самостоятельно справиться с задачей по строительству блоков №№3-4 АЭС "Темелин", и привлечение к тендеру россиян оказалось необходимым только из-за требований устроителей торгов.
Такой парадоксальный вывод можно сделать из статьи, опубликованной в чешском журнале Econom под названием "Горячая линия Пльзень - Москва".
"У меня решительно нет никаких опасений по поводу того, сможем ли мы самостоятельно сделать реактор. Мы уже продаём внутрикорпусные устройства реакторов, к примеру, в Финляндию и Китай", - сказал журналу член правления и коммерческий директор фирмы Милан Когоут.
Если верить журналу, то компания из Пльзени утверждает - вместо устаревших реакторов типа ВВЭР, известных в Чешской Республике как veverky, она предлагает чешскому правительству "современные устройства MIR мощностью 1200 МВт".
Перед лицом своих конкурентов ("Westinghouse" и AREVA) предложение "Шкоды-ЯМ" выглядит бледнее. Плзеньская "Шкода" - это не полностью чешское предприятие, как она сама себя презентует. Её собственником является российский машиностроительный комплекс ОМЗ, владельцем которого является "Газпромбанк". В свою очередь, мажоритарным акционером банка является российское государство.
"Аналогичным образом Кремль дёргает за ниточки ещё два субъекта, которые вместе со "Шкодой-ЯМ" хотят участвовать в тендере на АЭС "Темелин" - "Атомстройэкспорт" и компанию ОКБ "Гидропресс", - отмечает журнал.
Почему плзеньцы не участвуют в готовящемся тендере самостоятельно? Условия тендера ясно говорят: участник должен полностью владеть всем know-how АЭС либо как минимум ядерного реактора и того, что с ним непосредственно связано. А именно этим владеет ОКБ "Гидропресс". "Атомстройэкспорт" отвечает за организацию строительства.
Без русских за спиной "Шкода-ЯМ" не могла бы участвовать в тендере на достройку АЭС "Темелин". Но это не означает, что у неё нет опыта такого строительства.
Чешские руки и российский капитал являются, по словам Милана Когоута, отличной комбинацией в энергетике. "Мы не говорим только о Темелине, Дукованах или Словакии. Тендер готовят и венгры, у нас есть шансы и в соседней Германии. Это наш естественный ареал с точки зрения географии", - приоткрывает Милан Когоут планы компании "Шкода-ЯМ".
А в это время Чешские источники, близкие к тендеру, подтверждают AtomInfo.Ru и нашему информационному партнёру в ЧР газете "Пражский телеграф", что организаторы тендера - чешская компания ЧЭЗ - продолжают консультации по так называемому словацкому варианту, при котором ЧЭЗ откажется от проведения тендера и самостоятельно приступит к постройке новых блоков. |
ИСТОЧНИК: AtomInfo.Ru
ДАТА: 18.03.2010
Темы: АЭС, Восточная Европа, Чехия, АЭС Темелин, Шкода-ЯМ