Кнопка для Подгорного - 50 лет первому реактору на Украине

Ровно полвека назад, 12 февраля 1960 года, в Институте ядерной физики Академии наук УССР (ныне НАН Украины) был произведен физический пуск первого в Украине атомного реактора.

Через 17 лет в промышленную эксплуатацию был введен первый атомный энергоблок. Через четверть века в Украине в эксплуатации было уже 10 энергоблоков, 8 из которых - мощностью 1000 мВт. Затем был Чернобыль. Но все это - потом…

О первом украинском реакторе наш корреспондент беседует с Дмитрием Пилипцом, который был вторым оператором реактора при его пуске, а также с Игорем Дряпаченко, старшим научным сотрудником Института ядерных исследований НАН Украины.

Лаборатория №3

- Дмитрий Тихонович, известно, что к тому времени в России уже существовала научная школа Курчатова, работавшая над атомными и термоядерными бомбами. А занимались ли чем-либо подобным в Украине?

- В 50-х годах прошлого века в связи с велениями времени потребовалась срочная подготовка большого количества физиков-инженеров и теоретиков для работы на атомных установках. Ее начали в 1952 - 1954 гг., на закрытом спецотделении при физико-математическом факультете Харьковского государственного университета (ныне физико-технический факультет ХНУ им. В. Н. Каразина). Для обучения там отбирались студенты многих вузов СССР, которые успешно окончили 3–4 курсы. Но еще было очень важно, чтобы анкетные данные удовлетворяли определенным требованиям. Я попал в это число.

А с 1956 года нас, киевских физиков, стали командировать в ИАЭ - Институт атомной энергии (в то время "лаборатория №1" АН СССР, ныне - Институт атомной энергии им. И. В. Курчатова РАН).

Нужно сказать, что название "лаборатория №2" носил в то время Харьковский физико-технический институт, который специализировался на ускорителях элементарных частиц. А строящийся в Институте физики реактор назывался "лабратория №3".

- И какого типа был этот первый украинский реактор?

- В Киеве сначала планировали соорудить реактор типа ВВР-С (водо-водяной серийный) мощностью до 2 мегаВатт. К этому времени уже несколько таких было построено в республиках СССР и в странах социалистического содружества. Уже работала первая в СССР (и в мире) Обнинская атомная электростанция (1954 г). Но ее мощность составляла всего 5 МВт. Для сравнения за пределами СССР первая АЭС промышленного назначения в Колдер-Холле (Великобритания) имела мощность 46 МВт (1956 г.). Через год вступила в строй АЭС мощностью 60 МВт в Шиппингпорте (США).

Одновременно со строительством реактора в нашем институте начались аналогичные работы в Ленинградском физико-техническом институте АН СССР. Но в это время ленинградские физики совместно с коллегами из ИАЭ разработали новый тип реактора ВВР-М, то есть модернизированный. Его мощность составляла не 2, а 10 МВт, что достигалось за счет иной конструкции урановых топливных стержней и других технических новшеств. Такой реактор решено было построить и в Киеве.

- Много ли времени прошло от идеи строительства реактора до ее воплощения?

- В 1957 году на живописной окраине Киева (ныне проспект Науки) началось масштабное строительство. Для сооружения атомного реактора требовалось огромное количество особого бетона - в 2 - 2,5 раза тяжелее обычного. Это достигалось добавлением мелкого металлического лома в виде обрезков арматуры, стружки, а также карбида бора. Такая комбинированная смесь поглощает компоненты ядерного излучения (нейтроны, гамма-излучение) и тем самым обеспечивает биологическую защиту.

6 июля 1959 г. был издан приказ приступить к технической приемке. Началась кропотливая работа по составлению актов о завершении работ, в которых указывались выявленные недостатки, перечень которых иногда был очень значителен. Но, как правило, в каждом акте до 2 января 1960 г., когда начала работу Государственная приемочная комиссия, имелась пометка руководителя подчиненной организации "Недостатки, указанные в акте, ликвидированы".

Хотя многие из этих "недостатков" ликвидировались потом эксплуатационным персоналом в течение нескольких лет.

Возможно, реактор был бы запущен и ранее, но 7 февраля внезапно скончался И. В. Курчатов, и директор нашего института Митрофан Васильевич Пасечник срочно выехал на похороны.

После того, как 10 февраля реактор запустили для проверки, М. В. Пасечник уже был уверен в качестве и надежности всех механизмов, агрегатов, аппаратуры. Как и в людях, которые их готовили и обслуживали. Поэтому 12 февраля нажать кнопку завершающей операции пуска реактора (поднятия на последнюю ступень регулирующего стержня) доверил человеку, который не имел совсем никакой подготовки - первому секретарю ЦК КПУ Николаю Викторовичу Подгорному.

Без недоделок у нас нельзя…

- Неужели же, Дмитрий Тихонович, все сразу стало работать правильно?

- Это был только физический пуск реактора. Потребовалось еще четыре месяца кропотливого и упорного труда, чтобы довести его до рабочего состояния. В этот период проявилась одна из многочисленных "недоделок" строителей. После нескольких суток беспрерывной работы второго контура оказалось, что резервуар градирни не герметичен: наблюдается значительная утечка воды и она все время увеличивается. Но, учитывая безупречную готовность оборудования и аппаратуры других систем, М. В. Пасечник, как научный руководитель, отдал распоряжение (под гарантии строителей) на работу системы охлаждения по временной схеме.

5 августа 1960 г. мощность реактора повышается до 5 МВт, но всего на несколько часов. Все системы работают безупречно, однако мощность "гасится", так как необходимо ликвидировать очередной дефект.

Еще два года реактор работал на сниженной мощности 2 МВт. За это время обнаружились и другие недоработки. Например, урановые стержни — твэлы — во множестве оказывались негерметичны: из них выходили радиоактивные газы. Лишь в 1963 году на реактор поступила новая партия качественных стержней, которые к тому же имели большее обогащение по урану-235. И лишь 18 апреля 1963 года реактор был выведен на проектную мощность 10 МВт.

- А были ли радиоактивные выбросы в окружающую среду?

- Все это время на окружающей территории тщательно проводился дозиметрический контроль. За 1963 г. было сделано больше 2600 замеров радиоактивного фона при разных внешних условиях и уровнях мощности. Оказалось, что повышение уровня радиоактивности зависит не от работы реактора, а от метеоусловий. А иногда, при выпадении дождя или снега, даже превышались предельно допустимые концентрации.

Но это наблюдалось даже в те дни, когда реактор не выводился на мощность. Причем повышение радиации проявлялось на любом расстоянии от реактора и по всем направлениям. Спустя некоторое время (месяц - полтора) после выявления повышения радиоактивности фона становилось известно, что недавно перед этим где-то далеко проводились испытания ядерного оружия. Таким образом был сделан вывод, что реактор при мощности до 12 МВт влияния на окружающую среду не оказывает.

Без ядерной энергетики Украина не может

- Игорь Павлович, сколько лет прослужил реактор в вашем институте, не увеличилась ли его мощность?

- Киевский реактор - это исследовательский реактор, небольшой на сегодня мощности (современные энергетические ядерные реакторы в Украине имеют мощность 440 и 1000 МВт). Сейчас он служит в несколько ином, чем раньше, ритме и по новым направлениям.

Сегодня здесь ведутся фундаментальные и прикладные исследования по нейтронной физике - например, по взаимодействию нейтронов с веществом. И это далеко не все. На киевском реакторе есть уникальный комплекс горячих камер - это герметичные боксы, где дистанционно, наблюдая сквозь специальное стекло, оператор с помощью манипуляторов обрабатывает образцы, которые облучаются в специальных исследовательских каналах реактора.

- Не пытались ли остановить этот реактор, особенно после Чернобыльской катастрофы?

- Вопрос закрытия киевского реактора стоит все годы независимости (первым "зеленым" Украины это было как находка). Решение об этом готовится, будет принято. И будет выполнено только... несколькими поколениями исполнителей.

Нужно понимать (вообще-то, это мое, так сказать, "хобби" последних лет - "пожизненное" сопровождение ядерно-опасных объектов), что из-за очень больших (тысячи лет) периодов полураспада наработанной в реакторе радиоактивности, высокотехнологические контроль и работы придётся проводить и сейчас, и потом, и еще несколько раз "потом". Поэтому и такая установка, и соответствующие научные, исследовательские и учебные заведения позарез необходимы. Даже если Украина и откажется от ядерной энергетики - все равно этими объектами придется еще долго заниматься.

- Реакторы типа ВВЭР, насколько мне известно, безопаснее, чем чернобыльские РБМК?

- Вне сомнения. Большая безопасность - в наличии оболочки, толстого металлического котла, в котором размещена активная зона (с ядерным топливом)...

Кстати, реакторы типа ВВЭР (водно-водяной энергетичский реактор) сегодня наиболее распространены в мире, главным образом - благодаря своей надежности. Реакторы же РБМК (реактор большой мощности канальный) эксплуатируются только в России.

Что же касается Украины, имея огромную зависимость от поставщиков энергоносителей и производя 50% электроэнергии на атомных электростанциях, наша страна вряд ли в обозримом будущем сможет отказаться от их использования. И поэтому отечественные исследования, позволяющие их усовершенствовать, сделать безопаснее имеют огромное стратегическое значение для нашей страны.

ИСТОЧНИК: Медиа-компания Время, Пётр Матвиенко

ДАТА: 12.02.2010

Темы: Исследовательские реакторы, Восточная Европа, Украина


Rambler's Top100