Канадские компании обеспокоены неопределённостью вокруг AECL и CANDU

Канадские машиностроители обеспокоены сохраняющейся неопределённостью с планами по строительству новых атомных блоков в провинции Онтарио и с судьбой королевской корпорации AECL, пишет Hamilton Spectator.

Компания "All Tool Manufacturing" из Стони-Крика удерживалась на плаву, благодаря инвестициям на сумму полмиллиона долларов и надеждой на будущие атомные заказы. Как и многие другие члены объединения "Organization of Candu Industries", она переориентировалась на атомную отрасль после начала кризисных явлений в автомобильной промышленности.

Компанию "All Tool" основал в 1986 году Горд Джилз. С тех пор, он бессменно руководит компанией, а помогает ему в этом его сын Дэвид. Они выпускали инструменты и запчасти для автомобилей и самолётов, а лет десять назад впервые задумались над атомными заказами.

"Автопромышленность в то время начала исчезать в Канаде, и у нас не оставалось выбора", - вспоминает Джилз.

Два года назад "All Tool" потратила 500 тысяч долларов на модернизацию и покупку нового оборудования. Теперь компания может исполнять контракты для атомных станций. Сначала это казалось правильным решением, ведь провинция Онтарио во всеуслышание заявила о необходимости строительства новых атомных энергоблоков.

В июне прошлого года прозвучали первые сигналы тревоги. Являвшийся на тот момент министром энергетики и инфраструктуры провинции Джордж Смизерман заявил - хотя королевская корпорация AECL представила наилучшее предложение на реакторный тендер, запрошенная атомщиками цена слишком - на миллиарды долларов! - высока.

К вопросам цены добавились и организационные моменты. С одной стороны, федеральное правительство Канады вознамерилось реструктуризировать AECL, выделить из неё реакторный дивизион и продать его сторонним инвесторам. С другой стороны, власти Онтарио обратились к центру с просьбой субсидировать строительство в провинции блока с новой тяжёловодной технологией ACR. Просьба оказалась в явном противоречии с устремлениями федералов, и в ней было отказано.

Профсоюз работников энергетики призвал Онтарио не гнаться за новизной, а вместо этого предпочесть старый проверенный тяжёловодный проект CANDU-6. Но у этого реактора также нашлись критики. Оппоненты считают, что все без исключения тяжёловодники, предлагаемые AECL, имеют технические проблемы и слишком дороги для налогоплательщиков.

Так или иначе, но переговоры по новым реакторам для Онтарио были заморожены. Возникшая пауза угрожает процветанию и существованию целой группе компаний провинции, объединяющих почти 30 тысяч высоковалифицированных специалистов и так или иначе входящих в пул поставщиков оборудования для тяжёловодных реакторов. Среди них можно увидеть и компанию "All Tool".

Для "All Tool" неопределённость в атомных планах означает реальные, а не гипотетические потери. В прошлом году компании пришлось уволить 10 из 36 своих сотрудников. "Наши продажи резко снизились. AECL не даёт новых контрактов. Мы счастливы, что у нас остались старые клиенты, с которыми мы сейчас и работаем", - комментирует Джилз.

Нил Александер (Neil Alexander), президент "Organization of Candu Industries", надеется, что приватизация реакторного дивизиона AECL изменит положение к лучшему: "Атомная отрасль весьма ресурсоёмкая. Она предоставляет огромные возможности, но у AECL должна быть хорошая капитализация для игры на рынке. Сейчас у корпорации не так много денег".

Для Гордона Хадаллера, возглавляющего "Stern Laboratories", атомные заказы составляют не более одной пятой от общего объёма его бизнеса. Тем не менее, он желает атомщикам возрождения и также увязывает его с приватизацией. Он рассуждает здраво и видит в продаже реакторного дивизиона AECL потенциальные риски: "Конечно, может случиться так, что покупатель заинтересуется только клиентской базой корпорации и выбросит на свалку её атомные технологии".

Канадский атом по традиции курирует министерство природных ресурсов. В ответ на вопрос о судьбе интеллектуальной собственности AECL после продажи, министерские чиновники говорят так: "Правительство будет рассматривать все предложения (по покупке реакторного дивизиона AECL), исходя из их соответствия поставленным целям. Одна из таких целей - позиционировать канадскую атомную отрасль и её человеческий потенциал для использования внутренних и внешних возможностей. Ценность реакторного дивизиона заключается в его людях и интеллектуальной собственности, и целью является развивать и поддерживать их".

За высказываниями министерства внимательно следят учёные и студенты университета Мак-Мастер. До сих пор, канадское правительство неплохо финансировало ядерную науку. За два прошлых года на эти цели в стране было выделено 34 млн долларов, и 4 млн из данной суммы пришлось на "Nuclear Ontario" - исследовательскую сеть с центром в Мак-Мастере, работающую в интересах CANDU.

Дэвид Новог, профессор по атомной энергетике в Мак-Мастере, считает, что неопределённость вокруг атомной отрасли Канады плохо сказывается на исследователях, студентах и на промышленности: "Ставя под вопрос долгосрочные перспективы отрасли, вы не можете не получить кратко- и среднесрочной неопределённости на рынке труда".

Профессор полагает, что оба принципиальных по важности для атомщиков заявления - о намерениях федерального правительства продать реакторный дивизион и о приостановке тендера в Онтарио - были сделаны в самый неподходящий момент: "Через 5-10 лет в атомной энергии возникнет дополнительная нужда. Но и реактор строится 5-10 лет. Следовательно, строить новые реакторы нужно начинать сегодня".

Новог признаётся, что практически все ядерные исследования, ведущиеся в Мак-Мастере, ориентированы на CANDU и на связанные вопросы топливного цикла - например, как дожигать невыгоревший после пребывания в активной зоне уран.

Наилучший способ гарантировать будущее для любой технологии - найти на неё заказчика. То же самое нужно сделать и для реакторов ACR, говорит Хадаллер из "Stern Laboratories": "Корпорация AECL всегда играла роль инкубатора ядерных технологий в Канаде. Без неё мы не смогли бы создать в Канаде 30 тысяч атомных рабочих мест".

Но у AECL есть реальные проблемы, и главная из них - отсутствие заказчиков. Свой последний реактор корпорация продала шесть лет назад. Хадаллер надеется, что новые контракты на тяжёловодники могут прийти из Индии и Китая.

С ним не согласен Нил Александер. Канадцы должны сами продемонстрировать поддержку отечественным технологиям, и это позволит в будущем канадским атомщикам вернуться на глобальный рынок: "К реактору ACR виден интерес, но действия правительства Онтарио стали для многих неверным сигналом".

"Онтарио могла бы сейчас двинуться вперёд и сделать инвестиции в ACR. За этим немедленно бы последовал рост стоимости AECL. Без контракта на новые блоки в Онтарио цена нашей атомной отрасли значительно упадёт", - считает Александер.

В офисе нового министра энергетики Онтарио Джерри Филлипса подтверждают, что провинция не станет отказываться от АЭС: "Онтарио изучает целый ряд вариантов, как по реновации старых атомных блоков, так и по сооружению новых".

Известно, что Филлипс попросил о встрече с федеральным министром природных ресурсов Канады Лизой Райтт. Дата встречи до сих пор не определена.

В компании "All Tool" на встречу министров возлагают большие надежды. "Когда-то промышленность поднималась за счёт заказов от автомобилестроителей. Эти времена ушли, и теперь мы должны концентрироваться на том, что у нас осталось - то есть, на атоме", - ставит точку Дэвид Джилз.

ИСТОЧНИК: AtomInfo.Ru

ДАТА: 14.01.2010

Темы: Канада, AECL, CANDU, Атомное машиностроение


Rambler's Top100