Вывод из эксплуатации атомных энергоблоков - тема, похожая на чистый лист. Атомная энергетика слишком молода, чтобы она могла набраться опыта в деле закрытия ядерных реакторов. По этой причине, каждый из пока ещё немногочисленных прецедентов вызывает к себе пристальное внимание.
Мы предлагаем вниманию читателей сокращённую версию интервью с Борисом Пековым, руководителем болгарской компании ДП "РАО", в чью сферу ответственности входит снятие с эксплуатации малых блоков АЭС "Козлодуй". Интервью было подготовлено журналистами телепередачи "АЕЦ в сегашно време", вела интервью Лилиана Рашкова.
Инженер Борис ПЕКОВ работает в области энергетики почти 30 лет. В 1979 году он окончил факультет "Тепловая и ядерная энергетика" технического университета в Софии. Работал на АЭС "Козлодуй", в подразделении "Энергоремонт", затем 5 лет трудился в регулирующем органе (АЯР). С 1997 года занимает должность начальника отдела в энергетической компании НЭК, а после 1999 года является начальником управления "Атомная энергетика и безопасность". В период с 2000 по 2006 годы возглавлял управление ядерной энергии и безопасности в vинистерстве энергетики и энергетических ресурсов. С начала 2006 года руководит государственной компанией ДП "РАО", отвечающей за обращение с радиоактивными отходами. |
Господин Пеков, когда ваша компания получит лицензии на блоки №№1-2 АЭС "Козлодуй"?
В соответствии с постановлением совета министров, ДП "РАО" должно получить лицензии на те блоки, которые уже приравнены к объектам обращения с радиоактивными отходами.
Это известная всем формулировка, но я хотел бы уточнить их смысл. Одно из условий передачи блоков к нам - отсутствие в блоках ядерного топлива. Это условие было выполнено, то есть, технически сделана подготовка к лицензированию.
Далее, в соответствии с законом Болгарии о безопасном использовании ядерной энергии для получения лицензии требуется произвести оценку воздействий на окружающую среду (ОВОС). В этом случае, мы сталкиваемся с различными толкованиями. Например, в министерстве охраны окружающей среды и водного хозяйства (МОСВ) полагают, что передача блоков нам изменит вид деятельности для этих блоков, и требуют по этому поводу предоставить ОВОС.
Из-за этих разногласий задерживается весь процесс. Необходимые документы мы подготовили, и до конца года они должны быть переданы в МОСВ (интервью записано в середине декабря 2009 года).
Вывод атомного блока из эксплуатации превращает его де-факто в объект хранения радиоактивных отходов, и заниматься его дальнейшей судьбой должны не энергетики, а специализированные организации и компании. В Болгарии в качестве такой компании выступает государственное предприятие ДП "РАО". Требование удаления с блока топлива является принципиальным, так как именно удаление топлива превращает ядерно-опасный объект в радиационно-опасный. Роль, которую будет играть специализированная компания при выводе блока, зависит во многом от принятой стратегии вывода. Интересный пример демонстрирует Словакия, где компания JAVYS, отвечающая за вывод остановленных блоков на Богунице, планирует построить на их месте новые атомные энергоблоки. |
У вас есть временные ограничения, которым вы должны следовать?
Нашей команде предстоит напряжённая работа, связанная с ОВОС. Точные даты я назвать не могу, так как принятие ОВОС зависит от министерства. Мы надеемся, что от нас не потребуют выполнять ОВОС в полном объёме, но если это произойдёт, то нам потребуется на это, как минимум, 7-8 месяцев.
Значит ли это, что пока рано говорить о тех сотрудниках АЭС "Козлодуй", которым предстоит переход в ДП "РАО"?
Совет министров Болгарии специально оговорил, по каким статьям трудового кодекса будет происходить переход, если в нём возникнет необходимость. Могу сказать, что для тех сотрудников АЭС "Козлодуй", кому придётся переходить к нам, в течение первого года не может быть изменён тип выполняемых ими служебных функций, а также гарантируется сохранение на прежнем уровне зарплаты.
Ответы на вопросы о том, сколько людей будет передано и по каким специальностям, даст рабочая группа, созданная господином Ангеловым (директор АЭС "Козлодуй") и мной лично. Естественно, что переходы начнутся только после того, как ДП "РАО" получит лицензию на право работы с блоками №№1-2.
У вас есть понимание, сколько людей будет переходить в вашу компанию?
Да, их количество будет соответствовать постановлению совета министров. В нём говорится - я цитирую по памяти - о передаче необходимого количества сотрудников АЭС, которые будут вовлечены в процесс вывода блоков из эксплуатации. Я считаю, что речь пойдёт примерно о 200 специалистах.
За последние два года ДП "РАО" провело целый ряд мероприятий в общине Козлодуй. Изменилось ли отношение людей к вашей работе?
Честно скажу вам, что все эти мероприятия возникли вследствие результатов референдума по вопросу о строительстве хранилища РАО в общине Козлодуй. Я рад, что вы заметили наши инициативы. Если местные СМИ пишут о них, это подтверждает, что на наши мероприятия обращают внимание.
Община Козлодуй - одна из наиболее проатомно настроенных в Болгарии, ведь само её существование зависит от одноимённой АЭС. Предполагалось, что жители города и близлежащих деревень (а многие сельские жители общины также работают на АЭС) не станут возражать против строительства в общине долгосрочного общенационального хранилища РАО под эгидой ДП "РАО". К некоторому удивлению наблюдателей, большинство из принявших участие в местном референдуме проголосовали против строительства хранилища. Референдум не получил юридической силы из-за недостаточной явки, но в ДП "РАО" правильно восприняли негативный сигнал и стартовали масштабную программу по работе с общественным мнением. |
Как вы считаете, если референдум будет повторен прямо сейчас, не окажутся ли его результаты другими?
Мы надеемся на это (положительный результат голосования по хранилищу). Люди начали понимать, что мы делаем. Мы регистрируем рост посещаемости в нашем информационном центре. Мэры населённых пунктов приходят к нам с просьбами о финансовой поддержке различных инициатив. Я не буду скрывать, что наши средства ограничены, но мы помогаем тем, что в наших силах.
К концу 2010 года должна быть готова ОВОС для национального хранилища РАО на территории общины Козлодуй. Мы продолжим информировать население об этом проекте.
На всякий случай, считаем необходимым уточнить - речь идёт о хранилище РАО, а не хранилище ОЯТ. |
Что происходит с поправками, предложенными к закону Болгарии о безопасности использования ядерной энергии?
Некоторое время назад ДП "РАО" подготовило ряд поправок к закону. Они касаются распределения ресурсов - иными словами, денег - для тех общин, где будут располагаться объекты хранения РАО.
Трудно сказать, когда поправки будут переданы на рассмотрение парламента. Регуляторы готовы представить эти предложения для консультаций с заинтересованными сторонами через несколько недель. Могу предположить, что в парламент они попадут спустя несколько месяцев.
Я надеюсь, что обсуждение поправок в различных организациях пройдёт быстро. Они были согласованы с предыдущим правительством (Сергея Станишева), но после парламентских выборов и смены кабинета министров их обсуждение было приостановлено.
С какими финансовыми показателями заканчивает ДП "РАО" 2009 год и какие задачи поставлены на год 2010?
Производственная программа на 2009 год выполнена на 120%. Я имею в виду объёмы переработанных РАО, а это и означает наши деньги.
Хочу с удовлетворением сказать, что практически начался проект создания национального хранилища РАО (то самое долгосрочное хранилище, о котором говорилось ранее). Это не означает, что началось строительство, но подготовительная работа уже ведётся.
Мы находимся на завершающем этапе процесса выбора площадки. Мы согласны с тем, что наилучшая площадка - это площадка "Радиана" напротив АЭС "Козлодуй". Мы продолжаем настаивать на этом, и в ОВОС основной акцент будет сделан на "Радиану".
Ни для кого не секрет, что болгарское законодательство требует обязательного предложения не менее трёх различных площадок, но "Радиану" мы ставим на первое место. За прошедшие годы в ДП "РАО" научились принимать во внимание общественное мнение, а оно является основным фактором при выборе площадки.
О хранилище. Уже известно, какого типа оно будет?
Несомненно, что хранилище будет поверхностного типа, иными словами, оно будет располагаться на глубине до 100 метров. Это может быть туннель, траншея или хранилище "силостного" типа.
Честно говоря, мы пока предпочитаем два варианта - либо траншейное хранилище, либо туннельное. Если оба они будут отвечать всем требованиям по безопасности, то мы выполним их оценку с финансовой точки зрения и выберем наиболее подходящий вариант.
Можно ли сказать, что работа над проектом долгосрочного хранилища РАО станет одним из основных приоритетов вашей компании в 2010 году?
Да, но только как инвестиционный проект. Главным приоритетом для нас остаётся переработка РАО, которые образуются на АЭС "Козлодуй".
Уместно будет сказать, что мы подписали в ноябре договор с ЕБРР на 4,2 млн евро. Он включает в себя формирование площадки будущего хранилища и радиационного контроля. Речь идёт о программе, начатой задолго до работ по созданию собственно хранилища. Мы моделируем структуры, подобные тем, что предлагаются для хранилища, и изучаем воздействие на них со стороны внешней среды…
Что было сделано в 2009 году в специализированном подразделении по обращению с РАО АЭС "Козлодуй"?
Мы пустили новый бетонный завод, адаптированный под наши требования. Объёмы радиоактивных отходов со станции превышают планы, конечно, есть проблемы, но мы с ними справляемся. С точки зрения радиационной безопасности у нас не было никаких инцидентов или отклонений от нормы.
Дополнение от передачи "АЕЦ в сегашно време". В декабре на очередной сессии Европарламент одобрил выплату компенсации Болгарии за закрытие малых блоков АЭС "Козлодуй" в размере 75 млн евро на 2010 год. Эти средства будут выделяться ЕБРР через фонд "Козлодуй". В конце ноября на станции началась реальная работа по демонтажу блоков №№1-2 в пределах действующих лицензий. |
ИСТОЧНИК: По материалам телепередачи АЕЦ в сегашно време (Козлодуй, Болгария)
ДАТА: 12.01.2010
Темы: РАО, Вывод из эксплуатации, Восточная Европа, Болгария, АЭС Козлодуй