Тринадцать часов в день он работает в охране АЭС "Трёхмильный остров" (АЭС TMI). В обычных условиях, это нормально. Но в период с августа по сентябрь 2006 года, этого сотрудника службы "Wackenhut Nuclear Services" (WNS) попросили исполнять свои обязанности 5-6 дней в неделю. Как свидетельствуют платёжные ведомости, аврал на атомной станции длился в течение шести недель.
Такой график оставляет бойцам время на сон и еду, но полностью обрезает все возможности для подготовки и тренировок. Как сообщают источники на АЭС TMI, занятия со всеми без исключения сотрудниками охраны этой станции были отменены на протяжении полугода.
Подобная ситуация складывается на АЭС TMI и на других атомных станциях США в результате усиления мер безопасности после терактов 11 сентября 2001 года. Силы охраны АЭС, в задачу которых входит борьба с террористами и диверсантами, утверждают, что они работают сейчас на износ. А это, в свою очередь, угрожает общественной безопасности.
"Вопрос только времени, когда случится инцидент или появятся пострадавшие", - говорит один из охранников АЭС TMI на условиях анонимности. В 2005 году дирекция станции уволило троих бойцов охраны за халатность или сон на рабочем месте. Все нарушения были зафиксированы в ночное время суток.
Федеральное законодательство США разрешает трудящимся заявлять, что они "не готовы к работе", если они чувствуют себя слишком усталыми. Но ни один из охранников АЭС TMI не воспользовался своим правом из опасений потерять работу. Узнав о происходящем от журналистов, служба атомнадзора США (NRC) объявила, что начнёт собственное расследование.
Проблемы, с которыми сталкиваются охранники АЭС, похожи на проблемы водителей-дальнобойщиков, персонала госпиталей и авиадиспетчеров. Как долго человек может оставаться на рабочем месте до тех пор, пока эффективность его действий не сведётся на нет усталостью?
Работать пять-шесть смен в неделю по 12 часов очень рискованно, считает доктор Грегори Беленький, директор центра исследования сна и эффективности труда при государственном университете Спокейна. Сон поддерживает эффективность труда, концентрацию внимания и безопасность, напоминает специалист: "Тот режим, который вы описали, нарушает все основные качества, требующиеся для охраны. Люди попадают в очень опасные условия работы".
Общая ситуация с условиями труда на американских АЭС вызывает большое беспокойство.
В 2002 году сотрудник охранной службы WNS сообщил инспекторам атомнадзора, что он был уволен с АЭС "Индиана Пойнт" после того, как обратил внимание руководства на регулярные случаи переработки. В 2004 году генерирующие компании получили разрешение от NRC увеличить количество рабочих часов для охраны из-за нехватки персонала на АЭС "Тюрки Пойнт". В 2006 году журнал "Time" рассказал о положении на АЭС "Пилгрим", где регулярная переработка сочеталась с низким уровнем подготовки охраны.
"Проблемы с безопасностью встречаются буквально по всей стране", - комментирует Питер Стоктон из правительственной группы "Project on Government Oversight" (POGO).
В 2003 году POGO подготовила доклад, в котором анализировалось состояние дел с охраной атомных станций в США. Его основу составили тексты собеседований с сотрудниками охранных агентств. Одной из главных отмеченных проблем стала постоянная переработка. С тех пор, на некоторых станциях дела изменились к лучшему, но многих АЭС до сих пор не предпринимается никаких мер для исправления положения.
"Я разговаривал с людьми, отработавшими 60 или 72 часа в неделю. Послушайте - они выглядят и действуют как настоящие зомби", - говорит Стоктон.
Пресс-секретарь АЭС TMI Ральф Десантис утверждает, что дирекция внимательно отслеживает все случаи переработки и поступает при этом в полном соответствии с федеральным законодательством. Он подтвердил, однако, что у одного из сотрудников охраны было недавно зафиксировано превышение срока в 72 рабочих часа в неделю.
Десантис добавил, что владелец станции - компания "Exelon Nuclear" - ищет сейчас, совместно с WNS, способы, которые позволили бы уменьшить нагрузку на бойцов охраны: "Наша цель - обеспечить должный уровень подготовки и избежать при этом переработки".
В 2006 году АЭС TMI организовало два курса для новых сотрудников охраны, а на днях к ним добавился третий. В свою очередь, WNS подписала соглашение с "United Government Security Workers of America", профсоюзом сотрудников охранных агентств США. В течение ближайших 3 лет, общее число бойцов охраны на АЭС возрастёт в Соединённых Штатах на 12%.
Шоун Кирвен, вице-президент WNS по вопросам охраны АЭС, настаивает, что его компания вовсе не требует от всех сотрудников работать по 60 и 72 часа в неделю. Он показывает статистические данные, из которых следует - средняя нагрузка на бойца охраны составила в 2006 году всего лишь 44,7 часа в неделю.
Между тем, федеральное законодательство разрешает силовикам работать, не жалея сил. По нормативам NRC, агенты сил безопасности могут находиться на работе до 72 часов в неделю, а максимальная продолжительность рабочего дня для них составляет 16 часов.
В то же время, NRC требует от владельцев АЭС предоставлять средние данные по станции. В результате, часть охранников из месяца в месяц отрабатывает по 72 часа в неделю, в то время как их более удачливые товарищи наслаждаются 48-часовыми неделями, обеспечивая станциям приличные средние показатели.
В атомнадзоре говорят, что они готовят более жёсткие требования, вводящие новые ограничения на переработку. Из отчётности могут исчезнуть средние величины, уступив место индивидуальным. Помимо всего прочего, сотрудникам охраны будут гарантированы три выходных дня в конце каждого цикла из 4-6 рабочих недель.
Джек Ро из института ядерной энергии (NEI) считает, что владельцы АЭС в США понимают весь вред, приносимый повышенной нагрузкой на силы безопасности, и поддержат усилия NRC по изменению условий труда охранников атомных станций.
ИСТОЧНИК: Everything Cleveland