Темелинский тендер - борьба обостряется

В Чехии проходит тендер по выбору генподрядчика для строительства третьего и четвёртого блоков АЭС "Темелин" с перспективой расширения контракта ещё на три блока в Чехии и Словакии. Фаворитом конкурса считается российско-чешский консорциум в составе "Атомстройэкспорта", "Шкоды-ЯМ" и ОКБ "Гидропресс".

Но победа россиян станет в Чехии не всем по нраву. Об этом рассказывается в статье, подготовленной информационным партнёром AtomInfo.Ru - чешской газетой "Пражский телеграф".

Иван, go home!

"Заказ на строительство АЭС "Темелин" может получить любой из трёх участников тендера при условии, что он не имеет никакого отношения к России и не называется "Атомстройэкспорт". Если коротко, то именно так можно интерпретировать мейн-стрим заявлений чешской прессы, основанных на комментариях чешских политиков.

Особо отличился бывший журналист и нынешний уполномоченный чешского правительства по вопросам энергетической безопасности Вацлав Бартушка. В своём меморандуме, который 22 октября был предъявлен премьер-министру Яну Фишеру, министру иностранных дел Яну Когоуту и другим официальным лицам, Бартушка отмечает, что, в силу ряда геополитических интересов Чехии, победителем тендера ни при каких условиях не может быть российская фирма.

Поскольку, кроме АСЭ/Гидропресс, другие российские компании участниками тендера не являются, то становится понятно: имей Вацлав Бартушка серьёзное влияние на решения правительства, не видать АСЭ Темелина как своих ушей.

Улетайте, как и самолёты "Аэрофлота"!

Многие чешские политики восприняли меморандум Бартушки близко к сердцу. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что чешское правительство абсолютно не контролирует ни ход тендера, ни тендерную документацию. У кабинета Яна Фишера возникло острое желание взять ситуацию под контроль.

Глава Партии зелёных и по совместительству министр образования ЧР Ондржей Лишка решительно заявил, что российская компания должна быть в принципе исключена из тендера на первом же этапе, как это произошло с "Аэрофлотом" во время тендера на покупку чешского авиаперевозчика ЧСА.

ЧЭЗ, однако, напомнил министрам, что является полугосударственной компанией, а его тендеры носят, по сути дела, частный характер. Соответственно, согласно закону об общественных заказах, на процедуру проведения тендера не могут влиять ни внешне-, ни внутриполитические интересы.

ЧЭЗ предложил принять специальный закон по поводу тендера на строительство АЭС Темелин. Но министерство промышленности и торговли ЧР ответило, что никакого подобного данному закона не разрабатывает и не собирается этого делать, так как АСЭ, в случае принятия такого закона, может опротестовать результаты тендера, как предвзятые, и отсудить у ЧР огромные суммы в качестве компенсации.

Тем временем, свои первые шаги в рамках тендера начали делать его участники. "Пражский телеграф" их проанализировал и "перевёл" высказывания представителей и действия компаний на общедоступный язык.

AREVA

ЧЭЗ будет обогащать уран во французской компании AREVA на протяжении ближайших 15 лет. Эта новость, пришедшая 17 ноября из Парижа, добавила адреналина в кровь не одному десятку российских атомщиков.

"Мы считаем подписание контракта о будущих поставках обогащённого урана новым вызовом, который потребует очень тесного сотрудничества нашей компании и компании AREVA, - прокомментировал подписание договора представитель CEZ, которого цитирует агентство Mediafax. - Этот контракт является очень важной составляющей частью нашей стратегической задачи диверсификации источников топлива".


В переводе это означает: ЧЭЗ стремится снизить зависимость от поставок топлива из России в сотрудничестве с французами, а это хороший задел для победы в тендере на достройку АЭС "Темелин".

"Атомстройэкспорт" (АСЭ)

Российский АСЭ, тем временем, ведёт работу по формированию своего лобби среди чешских предприятий, которые работают в области атомного машиностроения.

Он провозгласил процедуру подписания Меморандума о сотрудничестве в области атомной энергетики. По словам представителя АСЭ в Чехии Евгения Родина, Меморандум открыт для подписания всеми предприятиями, заинтересованными в сотрудничестве при развитии атомной энергетики.

"Причём речь идёт не только о строительстве АЭС "Темелин", до которого ещё довольно далеко, а о близких, насущных проектах - восемь реакторов в Индии, реакторы в России, Болгарии и других странах", - подчёркивает Евгений.


В переводе это означает: АСЭ стремится создать круг чешских партнёрских компаний, которые могут оказать влияние при принятии решения о победителе тендера. Что, кстати, не мешает им совместно с россиянами зарабатывать приличные деньги на строительстве атомных станций в третьих странах.

"Вестингауз"

Во время своего визита в Прагу вице-президент США Джо Байден довольно живо отреагировал на желание чешской стороны обсудить с Белым домом вопрос о возможности выкупа доли в трансальпийском нефтепроводе TAL.

16% акций трубопровода принадлежит американской компании ExxonMobil, и Прага бы с радостью приобрела как минимум 3%, а лучше - 10% или полный пакет ExxonMobil.

Попытки довести до конца эту сделку предпринимал ещё кабинет Мирека Тополанка, но так и не смог добиться положительного ответа из Вашингтона. Накануне визита Джо Байдена этот вопрос вновь активно муссировался чешской прессой.


В переводе это означает: Прага готова рассмотреть "размен ферзей" - долю в нефтепроводе TAL в обмен на победу "Вестингауз" в тендере на АЭС "Темелин".

Кстати

Кстати, участником тендера является не "Атомстройэкспорт", а консорциум компаний во главе с фирмой "Skoda Jaderne strojirenstvi", которая владеет в консорциуме 50% акций. Ещё по 25% акций приходится на АСЭ и ОКБ "Гидропресс", разработчика атомных реакторов.

ИСТОЧНИК: Пражский телеграф, Андрей Михасенко // для AtomInfo.Ru

ДАТА: 19.11.2009

Темы: АЭС, Восточная Европа, Чехия, АЭС Темелин, Атомстройэкспорт


Rambler's Top100