Международное сообщество к 2012 году может не успеть ратифицировать новое климатическое соглашение, которое должно сменить Киотский протокол, регулирующий выбросы парниковых газов, считает член официальной делегации РФ на переговорах, эксперт Российского регионального экологического центра Юлия Добролюбова.
Международные климатические переговоры, в которых участвуют более 190 стран, ведутся под эгидой ООН.
Эксперты ООН утверждают, что человечеству необходимо снизить выброс парниковых газов, хотя и не могут оценить, насколько существенен вклад человека в изменение климата на нашей планете. При этом ученые называют достаточно конкретные цифры - нужно снизить глобальные выбросы на 50% к 2050 году.
Политики соглашаются с необходимостью снижения выбросов, однако в ходе обсуждения обязательств отдельных стран пытаются отстоять экономические интересы своих государств. Это связано с некоторыми механизмами Киотского протокола, в том числе с торговлей квотами на выбросы.
"Переговоры просто зависли. В принципе, все зависит от позиции США и Китая, от которых все хотят услышать конкретные цифры по снижению выбросов. От России тоже ждут более амбициозных целей - заявленные 15-20% снижения выбросов по сравнению с 1990 годом никого не устраивают. Переговоры застопорились по обоим трекам - и по продлению Киотского протокола, и по новому соглашению", - сказала Добролюбова РИА Новости.
В настоящее время взаимоотношения стран в сфере снижения выбросов регулирует вступивший в силу в 2005 году Киотский протокол, который не накладывает обязательства на развивающиеся страны. На момент принятия этого документа развитые страны и страны с переходной экономикой взяли на себя обязательства снизить суммарный объем выбросов как минимум на пять процентов за период с 2008 по 2012 год по сравнению с уровнем 1990 года.
В результате некоторые страны, например, Китай и Южная Корея, оказались в привилегированном положении - их быстро развившиеся экономики до сих пор не ограничены климатическими обязательствами. Еще один ключевой игрок - США, которые участвовали в разработке Киотского протокола, - так и не подписал этот документ.
В Киотском протоколе, отметила Добролюбова, четко обозначены сроки переговоров по пролонгации этого документа. Если их не удастся завершить к концу 2009 года, речь в дальнейшем будет идти только о новом климатическом соглашении.
Последний раунд переговоров по посткиотскому соглашению должен пройти в декабре этого года в Копенгагене. Предшествующая ему встреча состоялась на прошлой неделе в Барселоне, на которой эксперты надеялись создать некую основу нового договора.
"Развивающиеся страны, которые вели переговоры в своей группе, ждали от развитых стран конкретных цифр. Развитые, в свою очередь, не могут объявить эти цифры без США. От встречи в Копенгагене прорыва уже никто не ждет", - рассказала Добролюбова.
По мнению эксперта, копенгагенская встреча, которая пройдет в рамках 15-ой климатической конференции ООН, может оказаться проходной и не принести существенных результатов. Прорыв в переговорах возможен только в том случае, если США и Китай все же объявят о своих целях по снижению выбросов парниковых газов.
"Переговоры затягиваются, и даже если к концу 2010 году удастся принять новый документ, есть опасения, что не все страны успеют ратифицировать его к 2012 году. То есть может образоваться пробел между Киотским протоколом и вступлением в силу нового соглашения", - считает Добролюбова.
Таким образом, международное сообщество в 2012 году может остаться без четких рамок "климатических взаимоотношений", а экономические механизмы Киотского протокола окажутся "подвешенными в воздухе".
Киотский протокол, по сути, стал пилотным климатическим проектом ООН, а его экономические рычаги создали основу для новых международных рынков. В частности, "Киото" предполагает прямую торговлю квотами, то есть страна, не исчерпавшая свой лимит по выбросам, может продать квоты на них другому государству, превысившему взятые на себя обязательства. Однако этот механизм практически не дает совокупного снижения выбросов.
Существует также "механизм чистого развития", предполагающий, что страна, взявшая на себя киотские обязательства, может осуществлять климатические проекты в странах, свободных от таких обещаний. Достигнутое в результате реализации этих проектов сокращение выбросов зачитывается странам-инвесторам. Другой механизм - "механизм совместного осуществления" - предполагает подобный обмен между странами, взявшими на себя обязательства в рамках Киотского протокола.
ИСТОЧНИК: РИА Новости
ДАТА: 10.11.2009
Темы: Экология