В иранских политических кругах идёт оживлённая дискуссия вокруг компромиссной инициативы, предусматривающей изготовление из части запасов иранского обогащённого урана топливных элементов для исследовательского реактора TRR.
Столичный реактор - единственная в Иране установка с ненулевой мощностью. Первым поставщиком ядерного топлива для TRR выступали США, передавшие в Иран уран оружейного обогащения (>90%), затем на их место пришла Аргентина. Сейчас в реакторе используется уран с обогащением несколько ниже порога 20%, установленного МАГАТЭ как граница между низко- и высокообогащённым ураном.
Запасы топлива для TRR в Иране подходят к концу, и для продолжения эксплуатации установки его необходимо приобрести за рубежом. На переговорах Ирана с так называемой группой "5+1" (пять постоянных членов СБ ООН и Германия) обсуждается предложение об использовании при изготовлении топлива обогащённого урана, полученного в иранском ядерном центре Натанз.
Реактор TRR - тегеранский исследовательский реактор (Tehran Research Reactor), построенный по американскому проекту. Единственная в стране ядерная установка с ненулевой мощностью. Проектная мощность TRR заявлена как 5 МВт(тепловых), однако в реальности реактор чаще всего эксплуатируется на пониженных уровнях мощности из-за проблем с оборудованием (градирнями и т.д.).
Как следует из названия, реактор TRR построен в столице Ирана городе Тегеране. Следует напомнить, что через 20 лет иранская столица будет перенесена в другое место из-за повышенной сейсмоопасности и перенаселённости Тегерана.
Иран не рассматривает Запад как надёжного поставщика ядерного топлива, заявил влиятельный депутат иранского парламента (маджлиса) Казем Джаляли.
Несмотря на это, Исламская республика готова приобретать ядерное топливо для исследовательского реактора у любого государства, добавил он.
Джаляли считает, что международное законодательство обязывает страны-производители ядерного топлива поставлять его в другие государства для использования в мирных реакторах, и МАГАТЭ должно выступать при этом в роли посредника. Поставки топлива не должны оговариваться какими бы то ни было предварительными условиями.
Если Иран не получит ответа на свои "логичные и законные" требования, то у него не останется иного выхода, кроме самостоятельного обогащения урана выше уровня 5%, отметил депутат.
Хотя обмен топливом (поставка иранского обогащённого урана за рубеж с целью изготовления из него топливных элементов для TRR) не входит в число приоритетных направлений для ИРИ, Иран готов осуществить такую операцию, но на своих условиях, уверен депутат.
Джаляли отметил, что иранская сторона сомневается в получении топлива для TRR после того, как иранский уран будет вывезен за рубеж: "Нет гарантии, что топливо будет получено… и поэтому иностранцы должны сначала передать нам уран с обогащением 19,7%, и только после этого Иран поставит им свой низкообогащённый уран".
Хотя порог МАГАТЭ по обогащению установлен в 20%, проектанты стараются выбирать среднее обогащение для исследовательских реакторов чуть ниже этой величины. Так поступают для того, чтобы неизбежный разброс в технологических параметрах при изготовлении топливных элементов не привёл к случайному превышению порога для части твэлов. По этой причине, топливо для TRR имеет обогащение ниже 20%.
Отметим также, что точное значение обогащения урана в топливе, поставленном на TRR из Аргентины, является коммерческой информацией и не может быть разглашено в открытой прессе. Для ориентира возможно использовать упоминающиеся в российских и западных СМИ 19,75%.
История доказала, что Соединённые Штаты не могут считать себя надёжным поставщиком ядерного топлива в Иран, а Франции также нельзя доверять, добавил Джаляли. Он подверг также критике позицию России, напомнив о затянувшихся работах по сооружению "Бушера-1".
"Мы категорически против предложения по экспорту урана с обогащением 3,5% в обмен на уран с обогащением 20%. Нет гарантии, что они дадут нам 20%-ный уран, после того, как получат наш 3,5%-ный. Мы не доверяем Западу, и наше недоверие имеет глубокие корни", - заявил другой известный иранский парламентарий Алаэддин Боруджерди.
О точном значении обогащения для TRR сказано в комментариях выше. Боруджерди ошибается, называя величину 20%.
Иран не должен идти на уступки в связи с поставками ядерного топлива для исследовательского реактора TRR, используемого для производства медицинских радиоизотопов, призывает вице-спикер иранского парламента Мохаммад Хасан Абу Тораби.
Он также настаивает на изменении порядка обмена ураном в пользу Ирана: "Естественно, что иранский низкообогащённый уран должен быть вывезен к ним (государствам группы "5+1") только получения Ираном ядерного топлива".
Абу Тораби заявил, что между различными ветвями иранской власти нет "значимых различий" по данному вопросу.
Ахмад Тавакколи, возглавляющий исследовательский центр маджлиса, сделал ещё более жёсткое заявление. По его словам, Иран не может отказаться от "национального урана", в производство которого было вложено немало усилий.
ИСТОЧНИК: AtomInfo.Ru
ДАТА: 04.11.2009
Темы: ЯТЦ, Азия, Иран, Исследовательские реакторы