Энергетики и туристические операторы выясняют в Египте отношения между собой и призывают на свою сторону союзников из числа политиков. Конфликт интересов может сорвать проект по сооружению первой в стране атомной станции, считает The National.
Если предложенная для первой АЭС площадка в Эд-Дабаа (Dabba) не будет одобрена до конца этого года, как предполагалось ранее, то на атомных планах Египта будет поставлена точка, а страна вступит на порог энергетического кризиса, говорит вице-председатель египетской комиссии по АЭС Мохамед Мунир Мегахед.
"Теми люди, кто выступает против Эд-Дабаа, движет жадность, и ничто иное. Мы выполнили огромный объём исследований, потратив на него большие средства. Если нас вынудят отступить, то это будет означать конец нашей ядерной программы. Точка", - резюмировал Мегахед.
Ибрахим Камель, председатель инвестиционной компании "Kato Investment" и член генерального секретариата правящей национально-демократической партии (НДП), считается одним из лидеров оппозиции строительству АЭС в Эд-Дабаа. "Атомная станция ухудшит природную красоту одного из самых привлекательных для туристов регионов Египта", - считает он.
Высказывания Камеля вызывают гнев у парламентариев и энергетиков, утверждающих, что он ставит личную выгоду выше национальных интересов Египта в сфере энергетики.
Камелю принадлежат частный аэропорт и гостиничный комплекс, находящиеся в 2 км от площадки, на которой может быть построена атомная станция. Камель планирует построить в этой местности ещё пять гостиниц.
"Я оспариваю выбор площадки… Наше северное побережье - это подарок Аллаха… У нас там есть прекрасные пляжи, отличная погода круглый год, и этот регион географически не удалён от Европы", - говорит Камель. Он считает, что государству и капиталу необходимо вкладывать средства и развивать на средиземноморском побережье туристическую инфраструктуру с целью создать там "лучшие в мире" комплексы для отдыха.
Возражения Камеля появились в момент, который нельзя назвать по-иному, как критический. Аналитики и прогнозисты бьют тревогу, так как видят всё увеличивающийся разрыв между численностью населения и объёмом доступных энергоносителей в Египте.
Сейчас в стране проживает порядка 80 млн человек, потребляющих 85,8 млн МВт×час электроэнергии (данные за 2004-2005 финансовый год). Для сравнения, в 2000-2001 финансовом году потребление было ниже на треть - 64,6 млн МВт×час.
Три четверти египетского электричества производится на газовых станциях. Не так давно, газовой энергетики в АРЕ практически не существовало, но в конце 90-ых правительство пригласило для её создания зарубежные компании. Начался газовый бум, но его время вскоре подойдёт к концу - газовые месторождения Египта будут выработаны через 30 лет. Ещё хуже обстоит дело с нефтью - она закончится в республике через 15 лет.
"У нас пока есть энергоресурсы, но через 10-30 лет они истощатся. Что же нам делать?" - задаётся вопросом исполнительный председатель комиссии по АЭС Ясин Ибрахим.
Правящая партия Египта не видит иного выхода, кроме как срочного развития атомной энергетики. В сентябре 2006 года Гамаль Мубарак, сын президента страны и секретарь политкомитета НДП, заявил, что правительство вернётся к планам по строительству АЭС, обсуждавшимся в 80-ые годы и отложенным тогда в сторону за ненадобностью.
Площадка Эд-Дабаа как кандидат №1 на размещение АЭС была впервые названа ещё в планах периода 80-ых годов. Неудивительно, что атомщики остановили на ней свой выбор и в наше время. Возможно появление и других площадок, так как плановые агентства требуют довести суммарную долю атома, воды и ветра в энергобалансе республики до 20% к 2020 году.
Но на детальное изучение альтернативных площадок уйдут многие годы, так как для них потребуется заново пройти длинный путь экспертиз и обоснований. Если сейчас Эд-Дабаа будет исключена из списка, то ядерная программа Египта окажется отброшенной далеко назад, и де-факто можно будет говорить об её полном сворачивании, считает Мегахед.
Правительство Египта пригласило иностранную консалтинговую компанию для анализа площадки в Эд-Дабаа на соответствие самым современным стандартам. Отчёт о своей работе консультанты должны представить до конца года.
Камель не доверяет им заранее. Хотя он признаёт, что не является экспертом в области атомной энергетики, тем не менее, политик-бизнесмен рассуждает об опасности АЭС в Эд-Дабаа для Каира и Александрии из-за господствующей на площадке розе ветров. Правительство изучает пять других площадок, пригодных для строительства второй, третьей и так далее АЭС - так почему бы не выбрать одну из них для сооружения первой станции вместо Эд-Дабаа, спрашивает Камель.
"Я приму решение правительства, каким бы оно не было", - предусмотрительно добавляет Камель. Он категорически отвергает обвинения в свой адрес, состоящие в том, что его оппозиция атомной станции в Эд-Дабаа вызвана его "жадностью".
"Как гражданин, я настаиваю на том, что северное побережье Египта представляет собой золотое дно (с точки зрения туристической привлекательности), и его необходимо развивать", - подчёркивает Камель.
Но страх перед энергетическими "тощими годами" становится всё сильнее и сильнее, и маловероятно, что Камелю удастся заручиться поддержкой со стороны влиятельных фигур Египта. Так, председатель комитета по энергетике верхней палаты египетского парламента безапелляционно заявил, что проект по строительству АЭС будет продвигаться, несмотря на возражения отдельных бизнесменов.
"Это всё пустые разговоры", - комментирует возражения Камеля официальный представитель египетского министерства электричества и энергетики Актам Абу Эль-Эла. Он добавляет: "95% членов парламента страны поддерживают выбор Эд-Дабаа в качестве площадки для атомной станции".
ИСТОЧНИК: AtomInfo.Ru
ДАТА: 01.11.2009