Латинская Америка любит называть себя самым населённым регионом земного шара, свободным от ядерного оружия, но последние высказывания бразильских и венесуэльских лидеров демонстрируют, что нас могут ожидать неприятные сюрпризы, пишет The Miami Herald.
Вице-президент Бразилии Жозе Аленкар завоевал место на первых полосах газет после того, как в прошлом месяце назвал атомную бомбу хорошим средством для роста авторитета государства. Аленкар не был первым бразильцем, жалеющим об отсутствии ядерного оружия. В 2007 году аналогичное заявление сделал заместитель министра обороны по стратегическим вопросам и международным отношениям генерал Жозе Бенедито де Баррос Морейра.
В 1967 году в мексиканском городе Тлателолко был подписан договор, запрещающий в Латинской Америке ядерное оружие. Его ратифицировали 33 государства, что и позволяет называть данный регион самой крупной в мире безъядерной зоной.
Но вице-президент Аленкар говорит о примере Пакистана, получившего, по его словам, международную значимость только за счёт создания атомного арсенала. В пресс-службе бразильского президента поторопились принизить значение высказываний Аленкара, разъяснив, что он выступал не как политик на государственной службе, а как частное лицо.
Пока заместители зондируют почву, их боссы успокаивают мировое сообщество. "Есть две причины, запрещающие создание в Бразилии атомной бомбы - бразильская конституция и подписанные Бразилией международные договора", - полагает бразильский министр обороны Нельсон Жобим.
Жобим - гражданский юрист, стоящий во главе военного ведомства - говорит, что Бразилия будет развивать только мирную атомную энергетику. В это понятие входит создание атомных подводных лодок, на которых будут установлены реакторы, но не будет ядерного оружия. Мысли генерала Морейры о важности атомного арсенала министр отметает как взгляды, отражающие частное мнение генерала.
Так кому же из бразильских лидеров мы должны верить - первым лицам или вторым?
Кристина Егизабаль, директор центра исследований Латинской Америки и Карибов при международном университете Флориды, предлагает не беспокоиться и положиться на слова министра обороны: "Суть бразильской внешней политики состоит в превращении страны в уважаемого регионального лидера, а отнюдь не в отторгаемое всеми государство-изгой".
Жозе Азель из университета Майами напоминает, что бразильцы добиваются для себя кресла постоянного члена Совета Безопасности ООН: "Не исключено, что все эти высказывания про ядерное оружие являются частью кампании по давлению на сообщество с целью добиться желаемого результата".
Но есть и другие мнения. Сближение Ирана и Венесуэлы заставляет нервничать Бразилию. И не только Бразилию - например, власти Колумбии не могут заставить себя поверить в исключительно мирный характер оформляющегося сотрудничества Тегерана и Каракаса в атомной сфере.
Фактор Уго Чавеса не стоит сбрасывать со счетов, но с большой вероятностью можно предсказать, что в ближайшие годы атомной бомбы у Бразилии не будет. Страна занята геополитическими делами и добывает для себя престижные кресла и мероприятия.
Только что Бразилия получила на два года статус непостоянного члена СБ ООН, право на проведение чемпионата мира по футболу в 2014 году и летней Олимпиады в 2016 году. Бразильская экономика на подъёме, в стране найдена нефть, и, по некоторым прогнозам, Бразилия через 10 лет войдёт в пятёрку самых развитых стран мир.
Поэтому пока что бразильский атом останется мирным. Но во что он превратится после Олимпиады, не знает никто.
ИСТОЧНИК: AtomInfo.Ru
ДАТА: 23.10.2009
Темы: Нераспространение, Латинская Америка, Бразилия