Чешские спасители российского Отечества

Чешские дочерние компании помогли российскому машиностроительному гиганту ОМЗ не провалиться в яму убытков. В перспективе поддержка может возрасти. Ради этого россияне даже готовы уступить чешской "дочке" ОМЗ - компании "Шкода-JS" - лидерство в консорциуме на строительство атомных реакторов.

Опубликованные в начале октября данные финансовых отчётов российских машиностроительных гигантов за первое полугодие вогнали в лёгкое уныние акционеров группы ОМЗ ("Объединённые машиностроительные заводы"). Неожиданно для рынка ОМЗ показали убыток в размере 3,36 млн долларов против прибыли в 35,6 млн долларов годом ранее.

Ещё более огорчительным для акционеров было то, что выручка ОМЗ при этом сократилась на 28,2%, до 423,08 млн долларов. Достойным внимания оказался тот факт, что почти половину выручки и всю операционную прибыль в размере 50 млн долларов группе ОМЗ обеспечили чешские активы ("Шкода-JS" и "Pilsen Steel"). В то же время российские сегменты машиностроительного и горного оборудования сработали с убытком.

Нам бы день простоять...

Если всё пойдёт по плану, то вклад чешских предприятий в общий бюджет ОМЗ будет ещё более значительным. Осталась малость - выиграть тендер на строительство двух блоков АЭС "Темелин" и добиться реализации уже выигранного тендера на достройку двух реакторов болгарской АЭС "Белене". Трудности и препятствия поджидают в этих проектах на каждом шагу.

В Болгарии, где тендер на достройку двух реакторов атомной станции был выигран консорциумом в составе российской компании "Атомстройэкспорт" (АСЭ), группы AREVA и германского "Сименса" два года назад, в октябре 2006 года, строительство АЭС так до сих пор и не началось. Сумма контракта там достигает почти 4 млрд. евро.

Есть мнение, что откладывание сроков начала строительства АЭС вызвано сменой политического курса - после традиционно лояльных к русским левых к власти пришли правые, а они отдают предпочтение иным партнёрам. Но есть и другая версия - европейские машиностроительные компании давят на Софию, чтобы Болгария отказалась от атомной энергетики и перешла на ветряную.

Кстати, если этот план будет реализован, то ОМЗ всё равно будет в выигрыше, т.к. принадлежащий группе металлургический завод "Pilsen Steel" является мировым лидером по производству валов для ветряных электростанций.

С мечтой об атоме

Но сейчас все взгляды обращены в сторону чешской АЭС "Темелин". Во-первых, сумма контракта на строительство двух блоков - более 5 млрд. евро - внушает уважение. Во-вторых, предстоит жаркая схватка с американским заклятым другом - компанией "Вестингауз". В-третьих, на АЭС "Темелин" в случае успеха в тендере будет впервые реализован проект модифицированного реактора, разработанного россиянами специально для европейского рынка.

Заинтересованность Москвы в этом проекте настолько велика, что было принято решение создать консорциум из АСЭ, проектного института "Гидропресс" (ведущего разработчика реакторов в России) и "Шкода-JS" для реализации проекта достройки АЭС "Темелин".

По данным "Пражского телеграфа", лидером этого консорциума станет именно "Шкода-JS". Подписание договора о создании консорциума готовилось на 14 октября, предполагалось, что оно пройдёт в присутствии Вацлава Клауса во время его визита в Москву.

Но представитель АСЭ Ольга Цылёва в разговоре с еженедельником 12 октября сообщила, что на тот момент ещё существовал ряд вопросов, из-за которых подписание договора могло быть отложено.

По неофициальной информации, одним из таких вопросов является распределение долей в консорциуме. Если договор будет подписан и, главное, реально реализован, то у ОМЗ есть все шансы стать образцово-доходным гигантом.

ИСТОЧНИК: Наталья Корнелюк, Пражский телеграф // для AtomInfo.Ru

ДАТА: 19.10.2009

Темы: Атомное машиностроение, Чехия, Шкода-ЯМ, ОМЗ, АЭС Темелин


Rambler's Top100