Вестингауз: мы верим, что можем вернуться в Восточную Европу

Чехия и Словакия будут строить новые атомные энергоблоки. Цена вопроса для пяти новых реакторов и связанной с ними инфраструктуры - до 20 млрд евро. В борьбу за чешско-словацкие контракты вступили ГК "Росатом" и входящие в её состав предприятия. Цена победы необычайно высока, но и поражение может обернуться невиданным разгромом.

Один из самых опасных соперников россиян - американская компания "Вестингауз". Американцы хотят вернуться в Восточную Европу, выиграть тендеры в Чехии и Словакии, построить топливный завод и отправить в нокаут российский ТВЭЛ, оставив его без заказов западнее Смоленска.

Борьба только начинается, но к ней уже сейчас подключились самые высокие политические силы. Чешский президент Вацлав Клаус был обласкан в Кремле. Чтобы нейтрализовать эффект от московской поездки Клауса, в Прагу срочно вылетает вице-президент США Джозеф Байден.

Мы предлагаем читателям ознакомиться с интервью вице-президента "Вестингауза" Андерса Джексона, данное чешской газете "Хосподарске новины". Перевод интервью был любезно выполнен чешским изданием "Пражский телеграф".

Если вы выиграете тендер на строительство новых блоков в Чехии, будете ли заинтересованы в поставке и топлива?

Конечно. Странно, если заказчику реакторов не требуется поставка топлива. Речь идёт о гарантии - если вы берёте топливо от иного поставщика, то подвергаетесь большому риску.

Но АЭС "Темелин" на действующих блоках заменяет топливо от "Вестингауз" кассетами от русской компании ТВЭЛ.

Компания ЧЭЗ объявила тендер, который мы проиграли. Мы не всегда выигрываем, но я верю, что мы можем вернуться.

Ваши твэлы и кассеты на Темелине были негерметичны. Внесёте ли вы изменения в их конструкцию?

Мы это уже сделали. Допускаю, что у нас были проблемы, но вместе с ЧЭЗ мы их решили.

Участие в тендере (на новые блоки) официально пока подтвердил российский "Атомстройэкспорт", но ожидаются и другие участники. Кого из них боитесь больше всего?

Я не боюсь никаких конкурентов, если тендер будет честным и все будут иметь равные шансы. Думаю, наше предложение будет наилучшим.

У вас имеются сигналы, что тендер может быть нечестным?

Нет, ведь он был открыт совсем недавно. Тендер, к тому же, будет проходить по европейским правилам. Намного менее честный процесс мы можем наблюдать, например, во Франции, когда бывает сложно бороться против группы AREVA.

Вы говорите, что у вас наилучшее предложение. В чём это выражается?

У наших реакторов - самый современный проект. Мы серьёзно продвинулись в области безопасности, это абсолютно новая технология. Как если бы вы поменяли плейер на iPod. К тому же, по сравнению с конкурентами, наш проект обойдётся дешевле.

Ваш новая система уже где-то опробована?

В настоящее время у нас десять заказов: в Китае четыре и шесть в США. Первый реактор AP-1000 должен быть подключён к сети в Китае в 2013 году.

Можете использовать свой опыт первых двух блоков в Темелине?

У нас проверенные поставщики, мы знаем, на кого можем положиться. Мы уже также заявляли, что 60-70% работ будут осуществлять чешские фирмы - например, практически все строительные работы.

ИСТОЧНИК: Перевод интервью выполнил Пражский телеграф

ДАТА: 18.10.2009

Темы: АЭС, Восточная Европа, Чехия, Словакия, Вестингауз


Rambler's Top100