Неожиданное свершилось. "Атомстройэкспорт" предлагает для новых блоков в Чехии и Словакии проект реактора МИР. Хорошо знакомая технология ВВЭР меняет свой имидж в попытке защитить свои позиции в Восточной Европе за счёт объединения сил российских и чешских предприятий.
Что стоит на кону?
Чешская Республика и Словакия в обозримом будущем готовы взять на себя бремя лидерства в новом атомном строительстве на территории Евросоюза. Уже известно, что будут сооружаться блоки №№3-4 на АЭС "Темелин", а также начата достройка второй очереди АЭС "Моховце".
Следующей на очереди расположилась АЭС "Дукованы", которой пора задумываться о том, что придёт на замену её блокам с ВВЭР-440. Завершит чешско-словацкую атомную феерию станция в Богуницах, где также ожидается появление новых реакторов.
Первую скрипку во всех перечисленных проектах собираются играть энергетики, а не атомщики. В случае Чехии лидерство возьмёт на себя компания ЧЭЗ, где сильны позиции французского капитала. В Словакии всё ещё проще - местные АЭС контролируются итальянским "Enel", но и ЧЭЗ не собирается оставаться тут в стороне.
Идеалы европейского единства диктуют Праге и Братиславе "естественный" выбор в пользу французских технологий EPR, а реальный опыт работы склоняет их к российским и американским проектам. Чтобы пробиться сквозь стену протекционизма, выстраиваемую в своих интересах определёнными кругами Евросоюза, неевропейские поставщики решили, похоже, поставить на фактор локализации.
Уровень локализации проекта МИР, предлагаемого для Чехии и Словакии россиянами, может достигнуть 70%. Дальше заходит "Вестингауз", готовый локализовать свой проект AP-1000 на 80% - правда, при этом американцы не планируют отказываться от собственного бренда.
Гонка за повышением локализации напоминает аукцион. Чешские источники AtomInfo.Ru шутят, что на темелинский тендер осталось пригласить китайцев, и они предложат локализацию 110% - то есть, чехи сделают всё сами и ещё немного поработают на генподрядчика.
Чешские ВВЭР
Столь высокая вера в способности чешских и словацких предприятий и организаций объясняется их долгой историей в программе по строительству ВВЭР в странах бывшего СЭВ. В социалистическом разделении труда Чехословакии отводилась роль снабженца реакторным оборудованием для атомного парка стран народной демократии.
Межправительственное соглашение между СССР и ЧССР о расширении сотрудничества в развитии атомной энергетики, подписанное 15 ноября 1976 года, открыло для чехов и словаков дорогу в мир корпусных легководных реакторов. За последующие 10 лет Советы выдали им множество ценных подарков, облечённых в рамки контрактов №№85-120/4500, /60600, /60500 и /54700 между ВТО "Шкодаэкспорт" и "Атомэнергоэкспортом", по итогам которых атомный сектор Чехословакии мог с полным основанием причислить себя к совладельцам технологий ВВЭР.
Центром чехословацкого атомного машиностроения по понятным причинам стала группа "Шкода", сформировавшая у себя атомное крыло - "Шкода - Ядерное машиностроение", или "Шкода-JS". Обеспечив корпусами и другим тяжёлым оборудованием все АЭС у себя в стране и выпустив первый корпус для социалистической инкарнации АЭС "Белене", чешская группа ушла в тень на период газовой паузы.
Единственный раз "Шкода-JS" напомнила о себе на торгах по выбору генподрядчика для достройки - как тогда это называлось - всё той же АЭС "Белене" в Болгарии. Чехи создали отдельный от россиян альянс, пригласили в него "Вестингауз" и до самого конца на равных конкурировали с "Атомстройэкспортом".
Чешские ожидания и российские обещания
После победы в 2006 году на беленском тендере возглавлявший тогда "Атомстройэкспорт" Сергей Шматко публично пообещал, что "русское оружие" никогда более не сойдётся между собой, и что будут проведены "все необходимые консультации с чешскими партнёрами" для образования "единого поставщика реакторов ВВЭР".
Облегчить задачу, поставленную Шматко, могло то обстоятельство, что "Шкода-JS" перешла в руки российского капитала, а именно, ОМЗ, откуда был с позором изгнан Каха Бендукидзе. На практике получилось обратное. Российское государственное атомное ведомство и российские прогосударственные машиностроители находят общий язык с невероятным трудом.
На "Шкоде" надеялись, что российский контроль над заводом и примирительно-обнадёживающие слова Сергея Шматко позволят чехам получить свою долю в атомной программе России в виде контрактов на один реакторный комплект в год. Но до сих пор ни одного серьёзного атомного заказа чехи от россиян так и не дождались.
Ладислав Ланг, российское представительство "Шкоды-JS", эксклюзивное интервью для AtomInfo.Ru, 2009 год.
Вы знаете, что мы пятый год находимся в российской собственности (ОМЗ). Мы хотели бы принимать участие в развитии атомной отрасли России. Пока, к сожалению, атомных заказов из России у нас нет, но мы надеемся на них в будущем.
А между тем, Чешская Республика стала лояльным членом Евросоюза, и это могло бы позволить использовать "Шкоду-JS" и другие купленные российским бизнесом чешские заводы и компании как плацдарм для борьбы за новые европейские атомные заказы. В воздухе витала мысль о создании некоего ВВЭР-Ч, чешского подвида российских реакторов. Правда, вслух эту идею комментировали только на чешской стороне.
Мирослав Фиала, генеральный директор "Шкоды-JS", эксклюзивное интервью для AtomInfo.Ru и "Пражского телеграфа", 2008 год.
Вопрос: На одном из российских атомных форумов была высказана мысль о том, что "Шкода-JS" могла бы стать ведущим производителем нового вида реакторов - некоего "европейского ВВЭР". По мнению автора идеи, создание такого реактора открыло бы дорогу на европейский рынок для российских атомных технологий, поскольку этот блок был бы "своим" для ЕС. Насколько "Шкода-JS" готова к такому производству?
Ответ: За период с 1980 г. по 1992 г. "Шкода-JS" изготовила 21 комплект атомных реакторов типа ВВЭР мощностью 440 МВт, и три так называемых "миллионника" - реактора ВВЭР мощностью 1000 МВт. Фактически, мы выпускали по два блока в год.
С точки зрения мощности мы способны предложить изготовление реактора типа ВВЭР либо более нового образца. Но многое зависит от того, сможем ли мы получить технические знания об этих новых типах реакторов, которые создаются или находятся в разработке в российских проектных бюро.
Это очень сложная миссия - договориться и скоординировать друг с другом деятельность и возможности использования тех ресурсов, которыми мы располагаем в области технологии ВВЭР на сегодняшний день. Но мы готовы к тому, чтобы протянуть руку, которая на сегодняшний день является носителем технологий ВВЭР, по направлению к Центральной Европе и на Запад.
Реактор МИР
Как было сказано в самом начале, неожиданное свершилось. Без лишней помпезности "Атомстройэкспорт" объявил в скупых строчках пресс-релиза о рождении нового проекта МИР, в котором без труда угадывается сходство с АЭС-2006.
Пробой пера для нового проекта должен стать темелинский тендер в Чехии.
Пресс-релиз "Атомстройэкспорта", сентябрь 2009 года.
В рамках конференции "Атомстройэкспорт" представил новый проект российско-чешского партнерства - Модернизированный интернациональный ректор (МИР). МИР является эволюционным проектом легководяного реактора типа ВВЭР, усовершенствованным по ряду показателей. "Атомстройэкспорт" предлагает данный проект как фундамент для строительства новых блоков АЭС "Темелин".
МИР - это одновременно и проект АЭС, и модель кооперации. Технологические решения проекта предусматривают локализацию в Чехии до 70% поставок оборудования, работ и услуг. Системное развитие отношений обеспечило фундаментальный базис российско-чешской кооперации в XXI веке.
Дальше, как говорится, больше. За Чехией может последовать Словакия, которой также предлагают повнимательнее присмотреться к новому российскому предложению.
Пресс-релиз "Атомстройэкспорта", сентябрь 2009 года.
ЗАО "Атомстройэкспорт" представил на конференции современные российские ядерные технологии. По предложению российской компании базовым проектом для российско-словацкого сотрудничества в сооружении АЭС может стать МИР - MIR (Modernized International Reactor).
МИР - эволюционный проект хорошо знакомого в Словакии легководяного реактора типа ВВЭР, усовершенствованный по ряду показателей. Проект обеспечивает мощность 1200 МВт, что востребовано сейчас и на европейском, и на российском рынках. В России уже сооружаются данные референтные АЭС. Также МИР-1200 лег в основу недавних предложений России по сооружению АЭС в Турции и Калининграде.
Можно сказать прямо, что концепция ВВЭР-Ч нашла теперь поддержку у флагманов российского атомного комплекса, и час "Ч" для ВВЭР-Ч в обличии МИРа пробил. Высокий уровень локализации проекта призван дать ответ критикам, беспокоившимся, что простое переименование ВВЭР пусть даже в "Самый Европейский Реактор" не спасёт его от пристального внимания европейских бюрократов.
Но не ждёт ли нас другая крайность? Не вытеснит ли МИР исконные ВВЭРы с внутреннего рынка, с российских АЭС? Ведь у выноса производства за рубеж есть свои сторонники и аргументы. Теоретически такую опасность можно было бы рассмотреть, но практически она близка к нулю.
В конце концов, если отечественная "Ижора" исправно выполняет заказы от "Росатома", то чешской "Шкоде-JS" ещё только предстоит доказать, что она в её нынешнем состоянии способна изготовить хотя бы один реакторный комплект. Причём добавление "в год" в предыдущей фразе потеряно не случайно.
ИСТОЧНИК: Владимир Рычин, AtomInfo.Ru
ДАТА: 29.09.2009
Темы: Россия, Восточная Европа, Чехия, Словакия, Шкода-ЯМ