Час Ч для ВВЭР-Ч

Неожиданное свершилось. "Атомстройэкспорт" предлагает для новых блоков в Чехии и Словакии проект реактора МИР. Хорошо знакомая технология ВВЭР меняет свой имидж в попытке защитить свои позиции в Восточной Европе за счёт объединения сил российских и чешских предприятий.

Что стоит на кону?

Чешская Республика и Словакия в обозримом будущем готовы взять на себя бремя лидерства в новом атомном строительстве на территории Евросоюза. Уже известно, что будут сооружаться блоки №№3-4 на АЭС "Темелин", а также начата достройка второй очереди АЭС "Моховце".

Следующей на очереди расположилась АЭС "Дукованы", которой пора задумываться о том, что придёт на замену её блокам с ВВЭР-440. Завершит чешско-словацкую атомную феерию станция в Богуницах, где также ожидается появление новых реакторов.

Первую скрипку во всех перечисленных проектах собираются играть энергетики, а не атомщики. В случае Чехии лидерство возьмёт на себя компания ЧЭЗ, где сильны позиции французского капитала. В Словакии всё ещё проще - местные АЭС контролируются итальянским "Enel", но и ЧЭЗ не собирается оставаться тут в стороне.

Идеалы европейского единства диктуют Праге и Братиславе "естественный" выбор в пользу французских технологий EPR, а реальный опыт работы склоняет их к российским и американским проектам. Чтобы пробиться сквозь стену протекционизма, выстраиваемую в своих интересах определёнными кругами Евросоюза, неевропейские поставщики решили, похоже, поставить на фактор локализации.

Уровень локализации проекта МИР, предлагаемого для Чехии и Словакии россиянами, может достигнуть 70%. Дальше заходит "Вестингауз", готовый локализовать свой проект AP-1000 на 80% - правда, при этом американцы не планируют отказываться от собственного бренда.

Гонка за повышением локализации напоминает аукцион. Чешские источники AtomInfo.Ru шутят, что на темелинский тендер осталось пригласить китайцев, и они предложат локализацию 110% - то есть, чехи сделают всё сами и ещё немного поработают на генподрядчика.

Чешские ВВЭР

Столь высокая вера в способности чешских и словацких предприятий и организаций объясняется их долгой историей в программе по строительству ВВЭР в странах бывшего СЭВ. В социалистическом разделении труда Чехословакии отводилась роль снабженца реакторным оборудованием для атомного парка стран народной демократии.

Межправительственное соглашение между СССР и ЧССР о расширении сотрудничества в развитии атомной энергетики, подписанное 15 ноября 1976 года, открыло для чехов и словаков дорогу в мир корпусных легководных реакторов. За последующие 10 лет Советы выдали им множество ценных подарков, облечённых в рамки контрактов №№85-120/4500, /60600, /60500 и /54700 между ВТО "Шкодаэкспорт" и "Атомэнергоэкспортом", по итогам которых атомный сектор Чехословакии мог с полным основанием причислить себя к совладельцам технологий ВВЭР.

Центром чехословацкого атомного машиностроения по понятным причинам стала группа "Шкода", сформировавшая у себя атомное крыло - "Шкода - Ядерное машиностроение", или "Шкода-JS". Обеспечив корпусами и другим тяжёлым оборудованием все АЭС у себя в стране и выпустив первый корпус для социалистической инкарнации АЭС "Белене", чешская группа ушла в тень на период газовой паузы.

Единственный раз "Шкода-JS" напомнила о себе на торгах по выбору генподрядчика для достройки - как тогда это называлось - всё той же АЭС "Белене" в Болгарии. Чехи создали отдельный от россиян альянс, пригласили в него "Вестингауз" и до самого конца на равных конкурировали с "Атомстройэкспортом".

Чешские ожидания и российские обещания

После победы в 2006 году на беленском тендере возглавлявший тогда "Атомстройэкспорт" Сергей Шматко публично пообещал, что "русское оружие" никогда более не сойдётся между собой, и что будут проведены "все необходимые консультации с чешскими партнёрами" для образования "единого поставщика реакторов ВВЭР".

Облегчить задачу, поставленную Шматко, могло то обстоятельство, что "Шкода-JS" перешла в руки российского капитала, а именно, ОМЗ, откуда был с позором изгнан Каха Бендукидзе. На практике получилось обратное. Российское государственное атомное ведомство и российские прогосударственные машиностроители находят общий язык с невероятным трудом.

На "Шкоде" надеялись, что российский контроль над заводом и примирительно-обнадёживающие слова Сергея Шматко позволят чехам получить свою долю в атомной программе России в виде контрактов на один реакторный комплект в год. Но до сих пор ни одного серьёзного атомного заказа чехи от россиян так и не дождались.

А между тем, Чешская Республика стала лояльным членом Евросоюза, и это могло бы позволить использовать "Шкоду-JS" и другие купленные российским бизнесом чешские заводы и компании как плацдарм для борьбы за новые европейские атомные заказы. В воздухе витала мысль о создании некоего ВВЭР-Ч, чешского подвида российских реакторов. Правда, вслух эту идею комментировали только на чешской стороне.

Реактор МИР

Как было сказано в самом начале, неожиданное свершилось. Без лишней помпезности "Атомстройэкспорт" объявил в скупых строчках пресс-релиза о рождении нового проекта МИР, в котором без труда угадывается сходство с АЭС-2006.

Пробой пера для нового проекта должен стать темелинский тендер в Чехии.

Дальше, как говорится, больше. За Чехией может последовать Словакия, которой также предлагают повнимательнее присмотреться к новому российскому предложению.

Можно сказать прямо, что концепция ВВЭР-Ч нашла теперь поддержку у флагманов российского атомного комплекса, и час "Ч" для ВВЭР-Ч в обличии МИРа пробил. Высокий уровень локализации проекта призван дать ответ критикам, беспокоившимся, что простое переименование ВВЭР пусть даже в "Самый Европейский Реактор" не спасёт его от пристального внимания европейских бюрократов.

Но не ждёт ли нас другая крайность? Не вытеснит ли МИР исконные ВВЭРы с внутреннего рынка, с российских АЭС? Ведь у выноса производства за рубеж есть свои сторонники и аргументы. Теоретически такую опасность можно было бы рассмотреть, но практически она близка к нулю.

В конце концов, если отечественная "Ижора" исправно выполняет заказы от "Росатома", то чешской "Шкоде-JS" ещё только предстоит доказать, что она в её нынешнем состоянии способна изготовить хотя бы один реакторный комплект. Причём добавление "в год" в предыдущей фразе потеряно не случайно.

ИСТОЧНИК: Владимир Рычин, AtomInfo.Ru

ДАТА: 29.09.2009

Темы: Россия, Восточная Европа, Чехия, Словакия, Шкода-ЯМ


Rambler's Top100