Ситуация, сложившаяся в атомно-промышленном комплексе Украины, сегодня не внушает оптимизма. Однако стратегия выведения Украины из состояния 100%-ной зависимости от России в ядерном топливе имеется. Совместное видение Министерства топлива и энергетики Украины и УкрНИИпромтехнологии представил директор НИИ Юрий Кошик на научно-практической конференции 17 сентября. Конференция "Ядерные технологии в Украине: возможности, состояние и проблемы внедрения" была организована и проведена Институтом проблем национальной безопасности (ИПНБ) при Совете национальной безопасности Украины.
Украина владеет сырьевой базой урана и циркония, которая достаточна для полного обеспечения внутренних потребностей. В некотором роде, имеется и необходимая инфраструктура. В урановой отрасли она представлена ГП "ВостГОК", в составе которого задействованы две уранодобывающие шахты и гидрометаллургический завод для переработки урановых руд для получения концентрата природного урана. Инфраструктура циркониевой отрасли представлена государственным научно-производственным объединением "Цирконий". Правда, предприятие находится в процедуре банкротства.
Ещё один нюанс - отсутствие финансирования. Финансирование программ создания элементов ядерно-топливного цикла за 2005-2008 гг. составило около 21,1% от потребностей. При этом: урановое производство -18,9 %, циркониевое - 56,7%, фабрикация ТВС не финансировалась вообще. Таким образом, недофинансирование программы только за период 2005-2008 гг составило 2954,3 млн. грн (около 400 млн. дол), из которых урановое производство - 2830,3 млн. грн. (половину - Новоконстантиновское месторождение) и циркониевое производство - 124 млн. грн.
Ежегодная потребность Украины в обогащённом уране с текущего и по 2013 год оценивается, по информации Министерства топлива и энергетики, в 267 тонн, в концентрате урана - в 2480 тонн.
На сегодняшний день производственные мощности украинского атомно-промышленного комплекса обеспечивают потребности Украины в цирконии и ионообменных смолах для производства концентрата природного урана - полностью, самого концентрата природного урана - на 30%.
Целью государственной целевой экономической программы "Ядерное топливо Украины" является обеспечение развития уранового и циркониевого производств в Украине и создание мощностей по производству ядерного топлива и его элементов.
Программой предусмотрено увеличение производства концентрата природного урана до необходимых объёмов; создание полного цикла циркониевого производства с выпуском циркониевого проката в необходимых объёмах; организация производства комплектующих изделий для ТВС и производства ТВС (начиная с деконверсии урана до изготовления ТВС).
Увеличение производства концентрата природного урана предусматривается за счёт поддержки и развития мощностей действующих шахт, увеличения объёма урановой руды путем освоения Новоконстантиновского и новых месторождений урана, увеличения объёмов переработки урановой руды.
На первом этапе (до 2014 г.) осуществляется наращивание производства концентрата природного урана до объёмов, которые обеспечат потребности ЯТЦ.
В долгосрочной перспективе (2014-2030 годы) осуществляется дальнейшее наращивание и поддержка производства урана до объёмов, которые обеспечивают потребности ЯТЦ.
Обязательным условием при решении этих задач является соблюдение всех требований для защиты населения и окружающей среды при эксплуатации предприятий атомно-промышленного комплекса, включая безопасную консервацию или снятие с эксплуатации отдельных объектов технологичных линий и элементов.
Развитие циркониевого производства предусматривается за счет технического переоснащения действующего производства циркония для производства диоксида циркония на ГНПП "Цирконий". А также - строительства и введения в эксплуатацию производства циркониевой губки на исследовательском производстве ГП "Титан".
Кроме того, предусматривается строительство и введение в эксплуатацию производства циркониевого сплава и TREX- трубы на ГНПП "Цирконий", а также реконструкция и техническое переоснащение ГП "Днепропетровского завода прецизионных труб".
Для организации производства ядерного топлива предусмотрено приобретение технологии и оборудования для: изготовления комплектующих из циркониевого проката и нержавеющей стали; изготовления топливных таблеток из обогащенного гексафторида урана; для монтажа тепловыделяющих элементов и тепловыделяющих сборок.
А также - разработка нормативной базы для обеспечения ядерной и радиационной безопасности при производстве ядерного топлива и, наконец, строительство комплекса по производству комплектующих и фабрикации ТВС.
Таким образом, к 2013 году можно будет обеспечить увеличение производства концентрата природного урана с 830 до 1880 т/год, что позволит уменьшить на 75% зависимость Украины от импорта природного урана и обеспечит базу для избежания этой зависимости до 2020 года.
Организация производства циркониевой губки, трубной заготовки и циркониевого проката позволит Украине выйти из-под зависимости от импорта циркониевой продукции, которая необходима для изготовления ядерного топлива.
Организация производства ТВС позволит в 2014 году уменьшить на 80% зависимость Украины от импорта услуг по изготовлению твэлов и обеспечит базу для прекращения импорта ядерного топлива до 2020 года.
Самый интересный вопрос - это источники финансирования. Министерство топлива и энергетики рассматривает три возможных источника. Это - госбюджет, банковский кредит, привлечение инвестиций. В первом случае - форма собственности не предусматривает акционирования. В остальных - возможны варианты.
При этом Минтоп акцентирует внимание на том, что источник финансирования должен быть стабильным и надежным, иначе за сроки никто, так сказать, не отвечает.
Если анализировать достоинства и недостатки всех видов финансирования, то, следует отметить, что при финансировании из государственного бюджета и сохранении государственной собственности в уранодобывающей промышленности Украина оставит за собой как государством исключительные права на произведенный уран.
С другой стороны, государственный бюджет, как свидетельствует опыт, является ненадёжным и недостаточным источником инвестиций, что уже привело к срыву определенных ранее планов развития уранового производства.
Банковский кредит при существующих в Украине кредитных ставках и сроках кредитования отечественными банками как источник инвестиций невозможен. Доступ к кредитным ресурсам западных банков с их привлекательными для инвестиций условиями кредитования, требует детально отработанного технико-экономического обоснования инвестиций (ТЭОИ), которое должно содержать информацию, соответствующую современным требованиям горнорудной отрасли.
Негосударственные инвестиции, в том числе иностранные, как известно, могут быть привлечены при условии реструктуризации предприятий в акционерные общества, даже со 100% государственным капиталом.
Иностранный инвестор условием вложения инвестиций может поставить требование продажи части произведенного урана, но эта проблема, по мнению Минтопэнерго, может быть решена за счет наращивания производственных мощностей по добыче урана сверх потребностей Украины.
Таких предложений должно быть в избытке, поскольку сейчас мир испытывает дефицит урана за счёт того, что производственные мощности не соответствуют потребностям (по прогнозу Всемирной ядерной ассоциации, к 2010 суммарный дефицит урана составит около 16 тысяч тонн урана).
Таким образом, мировой опыт показывает, что реальным стабильным источником финансирования могут быть только внутренние или внешние инвестиции заинтересованных в сотрудничестве крупных компаний.
Следовательно, единственной серьёзной проблемой реализации программы "Ядерное топливо Украины", которая позволит стране получить самостоятельное независимое от внешних поставщиков производство ТВС, является, по мнению Министерства топлива и энергетики, - финансовая.
"Единственным условие реализации разработанных мер по созданию элементов ядерно-топливного цикла в Украине является достаточное и стабильное финансирование всех указанных выше направлений", - отметил докладчик.
По его словам, необходимо обеспечить достаточное и стабильное финансирование плана мероприятий и программ "Уран Украины" и "Цирконий Украины" путем установления целевой надбавки к тарифу на электроэнергию, произведенную АЭС, с дальнейшим перечислением полученных средств не в Госбюджет на проедание, а на озвученные цели. И, конечно, привлечение внешних инвестиций.
ИСТОЧНИК: Агентство атомных новостей (Украина) - AtomNews
ДАТА: 21.09.2009
Темы: Восточная Европа, Украина, ЯТЦ