Нужны ли России госкорпорации (мнения парламентариев)

В России может появиться восьмая госкорпорация. По данным газеты "Ведомости", Министерство экономического развития, Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) и Центробанк готовят законопроект о создании госкорпорации "Российское финансовое агентство" (РФА).

В настоящий момент в стране действует 7 госкорпораций. Это Внешэкономбанк, "Ростехнологии", Агентство по страхованию вкладов, "Росатом", "Олимпстрой", Фонд содействия реформированию ЖКХ, "Роснанотех".

Между тем известно, что в начале августа президент РФ Дмитрий Медведев поставил под сомнение целесообразность существования госкорпораций и поручил Генпрокуратуре проверить их деятельность на предмет расходования бюджетных средств.

Как сообщала 7 августа пресс-служба Кремля, особое внимание при этом будет уделяться "вопросам, касающимся целевого характера и эффективности использования переданного им государством имущества, финансовых средств, а также соответствия деятельности государственных корпораций целям, сформулированным в федеральных законах об их создании". "По итогам проверки президент России поручил представить предложения, в том числе о целесообразности дальнейшего использования такой организационно-правовой формы, как государственная корпорация", - отмечалось в сообщении кремлевской пресс-службы.

Напомним, в марте 2009 года президентский Совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства рекомендовал Медведеву упразднить госкорпорации как особую форму юридических лиц. Авторы "Концепции развития законодательства о юридических лицах" считают, что все существующие госкорпорации должны быть лишены привилегий и особого статуса, и трансформированы в иные формы юридических лиц.

Критики часто обвиняют госкорпорации в непрозрачности и неэффективной работе по распределению средств, выделяемых им из федерального бюджета.

Как пишет ИА "Финмаркет", вопрос об использовании финансовых средств ставится президентом отнюдь не случайно: весной этого года Генпрокуратура уже обвинила в расточительстве Фонд ЖКХ.

Так, члены правления компании за прошлый год получили бонусы в размере 55 млн руб., а вознаграждение ее гендиректора Константина Цицина (16,5 млн руб.) "в несколько раз превысило размер доходов за год высших должностных лиц государства".

Более того, расходы фонда на зарплату сотрудникам оказались сопоставимы с расходами на содержание в 2008 году центральных аппаратов Роснедр, Росархива, Роспатента, Росинформтехнологии и Роскартографии вместе взятых.

Впоследствии гендиректор фонда возместил полученное вознаграждение, а члены правления - часть бонусов. Фонд ЖКХ также пообещал урезать зарплаты. Теперь же компания первой из госкорпораций вернет полученные из бюджета деньги - правительство распорядилось изъять из уставного капитала госкорпорации 65 млрд руб..

Агентство также напоминает, что Дмитрий Медведев и ранее отмечал: госкорпорации не вечны. В начале июня он говорил, что не расценивает их как локомотив роста экономики. "Во всяком случае, я не думаю, что это правильный метод реформирования нашей экономической структуры. По отдельным направлениям действительно мы решили использовать государственные корпорации. Но их жизнь должна быть конечна", - считает глава государства. В конечном же итоге, отмечал президент, эти компании должны будут стать акционерными обществами.

"Новости Федерации" обратились к представителям верхней и нижней палат парламента с просьбой выразить свое отношение к госкорпорациям.

Мнения парламентариев относительно госкорпораций разошлись. Часть из них считает такие организации благом для России, другие – бюджетными нахлебниками, а третьи – необходимыми участниками, но лишь нынешнего, кризисного, этапа развития экономики.

Отрицательно относится к госкорпорациям председатель Комиссии Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой РФ, представитель в СФ от Законодательного органа госвласти Магаданской области Сергей Иванов.

"Мне непонятно, для чего они создаются и для чего на их содержание тратится огромная часть государственного бюджета ", - недоумевает сенатор.

По мнению парламентария, "топ-менеджеры российских госкорпораций ассоциируют себя с западными коллегами, кладя себе зарплату примерно в 1,5 млн рублей в год". "Кстати, если за условную единицу взять рубль, то практически все нынешние госкрпорации освоили от него не более 30%. Замашки у них имперские, а отдача малая", - возмущенно заявил политик.

Сенатор обратил внимание на то, что многие СМИ пишут об отсутствии у Счетной палаты механизмов контроля за госкорпорациями. "Они утверждают, что госкорпорации неподконтрольны Счетной палате. Но это неправда. Счетная палата присутствует везде, где присутствует хотя бы одна бюджетная копейка", - заверил Сергей Иванов.

Заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества представитель в СФ от исполнительного органа государственной власти Краснодарского края Александр Починок, бывший в свое время министром труда и социального развития РФ, считает госкорпорпации необходимыми для данного периода времени, но советует отказаться от них в перспективе.

"Сейчас, в условиях кризиса, государству без корпораций не обойтись", - убежден сенатор. "Покажите мне живого бизнесмена, который будет финансировать, например, нанотехнологии", - заметил парламентарий.

Отнеся к большому риску передачу этих структур в частные руки в сегодняшний нестабильный период, политик в то же время высказал мнение, что "при первой же возможности государство должно будет дорого продать их в частные руки, пополнив за счет этого бюджет". "По большому счету, если их не будет, то будет лучше", - полагает сенатор.

На данном же этапе Александр Починок предложил сконцентрироваться на "тщательном вылизывании законодательства о госкорпорациях, на контроле за их деятельностью и за расходами".

Первый заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности, представитель в СФ от администрации Курганской области Олег Пантелеев назвал госкорпорации нужными структурами, но призвал усилить контроль за их работой.

"Госкорпорации нужны, но не менее нужен и серьезный контроль за их деятельностью", - заявил сенатор, подчеркнув, что система госконтроля за организациями такого рода не отработана.

По словам политика, он согласен с президентом в том, что от этих ведомств "отдачи пока практически никакой нет".

«Непонятно, чем занимаются, например, "Ростехнологии", как они могли допустить, что "АвтоВАЗ" оказался в такой дыре? Непонятна мне и политика "Роснанотеха". Такое впечатление, что штамп с надписью "сделано с использованием нанотехнологий" ставят на что попало и лишь для того, чтобы поднять цену продукции", - выразил возмущение сенатор, поделившись своим печальным опытом покупки фильтра для воды.

"Я не так давно купил фильтр для воды как раз с таким штампом. Но при ближайшем рассмотрении он оказался совершенно обычным, зато из-за якобы присутствия нанотехнологий стоил в несколько раз дороже", - подытожил Олег Пантелеев.

"Больше положительное, чем отрицательное" отношение к госкорпорациям сформировалось у члена Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению, представителя в СФ от законодательного органа госвласти Еврейской автономной области Бориса Листова.

"Те задачи, под которые их создавали, были резонными", - сказал сенатор. "А если вдруг сейчас начинают считать, что они не нужны, то эту их ненужность необходимо обосновать так же профессионально, как тогда обосновывалась специалистами их нужность", - заметил парламентарий.

Поручение Дмитрия Медведева Генпрокуратуре проверить деятельность госкорпораций на предмет расходования ими бюджетных средств политик объясняет желанием президента разобраться "в качестве менеджмента и, наверное, еще раз найти подтверждение правильности принятого решения о создании именно таких форм юридических лиц".

"Не исключено, что где-то не совсем положительную роль мог сыграть человеческий фактор, но, например, деятельность такой госкорпорации как Внешэкономбанк я считаю обоснованной, поскольку поставленные перед ней задачи, на мой взгляд, успешно выполняются", - заключил Борис Листов.

"Самое положительное" отношение к госкорпорациям сложилось у заместителя председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности, представителя в СФ от администрации Ивановской области Владимира Гусева, бывшего в свое время запредом Совмина СССР.

"Госкорпорации – это большой шаг вперед с точки зрения эффективности работы предприятий", - считает сенатор. "Сочетание государственного подхода с частной предприимчивостью в конечной итоге дает хороший результат", - пояснил он.

Другое дело, продолжил парламентарий, "контроль за ними, безусловно, необходим – они же расходуют бюджетные средства".

По мнению политика, "придет время, и госкорпорации себя еще покажут". "Но при условии честной работы и эффективного управления", - добавил Владимир Гусев.

Неэффективной считает деятельность российских госкорпораций заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам, член фракции "Единая Россия" Андрей Макаров.

"Для того чтобы понять всю неэффективность госкорпораций вовсе необязательно поручать проверку их деятельности Генпрокуратуре, что сделал президент. Неэффективность их деятельности настолько очевидна, что не нуждается в дополнительных проверках и доказательствах", - заявил депутат.

По словам парламентария, "сегодня мы мечемся из стороны в сторону, чтобы найти какие-то варианты решений для стабилизации экономики в России". "Очень жаль, что эти решения ищутся не в создании нормальных условий для бизнеса, а в перестройке пенсионной системы и в создании госкорпораций, которые по существу хоронят бизнес. Но думаю, это пройдет. Просто надо переболеть", - подытожил Андрей Макаров.

Лекарством для экономики с побочными действиями назвал российские госкорпорации председатель Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству, член фракции "Единая Россия" Евгений Федоров.

"Госкорпорации - это очень важный инструмент для решения конкретных проблем", - заявил депутат. "Это - как сильное лекарство, у которого мощнейшее воздействие на экономику страны, но при этом у него есть и побочные действия - проблемы, увеличивающиеся со временем", - добавил он.

"Именно поэтому большинство госкорпораций, созданных в России, носят срочный характер: на 5, 6, 7 лет и так далее. Это делается с учетом того, что со временем любая госкорпорация начинает проявлять себя - бюрократизироваться и так далее. Поэтому и необходимо четко понимать, на какой срок ее нужно создавать", - пояснил парламентарий.

"Что касается создания в России восьмой госкорпорации, то хотелось бы отметить, что на сегодняшний день в России есть проблема, связанная с "длинными деньгами" - их вообще нет в экономике страны. Это связано с форматом мировой экономической системы, с наличием резервных валют, куда пока российский рубль не входит. Поэтому в России без мощной господдержки не получить "длинные деньги", которые работают при нормальных условиях, а вот в условиях кризиса они поставили наши компании в чрезвычайно сложное положение. Поэтому Россия должна формировать институты "длинных денег", иначе их придется брать за рубежом", - заключил Евгений Федоров.

"Целесообразность существования госкорпораций возможно и есть. Все зависит от их устройства и добросовестной работы, которая должна проверяться госорганами, например, Генпрокуратурой", - считает член Комитета Госдумы по финансовому рынку, представитель фракции "Единая Россия" Павел Медведев.

По словам парламентария, "в России есть прекрасная госкорпорация Агентство по страхованию вкладов, которая работает почти идеально". "Все, что в пределах человеческих возможностей, это агентство выполняет", - заверил Медведев, отметив при этом, что о деятельности других госкорпораций информирован плохо, поэтому дать оценку им не может.

Политик считает разумным создания восьмой госкорпорации под названием "Российское финансовое агентство". "Ведь нужно же кому-то поручить управлять активами правительства", – заметил депутат, констатировав, что сегодня его активами занимается Центробанк.

"Конечно, нельзя сказать, что ЦБ плохо справляется с поручением такого рода. Однако есть некая деликатная сторона дела: Центробанк должен быть полностью независим от правительства, а мы видим, что некоторая зависимость есть. Поэтому, возможно, что правительство за счет создания такой госкорпорации хочет полностью взять на себя ответственность за размещение своих средств", - заключил Павел Медведев.

Убежден в необходимости существования госкорпораций заместитель председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству, член фракции КПРФ Виктор Илюхин.

"Госкорпорации должны функционировать», - заявил депутат, попутно предложив среди уже существующих "провести кадровое укрепление, поскольку во главе этих ведомств зачастую стоят не всегда компетентные и чистоплотные люди". "А то, что Дмитрий Медведев поставил перед Генпрокуратурой задачу по проверке работы госкорпораций, вовсе не говорит о недоверии президента к необходимости наличия таких структур", - убежден парламентарий.

По словам политика, "сегодня в странах классического капитализма, например, в Германии и Франции, госсобственность составляет почти 40%". «В России же - всего 10%, в связи с чем государство не может распоряжаться полученной прибылью по своему усмотрению, расходуя ее и на свои нужды, и на нужды общества. Поэтому госкорпорации нужны. Главное, чтобы их работа была эффективной", - заключил Виктор Илюхин.

Важнейшим механизмом российской экономики считает госкорпорации член Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству, представитель фракции "Единая Россия" Виктор Звагельский.

"В условиях глобальной экономической реконструкции и перевода экономики на новые рельсы госкорпорации являются важнейшим механизмом, обеспечивающим усиленное участие государства в решении ключевых стратегически важных проблем", - заявил депутат.

Парламентарий отметил, что "неслучайно уже созданные госкорпорации распространяют свою деятельность на такие сферы как нанотехнологии, атомная промышленность, подготовка к Олимпиаде и так далее". "Здесь обычными механизмами не обойтись. При этом каждая из госкорпораций имеет свой четко прописанный устав, исключающий злоупотребления и обеспечивающий целевое расходование государственных средств", - убежден он.

"Что касается создания финансовой госкорпорации, то сегодня всем очевидно, что финансовая система страны - одна из тех важнейших узловых точек в экономике, которая требует не только продуманной поддержки, но и скорейшего реформирования", - заключил Виктор Звагельский.

ИСТОЧНИК: Regions.Ru

ДАТА: 18.08.2009

Темы: Госкорпорация Росатом


Rambler's Top100