Наталья Германовна Айрапетова - заместитель директора по развитию ФГОУ "ГЦИПК", к.э.н., доцент.
Наталья Германовна, расскажите, пожалуйста, чем занимается Центральный институт повышения квалификации (ЦИПК)?
Основная задача ЦИПК заключается в подготовке и повышении квалификации руководящих работников и сотрудников предприятий атомного комплекса.
Нашему институту в этом году исполняется 40 лет. За это время он зарекомендовал себя с хороших позиций. На сегодняшний день, в состав института входят семь кафедр и три научно-методических центра. По сути дела, мы охватываем все вопросы, которые непосредственно нужны для того, чтобы эффективно управлять предприятиями атомной отрасли.
Среди этих вопросов - управление человеческими ресурсами, радиационный контроль, экология, экономика предприятий и управление ядерно-оружейным комплексом.
А почему институт называется центральным?
В своё время, когда наша отрасль называлась ещё по-другому (Средмаш) и Обнинск был одним из научных центров по развитию ядерных технологий, стало логичным, что атомный центр по повышению квалификации локализовался не в Москве, а именно в Обнинске.
В те времена в Москве и в Питере были наши филиалы. После реструктуризации, эти учебные заведения стали отдельными структурами - ГРОЦ и МИПК. По сути дела, все три института повышения квалификации работают на одну задачу, хотя и дифференцированы в различных областях. Так, ленинградский ГРОЦ всегда концентрировался на вопросах, связанных со строительством, а мы в большей степени были "заточены" на проблемы менеджмента.
Многие институты повышения квалификации нередко жалуются на нехватку заказов. Как Вы оцениваете перспективы ЦИПК, особенно в связи с принятием атомной федеральной целевой программы?
Я считаю, что у ЦИПК есть большой потенциал для развития, который чётко коррелирует с ренессансом атомной энергетики. У нас для этого есть большие наработки и кадровый потенциал. Не стоит скрывать, что к управлению ЦИПК пришла новая команда креативных менеджеров.
Мы предполагаем, что мы на сегодняшний день можем покрыть практически все нужды в плане повышения квалификации наших предприятий, включая вопросы, которые в последние 10-15 лет уходили на сторону. В качестве примера, это вопросы, которые близки мне - экономика, бухгалтерский учёт и финансовая отчётность предприятий.
По новой программе, мы собираемся пускать два блока в год. Если добавить сюда зарубежные блоки, то нам предстоит увеличить численность персонала в несколько раз. Готов ли ЦИПК к такой ситуации?
Мы готовы к такой ситуации, и у нас есть достаточно большой резерв. Следует напомнить, что в середине 70-ых и начале 80-ых годов, когда темпы ввода были сравнимы с заявляемыми на 2010 год, на территории ЦИПК находилось до 3 тысяч слушателей в год. Инфраструктура нашего института позволяет принимать такое количество слушателей.
Адаптируется ли ЦИПК к современным веяниям в системе образования, например, к дистанционному обучению, или вы пока ещё действуете кафедральным методом?
Мы достаточно широко рассматриваем различные методы обучения. С учётом того, что наши предприятия раскиданы по стране, затраты на командировки слушателей зачастую могут превышать стоимость обучения на территории Обнинска.
Как известно, когда гора не идёт к Магомету, то Магомет идёт к горе. В последнее время, мы практикуем систему выездных занятий. Кафедры и ведущие преподаватели выезжают на предприятия или в те регионы, где локализуется достаточно много наших предприятий. Это позволяет сэкономить на командировочных расходах, а также охватить большее количество слушателей.
Что касается развития дистанционных технологий, то мы этим занимаемся давно и упорно. У нас на сегодняшний день есть потенциал к тому, чтобы создавать курсы дистанционного обучения, основанные не только на достаточно примитивных технологиях - таких, как "Multiply Choice", или тестирование по выбору одного правильного ответа из нескольких вариантов. Мы хорошо владеем технологиями по созданию интерактивных учебников, в том числе, учебников, которые включают в себя не только текстовую информацию, но и 3D-информацию, что в ближайшее время станет наиболее важным и перспективным.
Все страны, которые собираются строить у себя АЭС, в первую очередь, жалуются на то, что им не хватает людей. Остальные же проблемы для них вторичны. Как Вы оцениваете роль кадров в атомной энергетике?
Я думаю, что не буду оригинальна, если повторю известный в нашей стране лозунг "Кадры решают всё". За 50 лет, прошедшие с момента появления этого лозунга, ничего не изменилось. Действительно, на сегодняшний день наиболее острой для нас проблемой является проблема кадров.
Острота этой проблемы связана не только с демографическим спадом. Часть высококвалифицированного персонала, к сожалению, ушла из отрасли. Это общая ситуация, связанная с аналогичными процессами в мире. В последнее время, все страны заявляют о амбициозных проектах по строительству новых мощностей, и все отмечают, что кадровая проблема становится наиболее острой.
Период стагнации в мировой атомной энергетике привёл к тому, что обучение по атомным специальностям во многих университетах было приостановлено. Соответственно, произошла утеря тех критических знаний, которые позволяли эффективно обучать студентов. Могу сказать, что последние по времени учебники, написанные в области ядерных технологий, датируются 1992-1993 годами. Это характерно не только для нас, но и для мира в целом.
Огромный пласт работы лежит в азиатском регионе - Китай, Индонезия, Пакистан, Индия и другие страны. В этих государствах делаются заявления о строительстве огромного количества мощностей. В то же время, совершенно очевидно, что этот регион мира вообще не обладает никаким накопленным атомным знанием, в отличие от европейского региона.
ИСТОЧНИК: AtomInfo.Ru